Новый номер

№ 07 (426), 2018
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

28.11.2012 Памятные даты космонавтики. 28 ноября

28 ноября исполняется 60 лет (1952) со дня начала в г. Днепропетровск (Украина) серийного производства баллистических ракет Р-2.

28 ноября исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника USA-86.

28 ноября исполняется 10 лет (2002) со дня запуска в России (космодром Плесецк) с помощью РН “Космос-3М” алжирского спутника ALSAT-1 и российского спутника “Можаец”.

28.11.2012 Опыты с макаками помогут российским ученым обезопасить людей от космической радиации при полете на Марс

Специалисты Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН облучают обезьян космической радиацией, чтобы выяснить, как она будет действовать на людей во время перелетов по Солнечной системе, сообщил заместитель директора института Борис Моруков.

"Серия экспериментов уже проведена, очень интересные результаты получены", - сказал Б.Моруков "Интерфаксу-АВН". По его словам, ученые подвергают обезьян воздействию различных источников радиации, в совокупности имитирующих радиационный фон Вселенной в районе Солнечной системы. Такие эксперименты необходимы для того, чтоб знать, к чему готовиться космонавтам при длительном полете, к примеру, на Марс.

"Это - теоретическая и экспериментальная работа с разными источниками радиации. Распределение доз на траектории неодинаково. Спектры доз, которые получает космонавт на МКС и тот, который полетит к Марсу, различаются. Так что, это - сложная задача: подобрать адекватную дозу", - пояснил специалист.

Он добавил, что пока что экспериментальные макаки-резусы в ИМБП испытывались на допустимом уровне облучения без критических увеличений доз, но в будущем, возможно, будут и менее щадящие опыты.

"Надо понимать, что всегда может произойти вспышка на Солнце, возможен выброс и так далее. И такие ситуации тоже надо моделировать, и моделировать отдельно, может быть на отдельной группе. Это - очень сложная задача, и она на много лет", - сказал Б.Моруков.

Он рассказал, что облученные обезьяны в целом хорошо переносят воздействие космической радиации и даже более того, после возвращения в питомник они занимают там главенствующее положение по отношению к не подвергавшимся опытам.

"Когда самца макаки-резуса после опытов отправляют обратно в питомник, он там занимает лидирующее положение. Захватывает самок", - сказал ученый.

Он добавил, что в будущем ИМБП может перейти на другие породы обезьян и отказаться от макак-резусов. "Есть некоторые предложения использовать других обезьян. Макака-резус хорошая модель, но она перерастает и со временем не помещается в контейнеры", - пояснил Б.Моруков.

27.11.2012 РКК "Энергия" уточнила дату запуска РН "Зенит-3SL" с "Морского старта"

Компания "Морской старт" (Sea Launch) перенесла на сутки дату запуска спутника Eutelsat-70B на ракете-носителе "Зенит-3SL" из Тихого океана, так как прибытие океанской стартовой платформы "Одиссей" в точку старта ожидается позднее намеченного срока, говорится в сообщении на сайте РКК "Энергия".

"На сайте компании "Морской старт" sea-launch.com сообщается, что прибытие стартовой платформы "Одиссей" ракетно-космического комплекса "Морской старт" в заданную точку экваториальной части Тихого океана, откуда планируется запуск космического аппарата "Eutelsat-70B" компании Eutelsat, ожидается позднее намеченного срока, то есть 30 ноября. В связи с этим старт ракеты "Зенит-3SL" с КА и разгонным блоком ДМ-SL, переносится на 24 часа, то есть на 3 декабря, 20:43:55 по Гринвичу (4 декабря, 00:43:55 мск)", — отмечается в сообщении.

После выведения на орбиту космический аппарат Eutelsat-70B займет позицию с координатой 70,5 градуса восточной долготы на геостационарной орбите, он заменит аппарат Eutelsat-70A.

Новый спутник, имеющий более широкие возможности по передаче данных в Ku-диапазоне, будет использован для поддержки широкого спектра профессиональных приложений, включая государственные услуги, широкополосный доступ, GSM связь и видео вещание в странах Европы, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, передает РИА Новости.

27.11.2012 НАСА устроило радарную фотосессию для астероида 2007 PA8

Специалисты НАСА, работающие на 70-метровой радиоантенне в Голдстоуне (Калифорния, США), провели серию радарных наблюдений астероида 2007 PA8 во время его последнего в этом веке тесного сближения с Землей — полученные данные позволили точно измерить его орбиту, исследовать детали поверхности и вычислить период вращения, говорится в сообщении на сайте космического агентства.

Астероид 2007 PA8 был открыт 9 августа 2007 года участниками проекта по исследованию сближающихся с Землей астероидов LINEAR (Lincoln Near Earth Asteroid Research). Этот 1,6-километровый астероид вошел в класс потенциально опасных, однако в обозримом будущем он не несет никакой угрозы Земле.

В понедельник, 5 ноября, в 16.42 по Гринвичу (20.42 мск), это небесное тело пролетело на минимальном расстоянии от Земли — в 0,043 астрономической единицы (средних расстояний от Земли до Солнца). Однако эта величина составляет 6,48 миллиона километров и в 16,82 раза больше расстояния от Земли до Луны. Следующее сближение на примерно такое же расстояние произойдет в декабре 2122 года, когда 2007 PA8 пролетит в 0,044 астрономической единицы от нашей планеты.

