9 июня 2023 г. в 10:35:30 пекинского времени (02:35:30 UTC) с площадки 95A Центра космических запусков Цзюцюань был осуществлен коммерческий пуск китайского носителя «Куайчжоу-1A» (KZ-1A №Y20) с экспериментальным связным спутником «Лунцзян-3» (龙江三号, Longjiang 3). Аппарат был успешно выведен на орбиту с параметрами:

  • наклонение – 49.13°;
  • минимальная высота – 490.3 км;
  • максимальная высота – 500.0 км;
  • период обращения – 94.52 мин.

Старт РН KZ-1A 9 июня 2023 г.

В американском космическом каталоге аппарат получил номер 56874 и международное обозначение 2023-082A. (Удивительно, но 18-я эскадрилья космической защиты все еще не каталогизировала 22 китайских спутника, запущенных 7 июня, хотя прошло уже более двух суток.)

Эмблема запуска КА «Лунцзян-3»

Агентство Синьхуа объявило, что запущенный КА предназначен для проверки технологий связи и дистанционного зондирования. Никакого ДЗЗ, однако, при ближайшем рассмотрении не просматривается – «Лунцзян-3» представляет собой экспериментальный спутник широкополосной связи на новой «плоской» платформе, весьма похожей на «штабелируемые» спутники Starlink американской компании SpaceX.

Идея «плоских» КА состоит в удобстве размещения их на ракете-носителе. Спутники со сложенной панелью солнечной батареи укладываются «стопкой» друг на друга с использованием направляющих, причем этот «штабель» может содержать любое количество изделий в пределах грузоподъемности носителя на требуемую орбиту. Экспериментальные спутники Starlink версии 0.9 имели массу около 230 кг; их китайский аналог в полтора раза легче – около 160 кг.

Наблюдают за пуском

Разработчиками КА являются Харбинский технологический институт HIT (основан в 1920 г. как Техникум КВЖД) и его дочерняя фирма – Харбинская техническая компания «Гунда вэйсин» (кит. 哈尔滨工大卫星技术有限公司, харбин гунда вэйсин цзишу юсянь гунсы, англ. Harbin Gongda Satellite Technology Co. Ltd., торговая марка HITSAT). Название спутника буквально переводится как «Река Дракона» и, скорее всего, является отсылкой к реке Амур (по-китайски Хэйлунцзян). Интересно заметить, что два предыдущих «Лунцзяна» были запущены 21 мая 2018 г. вместе с лунным спутником-ретранслятором «Цюэцяо» (см. «Новости космонавтики» №7, 2018); одному из них удалось самостоятельно выйти на окололунную орбиту.

Разработчик заявляет, что запуск КА «Лунцзян-3» знаменует прорыв по двум основным направлениям: создание «плоской» платформы» киловаттного уровня мощности для массового производства и регенеративного ретранслятора высокоскоростной связи для использования на низкой орбите. Регенеративность означает обработку сигналов на борту: сигнал земного абонента принимается на борту, демодулируется, повторно модулируется и передается другому абоненту уже на другой частоте. Тестированию в ходе полета подлежат связь с наземными терминалами, бортовая обработка, сетевое функционирование, сопряжение спутниковой и наземной связи.

Внешний облик КА «Лунцзян-3»

Платформа SATware-CS200 имеет массу 120 кг и может нести до 40 кг полезной нагрузки. КА в транспортном положении имеет габариты 2300x1100x350 мм. Система электропитания выдает 175 Вт средней мощности и до 1200 Вт в пике. Система ориентации имеет довольно высокие характеристики: наведение с точностью 0.05°, определение фактической ориентации с ошибкой 0.03°, стабильность на уровне 0.01°/сек. Электроракетные двигатели для поддержания и коррекции орбиты располагают запасом импульса 40000 Н*с. Платформа оптимизирована для работы на ССО высотой 500 км. Заявленный срок активного существования – пять лет, прогнозируемое число отказов в обслуживании – не более 0.1 в год.

Полезная нагрузка КА «Лунцзян-3» обеспечивает передачу информации в Ka-диапазоне на борт со скоростью 600 Мбит/с и на Землю со скоростью 500 Мбит/с. Имеется также узкополосная подсистема на 1400 каналов по 2.88 кбит/с для Интернета вещей.

Помимо широкополосной связи, платформа SATware-CS200 может быть применена и на спутниках иного назначения, например, для создания аппаратов радиолокационного наблюдения.

Следует заметить, что харбинская «плоская» платформа – не единственная разработка такого рода в Китае. 25 мая 2023 г. аналогичную платформу анонсировала компания «Инхэ хантянь» (Galaxy Aerospace), опубликовавшая видео развертывания многосекционной солнечной батареи.

Ракета в МИКе 22 февраля с логотипом HITSAT и посвящением на борту

Ракета KZ-1A, стартовавшая 9 июня, имела личное наименование «Жуйкэ Цзигуан» (锐科激光号) в честь компании Raycus – крупного китайского производителя лазерных источников. Оператором носителя является Ракетная техническая компания (торговая марка ExPace) при Китайской корпорации космической науки и промышленности CASIC. Это был 20-й пуск KZ-1A и 18-й успешный, а в общем списке китайских космических стартов – 530-й.

Изделие в воздухе!

Уведомления об опасных районах на этот старт выпускались трижды, обращая тем самым внимание на его сложную историю. Впервые они были опубликованы 24 марта 2023 г. с расчетной датой старта 27 марта. Один район был заявлен на территории КНР на границе Шаньси и Хэнань, причем он совпал с использованным 6 сентября 2022 г. в пуске ракеты KZ-1A с парой спутников «Вэйли кунцзянь»; второй же разметили в Тихом океане к северу от Новой Гвинеи, и этот не совпал уже ни с чем. Последовал перенос на 5 апреля, отраженный, впрочем, только в повторном объявлении Соединенными Штатами тихоокеанского района. И наконец, после двухмесячной паузы, 6 июня оба района были объявлены повторно под дату старта 9 июня. После старта стало известно, что носитель прибыл на полигон в начале марта и что на протяжении трех месяцев экспедиция разработчика во главе с Фанем Чжунцзэ (樊忠泽) завершала работу по контролю качества.

Автор: Liss