20 июня 2023 г. в 11:18 по пекинскому времени (03:18 UTC) с пусковой установки №16 Центра космических запусков Тайюань был выполнен успешный пуск РН «Чанчжэн-6» (CZ-6 №Y12) с китайским военно-экспериментальным КА «Шиянь-25» (试验二十五号, Shiyan 25). Аппарат был успешно выведен на солнечно-синхронную орбиту с параметрами:

• минимальная высота – 306.9 км;
  • максимальная высота – 320.8 км;
  • период обращения – 90.80 мин;
  • местное время в нисходящем узле – 10:30.

Пуск РН CZ-6 с Тайюаня 20.06.2023

В каталоге Космического командования США спутник получил номер 57047 и международное обозначение 2023-087A.

Красный экран успешного пуска

Судя по стандартному наименованию «Шиянь» («Эксперимент»), спутник создан по госзаказу. Разработчиком КА заявлена Космическая спутниковая компания «Дунфанхун», входящая в состав Китайской исследовательской академии космической техники CAST. Официально объявлено, что он предназначен для испытания новых технологий наблюдения Земли из космоса и будет использоваться «главным образом в области обзора землепользования, городского планирования, предотвращения стихийных бедствий и борьбы с их последствиями».

Типовое утреннее время прохождения узла орбиты дает больше оснований думать об оптической съемке, нежели о радиолокационной. Крайне низкая орбита потребует постоянных коррекций для компенсации тормозящего воздействия атмосферы, так что срок жизни КА вряд ли будет большим.

По данным нашего учета, это был 532-й китайский космический пуск и 477-й старт РН семейства «Великий поход», в том числе 188-й для шанхайских ракет этого семейства и 11-й для CZ-6.

Носитель нового поколения «Чанчжэн-6», использующий нетоксичную кислородно-керосиновую топливную пару, летает с 2015 года и в основном применяется для групповых запусков КА. Его заявленная грузоподъемность – до 1000 кг на типовую солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км.

Установка носителя

В данном случае масса полезного груза была значительно ниже этого предела. В то же время спутник с его габаритами не умещался на более легких носителях, так что пришлось использовать CZ-6 с головным обтекателем диаметром 2.9 м, а с учетом принятого для CZ-6 принципа горизонтальной сборки и транспортировки – применить специально изготовленный адаптер типа «обратный конус» и точечное устройство фиксации и отделения из четырех компонентов. Всего на ракете было выполнено 36 доработок с целью повышения надежности и получения дополнительной информации.

Идет предстартовый отсчет

О предстоящем запуске стало известно 3 июня с публикацией уведомления о закрытии района падения верхней ступени в Индийском океане, причем границы зоны соответствовали известным для легкой коммерческой ракеты KZ-1A  – у предыдущих CZ-6 ступень улетала значительно дальше. 15 июня вышло согласованное с ним по времени уведомление на район падения в юго-западной части провинции Хубэй, характерный для жидкостных ракет CZ-2D, CZ-4B/4C и CZ-6. Накануне старта со ссылкой на китайскоязычную статью в Википедии (!) сообщалось, что полетит CZ-6 №Y11 с двумя океанографическими спутниками «Хайян-3». В реальности же стартовала ракета с другим бортовым номером и с иной полезной нагрузкой.