Радарные измерения с помощью радара в Голдстоуне позволили ученым точно вычислить траекторию астероида на следующие 632 года. Кроме того, на радарных снимках были обнаружены кратеры, валуны — разрешение самых лучших снимков составляет около 3,75 метра на пиксель.

Кроме того, ученые выяснили, что астероид отличается очень медленным вращением — он делает один оборот примерно за 3-4 дня, передает РИА Новости.

27.11.2012 Астана и Москва до конца года определятся с сотрудничеством по ГЛОНАСС

Россия и Казахстан рассчитывают до конца 2012 года "наметить контур взаимодействия" по проекту "ЭРА ГЛОНАСС", сообщил во вторник журналистам в Астане вице-премьер правительства России Владислав Сурков после переговоров с премьер-министром Казахстана Сериком Ахметовым.

В начале ноября премьер-министр Казахстана Серик Ахметов после визита в РФ и знакомством с российскими технологиями, заявил, что аналог российской системы экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" будет создан в Казахстане. По его поручению была создана межгосударственная рабочая группа для координации работ по созданию в республике аналога "ЭРА-ГЛОНАСС".

"Сегодня мы прибыли сюда в составе небольшой делегации по одному вопросу — обсудить возможность сотрудничества в сфере развития системы навигации", — сказал Сурков

Он отметил, что "мы считаем Россию транзитной страной и хорошо понимаем, что без сотрудничества с Казахстаном полноценный транспортный коридор евразийский не состоится".

"Я думаю, у нас есть общий интерес внедрять на базе системы ГЛОНАСС навигационные технологии на территории России, на территории Казахстана", — подчеркнул вице-премьер.

Сурков признал, что российская сторона понимает, что "здесь, на казахских территориях, прежде всего, определяет приоритеты казахстанская сторона".

"Мы готовы здесь к гибкой позиции и рассчитываем, что мы уже до конца года наметим контур взаимодействия", — сказал вице-премьер.

По его оценке, "это очень выгодное дело".

"Россия здесь не стремится к какому-то контрольному пакету, мы готовы быть партнерами, готовы делиться технологией. При необходимости софинансировать развитие этих новых услуг, новых технологий, которые используются для непосредственных целей навигации транспорта, с помощью которым можно заниматься высокоточным земледелием, можно заниматься контролем за объектами повышенной опасности", — подчеркнул Сурков.

Участвовавший в переговорах вице-премьер правительства Казахстана Кайрат Келимбетов заявил журналистам, что "для нас это очень интересно".

"Вообще, в мире есть несколько мощных навигационных таких систем. Большинство из нас, наверное, По его оценке, ГЛОНАСС, наверное, является одной из самых мощных группировок спутников. Поскольку и Россия, и Казахстан — это большие страны, в целом, очень важен вопрос последней мили. То есть как быстро к автолюбителям, которые попали в аварийную ситуацию, будут приезжать машины скорой помощи и любая другая помощь зависит от того, как быстро об этом узнают соответствующие диспетчеры систем, которые уже активно функционируют и в Москве, и в Санкт-Петербурге, помогая органам по чрезвычайным ситуациям, органам внутренних дел", — пояснил вице-премьер правительства Казахстана.

По его словам, казахстанская сторона сейчас активно изучает этот вопрос.

"Я думаю, что в начале года будет какое-то концептуальное обоснование внедрения этой системы в Казахстане", — сказал Келимбетов.

Он подчеркнул, что "еще одним моментом является то, что сегодня у нас в рамках Таможенного союза общее пространство по требованиям производства и поставки автомобилей".

"И во всех автомобилях будет требование: чтобы во всех новых автомобилям было соответствующее навигационное устройство, которое неотъемлемым элементом безопасности для автолюбителей. Поэтому мы сейчас рассматриваем вопрос не только подключения к этой системе, участия в ней, и включения различных коммерческих механизмов, но и обсуждается вопрос производства, например, этих навигационных приборов в Казахстане в том числе", — пояснил Келимбетов.

По его оценке, "в рамках развития наших отношений внутри единого экономического пространства, и двусторонних отношений России и Казахстана это будет тем проектом, который скрепляет наши отношения…, нашу инфраструктуру".

Система "ЭРА-ГЛОНАСС" позволяет оперативно передавать экстренным службам информацию о ДТП. Терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" в перспективе будут оснащены все новые автомобили в РФ, а инфраструктурная часть системы должна быть завершена до конца 2013 года. Инициаторы проекта рассчитывают, что проект не только снизит смертность от ДТП, но и станет катализатором развития всего российского рынка навигации, телематических услуг, связи и т.д., передает РИА Новости.

27.11.2012 О заседании Научно-технического совета Роскосмоса

23 ноября в Федеральном космическом агентстве под руководством В.А.Поповкина состоялось заседание первой секции Научно-технического совета, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

В работе НТС приняли участие заместители руководителя и начальники управлений Роскосмоса, представители предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, Российской академии наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Минобороны России и др.

Участники заседания рассмотрели Системный проект по развитию существующих и созданию перспективных средств измерений, наблюдения и контроля околоземных космических объектов в интересах информационного обеспечения единой системы предупреждения и парирования космических угроз (ЕСПП). Данный проект разработан ОАО "МАК "Вымпел" в кооперации с другими предприятиями и организациями в соответствии с техническим заданием Федерального космического агентства.

Об основных результатах работы доложил генеральный конструктор Системы контроля космического пространства (ОАО "МАК "Вымпел") В.Д.Шилин.

Участникам заседания были представлены содоклады представителей ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, ИНАСАН, ЗАО "АНЦ "Проект-техника", ОАО "НПК "СПП", касающиеся концептуальных вопросов развития наблюдательных средств и информационно-аналитических центров мониторинга космического мусора в околоземном космическом пространстве и предупреждения об астероидно-кометной опасности.

Было отмечено, что в результате системного проектирования получены следующие основные результаты:

- обоснована актуальность совершенствования существующих и создания перспективных российских средств обнаружения и мониторинга опасных космических объектов, создающих угрозы Российской Федерации в космосе и из космоса, и в частности средств обнаружения и мониторинга техногенного космического мусора в околоземном космическом пространстве, а также средств обнаружения и мониторинга опасных астероидов и комет, в интересах информационного обеспечения предупреждения и парирования угроз Российской Федерации в космосе и из космоса;

- сформулированы общие требования к перспективному информационному обеспечению предупреждения и парирования угроз Российской Федерации в космосе и из космоса;

- предложено создание единой (национальной) Системы мониторинга космического пространства (СМКП) осуществлять путем интеграции информации от Системы контроля космического пространства (СККП) Минобороны России и совокупности специализированных средств обнаружения и мониторинга опасных космических объектов, эксплуатируемых организациями промышленности (Роскосмос, Минпромторг России) и РАН;

- предложена структура и схема информационных связей составных частей СМКП;

- предложены направления работ по развитию существующих и созданию новых специализированных средств обнаружения и мониторинга околоземного космического мусора и опасных астероидов и комет, а также по развитию информационно-аналитических центров сбора, обработки и анализа измерительной информации СМКП;

- создание сети специализированных оптических средств Роскосмоса и РАН для мониторинга космического мусора в околоземном космическом пространстве (ОКП) с размещением их на территории Российской Федерации и за рубежом (в том числе в Западном и в Южном полушариях);

- создание специализированных радиолокационных средств мониторинга малоразмерного космического мусора;

- создание наземных оптических и радиолокационных средств обнаружения и контроля опасных астероидов и комет с размещением их на территории Российской Федерации и за рубежом;

- создание радиотехнических средств контроля использования орбитально-частотного ресурса в ОКП для информационного обеспечения международно-правовой защиты от радиопомех из космоса отечественных средств космической связи и навигации;

- разработка и создание средств мониторинга ОКП и опасных небесных тел космического базирования;

- развитие на предприятиях Роскосмоса и Минпромторга России, а также в институтах РАН, взаимодействующих между собой и с Командным пунктом СККП Минобороны России информационно-аналитических центров управления сбором, накопления, обработки, анализа и доведения до потребителей информации о состоянии ОКП, опасных сближениях космических объектов и астероидно-кометной опасности; создание средств и организация информационного обмена данными о космических объектах и информацией об опасных ситуациях в космическом пространстве с зарубежными источниками и потребителями;

- разработка средств активного воздействия на объекты космического мусора;

- исследование проблем создания и развития интегрированной Системы мониторинга космического пространства;

- разработаны предложения по НИОКР для Федеральной космической программы на период до 2020 года и дальнейшую перспективу по развитию существующих и созданию перспективных специализированных средств информационного обеспечения ЕСПП – средств интегрированной Системы мониторинга космического пространства.

В результате выполнения предложенных работ в Российской Федерации, дополнительно к развитию СККП Минобороны России и в дополнение к ней, должны быть усовершенствованы существующие и созданы новые информационные средства, эксплуатируемые организациями Роскосмоса, Минпромторга России и РАН, информационно взаимодействующие и составляющие вместе с СККП Минобороны России функционально-объединённую интегрированную СМКП, в целях существенного повышения уровня информационного обеспечения предупреждения и парирования угроз в космосе и из космоса.

Российскими средствами будет обеспечен своевременный и точный прогноз развития космической обстановки и угроз для планирования космической деятельности Российской Федерации и её участия в международной деятельности по предупреждению и парированию космических угроз.

Секция НТС решила, что разработанный системный проект может быть положен в основу формирования дальнейших планов наращивания информационных возможностей средств Роскосмоса в интересах мониторинга ОКП и выявления объектов естественного происхождения, опасно сближающихся с Землей.

Кроме того, секцией НТС было рекомендовано создать до конца текущего года межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по созданию единой системы предупреждения и парирования космических угроз.

ФГУП ЦНИИмаш совместно с ОАО "МАК "Вымпел" поручено продолжить исследования по ключевым направлениям научно-технических проблем и разработке предложений по созданию перспективных средств мониторинга и предупреждения космических угроз и центрах управления их применением.

В начале 2013 года в Роскосмосе будут подготовлены предложения по совершенствованию автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в ОКП в части оптимизации состава центров анализа и обработки информации о космических угрозах, и по применению средств парирования космических угроз.

В ходе заседания руководителем Федерального космического агентства принято решение включить группу представителей Роскосмоса в состав российской делегации для участия в Международной конференции по планетарной обороне, которая намечена на апрель 2013 года в Аризоне (Соединенные Штаты Америки). По замыслу организаторов на конференции планируется обсуждение вопросов, связанных с потенциально опасными космическими объектами, в частности существующими у международного сообщества ресурсами по их изучению и сопровождению, прогнозированием и уменьшением возможных последствий их воздействия и др.

27.11.2012 В Китае запущен спутник связи
27 ноября 2012 года в 10:13:03.960 UTC (14:13:03.960 мск) со стартового комплекса № 2  космодрома Сичан произведен успешный пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-3В/Е" [Chang Zheng-3B/E] (Y24) со спутником связи "Чжунсин-12", разработанным французской компанией Thales Alenia Space, сообщает агентство Синьхуа.

Спутник предназначен для предоставления телекоммуникационных услуг для некоторых азиатских, африканских и европейских стран. Это 13-й ИСЗ коммерческого и телекоммуникационного назначения, находящийся в эксплуатации и управлении Китайской корпорации спутниковой связи.

27.11.2012 На спутнике Сатурна нашелся второй "космический пакман"

Космический аппарат "Кассини" зафиксировал на спутнике Сатурна Тефии распределение температур, удивительно напоминающее изображение Пакмана - героя компьютерной игры конца восьмидесятых. Сообщение о находке опубликовано на сайте NASA, там же можно скачать изображение в высоком разрешении.

Распределение температур было зафиксировано "Кассини" 14 сентября 2011 года, но полученное изображение было опубликовано только сейчас. На нем можно рассмотреть, что температура относительно теплой и холодной зон на поверхности сатурнианской луны отличается приблизительно на 15 градусов. При этом самая высокая температура на спутнике составляет минус 184 градуса Цельсия (около 90 Кельвин).

Ранее подобная структура уже была обнаружена на другом спутнике Сатурна - Мимасе. Его изображение было получено в начале 2010 года.

По словам астрофизиков, необычное распределение температуры вызвано бомбардировкой фронтальной (по отношению к орбите движения) поверхности спутников высокоэнергетическими электронами. Бомбардировка приводит к уплотнению грунта и соответственному повышению их теплоемкости. В результате, температура "обработанной" поверхности спутников слабее реагирует на нагревание и охлаждение под воздействием солнечного света, пишет Lenta.ru.

27.11.2012 НПО имени Лавочкина создает малый спутник с электроракетным двигателем

Научная секция совета молодых работников (СМР) НПО имени Лавочкина разрабатывает малый космический аппарат (МКА) с электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ), говорится в сообщении предприятия.

"Малый аппарат будет создан на основе космической платформы МКА-ФКИ "Карат". Часть решений будут новыми. Предполагается выведение данного малого спутника вместе с тяжелым аппаратом. После вывода на опорную орбиту с помощью собственного электроракетного маршевого двигателя спутник может быть довыведен на различные орбиты. В том числе, нами рассматривался вариант перелета к Луне, в точку Лагранжа L1", — отметил руководитель научной секции СМР НПО имени Лавочкина Александр Шаханов.

Запуск микроспутника предполагается весной 2014 года вместе с космическими аппаратами "Гонец-М" на ракете-носителе "Рокот". Малый спутник может быть использован для исследования комет, астероидов, в том числе и Апофиса.

"Применение космического аппартата зависит от аппаратуры, которая будет установлена на платформу. Чтобы этот проект состоялся, нужна яркая целевая задача, которую этот аппарат может выполнить более эффективно, нежели тяжелые большие космические аппараты", — пояснил Шаханов.

Он уточнил, что цель работы — включение разработки аппарата в Федеральную космическую программу. Проект поддерживает руководство НПО Лавочкина, ученые Института космических исследований РАН и специалисты ЦНИИмаш.

Для того чтобы выйти с предложением о включении данного МКА в ФКП, необходима его детальная проработка. В 2013 году запланирована научно-исследовательская работа по малому космическому аппарату с маршевой электроракетной двигательной установкой совместно с НИИ ПМЭ МАИ и Центром Келдыша. Молодым инженерам предстоит еще раз рассмотреть все особенности проекта, его облик, эффективность и задачи, которые может выполнить данный аппарат, передает РИА Новости.

27.11.2012 Запуск южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1 назначен на 29 ноября

Запуск южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1 с первой ступенью производства Центра имени Хруничева назначен на 29 ноября, говорится в сообщении Центра Хруничева, которое цитирует РИА Новости.

"Во вторник 27 ноября ракету-носитель KSLV-1 установили на стартовой площадке космодрома Наро (Южная Корея). В ближайшие дни будут проводиться окончательные проверки готовности к пуску всех агрегатов и систем ракеты-носителя и наземного комплекса. Пуск южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1 запланирован на 29 ноября", — отмечается в сообщении.

27.11.2012 Рекомендации Фонда "Сколково" положены в основу планов реорганизации системы управления ракетно-космической отраслью

26 ноября 2012 г. на встрече с премьер-министром России Дмитрием Медведевым вице-премьер Дмитрий Рогозин представил результаты деятельности межведомственной рабочей группы, созданной специально для подготовки предложений по реорганизации российской космической отрасли. По результатам анализа трех альтернативных вариантов, за основу для дальнейших действий был принят вариант, предполагающий усиление роли Роскосмоса в сочетании с укрупнением интегральных производственных структур ракетно-космической промышленности. По словам вице-премьера России, авторами этого варианта можно считать экспертов Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда "Сколково".

Рабочая группа была создана два месяца назад. В ее состав вошли представители Роскосмоса, заинтересованных министерств и ведомств, Военно-промышленной комиссии, Открытого Правительства. С самого начала на собственном видении космической реформы настаивали и представители Фонда "Сколково" - объединившиеся в собственную рабочую группу эксперты-стратеги космического кластера.

"В соответствии с мандатом Фонда "Сколково", - говорит исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций Сергей Жуков, - нашей основной задачей является создание и поддержание глобально конкурентоспособных условий и среды для передовых исследований и разработок. Выращивая молодые предприятия-стартапы, формирующие основы российской коммерческой космонавтики, мы в то же время должны заботиться о благоприятной институциональной среде для национального космического бизнеса. Активно взаимодействуя с Роскосмосом, структурами вице-премьера Дмитрия Рогозина, другими игроками на российском политическом поле, мы предоставляем возможности уникальной сколковской команды экспертов для "распутывания" накопившихся узлов в организации отечественной космонавтики".

Первой вехой на пути активного участия сколковчан в реформировании отечественной космонавтики стала апрельская встреча в Клубе друзей космического кластера с руководителем Роскосмоса Владимиром Поповкиным. В начале сентября в Сколково состоялись экспертные слушания Открытого Правительства, позволившие развить и уточнить позиции коллектива экспертов, которые впоследствии и легли в основу представленных правительству предложений.

"Тот факт, что предложения, которые мы поддержали, оказались в итоге выбраны для практической реализации, - говорит директор по развитию космического кластера и один из разработчиков сколковского видения космической реформы Дмитрий Пайсон, - наглядно отражает растущую роль "Сколково" как действенного инструмента государственно-частного партнерства и поиска компромиссных решений, основанных на балансе интересов всех заинтересованных сторон. При этом два отвергнутых варианта отражали как раз наиболее радикальные точки зрения. В рамках одного из них предполагалось непропорционально "поднять" роль государственной составляющей в экономике, создав по модели Росатома госкорпорацию "Роскосмос", второй же предусматривал создание наряду с чисто "номинальным" космическим агентством мощную промышленную группировку с условным названием "Космопром", изначально ориентированную на быструю приватизацию в составе горизонтальных промышленных холдингов. Победила в итоге равновесная точка зрения, в чем мы видим залог конструктивного развития в будущем".

В окончательный текст доклада, представленного Дмитрию Медведеву в понедельник, вошло также разработанное Фондом "Сколково" видение роли Роскосмоса на среднестратегическую перспективу. Вслед за командой и ведущими экспертами космического кластера, среди которых - Владимир Гершензон, Андрей Ионин, Иван Моисеев и ряд других признанных специалистов, - вице-премьер России Дмитрий Рогозин подчеркнул важность развития государственно-частного партнерства, существенного пересмотра практики лицензирования космической деятельности, привлечения к космическим проектам создаваемого Фонда перспективных исследований и университетских команд. Таким образом, на инновационном поле, где трудятся резиденты и команда "Сколково", должно прибавиться качественных игроков, а отраслевой климат должен стать более мягким и удобным для малого и среднего бизнеса.

"Мы не намерены останавливаться, - говорит Сергей Жуков. - Впереди - несколько месяцев напряженной работы по уточнению конфигурации российской космической промышленности. Мы рассчитываем сыграть в этой работе конструктивную роль, привлечь к анализу и синтезу различных вариантов ведущих ученых-экономистов, системщиков, представителей ведущих космических фирм".

27.11.2012 Основной и дублирующий экипажи МКС приступили к сдаче экзаменов

Основной и дублирующий экипажи очередной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) приступили к сдаче комплексных двухдневных экзаменационных тренировок в Центре подготовки космонавтов (ЦПК).

Старт космического корабля "Союз ТМА-07М", на котором к МКС отправится экипаж новой экспедиции, запланирован на 19 декабря.

Первыми к сдаче экзамена на комплексном тренажере корабля "Союз ТМА" приступили космонавты дублирующего экипажа: российский космонавт Федор Юрчихин, европейский астронавт Лука Пермитано и американский астронавт Карен Найберг, передает корреспондент РИА Новости из Центра подготовки космонавтов.

Через несколько минут после них к экзаменационным тренировкам на макете российского сегмента МКС приступили члены основного экипажа: российский космонавт Роман Романенко, канадский астронавт Крис Хадфилд и американский астронавт Томас Машберн.

В среду экипажи поменяются экзаменационными местами. Перед началом тренировок командиры основного и дублирующего экипажей в присутствии представителей межведомственной комиссии вытянули один из нескольких предложенных экзаменационных билетов. В билете содержится лишь номер. В ходе экзаменационных тренировок экипажи должны будут ликвидировать нештатные ситуации, которые могут произойти во время космического полета. Нештатные ситуации будут выдаваться постепенно инструкторами ЦПК в зависимости от номера, вытянутого экипажем билета.

На выполнение экзаменационных задач космонавтам отводится один рабочий день. После экзамена комиссия оценит работу экипажа по пятибалльной шкале. При этом будет учитываться стиль работы команды, ее аккуратность и импровизация.

Перед посадкой в тренажер корабля "Союз" дублирующий экипаж ответил на вопросы журналистов. Космонавт Юрчихин рассказал, что подготовка к полету дублирующего экипажа ничем не отличается от тренировок, которые проходит основной экипаж.

"Нам тоже предстоит полет, но через полгода. В этом плане работа дублирующего экипажа нисколько не отличается от работы основного экипажа", — сказал Ф.Юрчихин.

Он также рассказал, что в интернациональном экипаже используется смешанный русско-английский язык. "Для общения мы используем "ринглиш", когда мы говорим и русскими, и английскими словами", — сказал российский космонавт.

Также Юрчихин, на счету которого три орбитальных полета, сообщил, что подготовка к каждому из полетов отличается от предыдущих курсов подготовки, поскольку российский космический корабль "Союз" постоянно модернизируется.

"Новые вещи появляются, каждый корабль модернизируется, поэтому в процесс подготовки добавляется что-то новое, но ответственность остается прежней", — сказал Юрчихин.

Европейский астронавт Пермитано поблагодарил российского коллегу за помощь в подготовке.

"Все, что я знаю о корабле, я знаю благодаря Федору. Он очень опытный, очень хороший командир", — сказал европейский астронавт. Юрчихин ответил на похвалу: "У нас очень хороший экипаж".

Перед заходом в тренажер российского сегмента Международной космической станции российский космонавт Романенко, которому в ходе полугодовой экспедиции на орбиту предстоит совершить выход в открытый космос, сообщил, что во время работы на внешней стороне станции ему предстоит снять размещенные там образцы материалов, которые провисели под воздействием влияния космического пространства длительное время.

"Все выходы в открытый космос включают работы по размещению или снятию образцов научных экспериментов с внешней стороны станции и размещении каких-то дополнительных приборов. Во время предстоящего для меня выхода предстоит снять результаты эксперимента, которые длительное время провели на поверхности МКС", — сказал российский космонавт.

Также он отметил, что пока готовится к полугодовому полету на орбиту, но не думал о том, чтобы слетать на станцию на год.

"На сегодняшний день мы готовимся к полугодовому полету, я пока еще не думал о годовом полете. Может быть, посмотрим", — сказал космонавт.

В понедельник Роскосмос и НАСА объявили об утверждении экипажа годовой экспедиции на Международную космическую станцию — на год на станцию отправятся астронавт НАСА Скотт Келли и российский космонавт Михаил Корниенко.

Начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев оценил основной и дублирующий экипажи на отличную оценку.

"Экипажи мы оцениваем хорошо, все в их подготовке идет по плану", — сказал Крикалев.

Он также рассказал, что соответствие тренажеров корабля "Союз" и МКС их реальным прототипам достаточно хорошее.

"Особенно это касается корабля "Союз", который на 100% соответствует реальному изделию", — сказал начальник Центра подготовки космонавтов.

Он также сообщил, что основной и дублирующий экипажи проведут на тренировках весь рабочий день, по итогам которого должны выполнить перечень работ, предусмотренных инструкторами.

27.11.2012 Экипаж годового полета на МКС больше времени уделит научной подготовке

При подготовке экипажа Международной космической станции к годовому полету основные усилия будут приложены к подготовке их к работе с научными экспериментами и медико-биологической подготовке, сообщил во вторник начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина (ЦПК) Сергей Крикалев.

"Подготовка к годовой экспедиции экипажа будет практически такой же, но, наверное, чуть больше внимания будет уделяться медико-биологической части и научным экспериментам", — сказал Крикалев.

По его словам, подготовка экипажа к годовой экспедиции начнется за 18-20 месяцев до старта. "Этот полет планируется на 2015 год, время у нас еще есть", — сказал Крикалев, передает РИА Новости.

27.11.2012 В сотрудничестве стран СНГ в освоении космоса есть препятствия

В сотрудничестве стран СНГ в области освоения космоса в настоящее время имеется довольно много препятствий. Об этом заявил член коллегии Роскосмоса Олег Савченко в Санкт-Петербурге, на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

В частности, он отметил, что среди таковых значатся законы о государственной и коммерческой тайне, разница в потенциале государств и т.п. Преодолеть данные препятствия, по мнению Олега Савченко, могут подписания соответствующих соглашений между государствами СНГ.

"По сути дела, сегодня только три государства СНГ - Россия, Украина и Казахстан ­ работают в области освоения космоса. В Казахстане - космодром "Байконур", в России и на Украине - научно-исследовательские центры", - также отметил Олег Савченко.
Также он отметил, что в случае, если не вкладывать средства в сотрудничество в освоение космоса сейчас, то в будущем "ничего не будет", пишут “Аргументы.ру”.

27.11.2012 Элон Макс предлагает создать большую колонию на Марсе

Элон Маск (Elon Mask), основатель частной космической компании Space Exploration Technologies (SpaceX), хочет помочь в создании на Марсе большого поселения людей.

"Задача заключается в том, чтобы создать на Марсе самоподдерживающуюся цивилизацию, которая будет расти, превращаясь в нечто действительно большое", - заявил Маск на конференции Королевского общества аэронавтики в Лондоне, передает CyberSecurity.ru.

Подобная колония могла бы насчитывать до 80 000 человек, а само путешествие на Марс для людей будущего могло бы стоить около 500 000 долларов.

23 ноября Маск получил специальную золотую медаль от Королевского сообщества аэронавтики за вклад в развитие коммерческого освоения космоса.

В видении Маска, амбициозное марсианское поселение начнется с отправки на Марс небольшой группы людей, примерно 10 человек, которые отправятся на Красную планету на многоразовом аппарате большой грузоподъемности. Лететь подобный корабль должен на жидком кислороде и метане.

По его словам, первые основатели будущей цивилизации на Марс должны будут отправиться с большим количеством оборудования, включая машины для производства промышленного метана для энергии, а также кислорода для дыхания и окислительных процессов.

А вот вода будущим колонизаторам Марса не потребуется - ее, по мнению Маска, можно будет добывать из марсианского льда, которого на планете предостаточно. Точно также в промышленных нуждах планируется использовать и углекислый газ, которого на Марсе в избытке.

"Пионеры в освоении Марса должны будут доставлять с собой много материалов для строительства прозрачных куполов, которые потом будут накачиваться воздухом и обретать привычное для людей атмосферное давление. С течением времени колония должна становиться все более самостоятельной, большие корабли будут доставлять больше людей и меньше оборудования", - говорит он.

В архитектуре Маска не предусмотрены полеты вахтовым методом, то есть у него не предусматривается, что все представители марсианской колонии должны будут периодически возвращаться на Землю, а между двумя планетами постоянно курсировать транспортные корабли.

По словам главы SpaceX, вахтовых полетов на Марсе быть не должно, так как в этом случае на марсианские программы придется выделять очень много людей и ресурсов. Кроме того, организовать циклические полеты на Марс по расписанию будет сложно еще и потому, что расстояние между Землей и Марсом - это динамическая величина, соответственно все полеты будут занимать разные отрезки времени.

"По крайней мере на начальном этапе здесь здесь не должно быть вахтовых полетов, так как это слишком затратно", - говорит Маск.

Также основатель SpaceX исключил возможность использования собственной космической капсулы Dragon для марсианских полетов.

"Dragon предназначена только для низкоорбитальных околоземных полетов. Для Марса нам нужно будет создавать что-то совершенно новое. Это будет большой многоразовый транспортный корабль, назовем его MCT или Mars Cargo Transport или Mars Colony Transport", - говорит он.

Что касается стоимости полета на Марс, то отметку в 500 000 долларов за человека Маск называет реальной и приемлемой.

"Цена на билет должна быть такой, чтобы она была подъемной для многих людей в промышленно-развитых странах", - отметил Маск.

По прогнозам SpaceX, к тому моменту, когда марсианские колонии станут реальными, на Земле уже будут проживать около 8 млрд человек, соответственно, колония в 100 000 человек не будет казаться такой большой. Стоимость проекта, который, по мнению бизнесмена, должны развивать как частные компании, так и госсектор, составит примерно 36 млрд долларов или 0,5% от ВВП США.

При этом, сам проект освоения Марса он называет коммерчески успешным, если на Красную планету будут отправлены как минимум 80 000 человек, каждый из которых заплатит по 500 000 долларов.

"Значительная часть денег будет нужна для учреждения колонии на Марсе. Здесь будут некоторые большие фундаментальные затраты. Это как организация первых британских колоний в Америке - чтобы начать нужны большие вложения", - уверен он.

Прием заявок и денег от желающих полететь на Марс SpaceX начала еще в мае.

Подарок Мемориальному дому-музею С.П. Королева 27.11.2012 Подарок Мемориальному дому-музею С.П. Королева

21 ноября 2012 г. историк, исследователь генеалогии семьи создателя “катюши” Г.Э. Лангемака, лауреат премии Артёма Боровика за 2010 г., Александр Валентинович Глушко передал в дар Мемориальному дому-музею С.П.Королёва коллекцию из 22-х брошюр подаренных К.Э. Циолковским И.Т. Клеймёнову во время их встречи 17 февраля 1934 г. в Калуге, а также один из экземпляров книги Г.Э. Лангемака и В.П. Глушко “Ракеты, их устройство и применение”, вышедшую в 1935 г.

Книги К.Э. Циолковского вдова И.Т. Клеймёнова М.К. Левицкая в конце 1998 г. подарила А.В. Глушко и до настоящего момента книги хранились в архиве историка. Эта библиотека, как и письма К.Э. Циолковского к И.Т. Клеймёнову и фотографии самого И.Т. Клеймёнова были спасены старшей дочерью уже арестованного администратора, когда она перед опечатыванием кабинета отца, получила разрешение забрать из кабинета свои личные вещи, за которое она выдала и эти раритеты.

На церемонию передачи коллекции были приглашены только те, кого даритель захотел видеть: директора МДМ С.П. Королёва Л.А. Филина и её сотрудницы. Во время передачи было сказано много добрых слов в адрес  Сергея Павловича и Ивана Терентьевича.

В заключении Лариса Александровна Филина поблагодарила дарителя, сказав, что “в наше помешанное на деньгах время еще есть люди, для которых важнее всего сохранение исторических ценностей”.

27.11.2012 КБ “Арсенал” отпраздновал свое 63-летие

21 ноября в санкт-петербургском ФГУП “КБ “Арсенал” прошли праздничные мероприятия, посвященные 63-летию со дня основания предприятия.

Как сообщает пресс-служба “КБ ”Арсенал”, в рамках празднования состоялось несколько мероприятий.

В конференц-зале Учебно-научного инновационного центра и музее истории “Арсенала” прошло награждение сотрудников конструкторского бюро, машиностроительного завода  и 1356 военного представительства МО РФ медалью Федерации космонавтики России “25 лет – Космический эксперимент “Плазма-А”, учреждение которой приурочено к юбилею запуска двух экспериментальных космических аппаратов с ядерными энергетическими установками нового типа.

Завершением праздника стала телевизионная премьера документального фильма “Космическая легенда” из цикла “Война, которой не было” на канале “100 ТВ”. Фильм посвящен созданной на “Арсенале” первой в мире многоцелевой системе морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). В съёмках фильма приняли участие представители ОАО “МЗ “Арсенал” и ФГУП “КБ “Арсенал”, сообщается в пресс-релизе.

27.11.2012 Памятные даты космонавтики. 27 ноября 2012 г.

27 ноября исполняется 60 лет (1952) со дня рождения американского астронавта Джеймса Дональда Уэзерби (James Donald Wetherbee).

27 ноября исполняется 50 лет (1962) со дня первого испытательного пуска американской МБР Titan-2. Пуск закончился аварией. Позже на основе этой ракеты был создан одноименный космический носитель, с помощью которого запускались, например, пилотируемые корабли типа Gemini.

27 ноября исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в России (космодром Байконур) спутника связи "Горизонт-27".

27 ноября исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в Японии ракетой-носителем Н-2 американского спутника TRMM, предназначенного для исследования земной атмосферы, и японского технологического спутника Hikoboshi.

26.11.2012 "Союз в ГКЦ": начались работы по графику первого стартового дня

26 ноября в Гвианском космическом центре состоялся вывоз ракеты-носителя (РН) "Союз-СТ" на стартовый комплекс (СК), решение о котором было принято совместной российско-европейской комиссией.

Вертикализацию "Союза-СТ" в мобильной башне обслуживания (МБО) специалисты должны завершить сегодня вечером. За этим последует стыковка коммуникаций "пакета", сборка схем термостатирования, стыковка заправочных коммуникаций и другие операции, предусмотренные графиком подготовки.

Затем предполагается начать доставку космической головной части на СК и ее подъём на площадку МБО.

В настоящее время в работах на СК "Союза" во Французской Гвиане задействованы около 300 специалистов предприятий Роскосмоса.

Пуск ракеты-носителя (РН) "Союз-СТ" запланирован на 6.02 мск 1 декабря с.г., сообщает пресс-служба Роскосмоса.

26.11.2012 Роскосмос и НАСА выбрали опытный экипаж для годовой миссии на Международную космическую станцию

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и НАСА совместно с международными партнерами выбрали двух опытных космонавтов для годовой миссии на борту Международной космической станции, которая позволит обеспечить сбор наиболее значимых научных данных для будущих пилотируемых исследований Солнечной системы. Федеральное космическое агентство выбрало Михаила Корниенко, а НАСА остановило свой выбор на Скотте Келли (Scott Kelly).

Пуск ТПК "Союз-ТМА" с Корниенко и Келли планируется с космодрома Байконур весной 2015 г. Возвращение экипажа на Землю запланировано весной 2016 г. Корниенко и Келли уже имеют опыт совместной работы: Келли входил в состав дублирующего экипажа 23/24 экспедиции на Международную космическую станцию, в которой Корниенко осуществлял полет в качестве бортинженера.

Целью годовой экспедиции на борту орбитальной лаборатории является исследование реакции человеческого тела на суровые условия космоса и способности адаптироваться к ним. Данные 12-ти месячной экспедиции помогут получить текущую оценку трудоспособности экипажа и состояния его здоровья, возможность с большей точностью определить и подтвердить меры противодействия для снижения рисков, связанных с будущими исследовательскими планами для миссий на окололунные орбиты, астероиды и, в конечном итоге, Марс.

Поздравления Скотту и Михаилу по случаю их выбора на эту важную миссию выразили руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин и заместитель администратора НАСА по космическим исследованиям Уильям Герстенмайер.

"Выбор участников годового полета был трудным, потому что было много достойных кандидатур, но мы выбрали наиболее ответственных, беззаветно преданных делу космоса, и мы в них полностью уверены", - заявил Владимир Поповкин.

Уильям Герстенмайер отметил, что "их навыки и предшествующий опыт на борту космической станции соответствуют предъявляемым требованиям. Годовое пребывание расширит границы жизни и деятельности человека в космосе, увеличит наши познания относительно влияния микрогравитации на человека в интересах подготовки будущих миссий за пределы низкой околоземной орбиты", передают пресс-служба Роскосмоса и Департамент по связям с общественностью НАСА.

Журнал Новости Форум Фото