Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

06.11.2012 Памятные даты космонавтики. 6 ноября 2012 г.

6 ноября исполняется 50 лет (1962) со дня рождения Надежды Васильевны Кужельной. С 1994 по 2004 г. проходила подготовку к полетам в космос.

6 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня открытия в подмосковном Звездном городке космического музея.

6 ноября исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-134 (GPS 2A-28).

06.11.2012 Лиепайские консервы тестируют в космосе

Продукция лиепайского производителя рыбных консервов "Колумбия Лтд." признана подходящей для космонавтов. Уже сейчас небольшое количество консервов доставлено в космос для тестирования.

Лиепайское предприятие получило письмо от научно-исследовательского института пищеконцентратной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук о том, что его продукция получила высокую оценку и включена в список продуктов питания, рекомендуемых для рациона космонавтов, пишет со ссылкой на "Курземес Вардс" портал liepajniekiem.lv.

- К.И.

06.11.2012 Начата подготовка РН для запуска экипажа космонавтов по пилотируемой программе
На космодроме Байконур начаты работы по подготовке ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ» для запуска транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-07М».

Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 112 космодрома Байконур специалисты самарского «ЦСКБ-Прогресс» и Космического центра «Южный» приступили к работам с ракетой-носителем «Союз-ФГ», которой предстоит вывести на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-07М». Производится перегрузка блоков первой ступени на рабочие места для дальнейшей их стыковки с РКН.

Старт основного экипажа в составе командира экипажа космонавта Роскосмоса Романа Романенко, бортинженеров астронавтов Томаса Маршбёрна (Канадское космическое агентство) и Криса Хадфилда (НАСА) запланирован на 19 декабря 2012 года, передает пресс-служба Роскосмоса. - К.И. Перейти на cтраницу новости.

06.11.2012 Космический аппарат «Ямал-402» доставлен на Байконур
Космический аппарат «Ямал-402» доставлен сегодня на космодром Байконур (аэродром «Юбилейный») самолетом Ан-124-100 («Руслан»).

После выгрузки спутник будет установлен на транспортировочную платформу и перевезен на площадку 92А космодрома, где его начнут готовить к запуску, намеченному на декабрь текущего года.

Телекоммуникационный спутник «Ямал-402» должен будет пополнить группировку отечественных спутников связи и обеспечивать трансляцию на территорию России, а также Западной и Центральной Европы, Ближний Восток и Северную Африку.

На космический аппарат установлено 12 транспондеров по 72 МГц и 16 транспондеров по 54 МГц в стандартном Ku-диапазоне, а также 18 транспондеров по 36 МГц в «плановых» полосах Ku-диапазона. Таким образом, суммарная емкость космического аппарата «Ямал-402» составит 46 физических транспондеров или 66 транспондеров в эквиваленте 36 МГц.

Бортовые антенны космического аппарата формируют четыре фиксированных луча: Российский, Северный, Европейский, Южный, а также один перенацеливаемый. «Плановые» полосы частот (18 транспондеров по 36 МГц) будут сосредоточены в Российском луче, контуры которого строго повторяют границы России. Дополнительно в Российском луче будут работать 4 транспондера по 54 МГц, использующих стандартные полосы.

В более широком Северном луче, покрывающем видимую часть территории России, страны СНГ, практически всю Европу и часть Ближнего Востока, будут работать от 9 до 12 транспондеров по 72 МГц. Четыре транспондера по 54 МГц будут использованы в Европейском луче, охватывающем территорию Западной и Центральной Европы, Ближний Восток и Северную Африку.

В широком Южном луче, покрывающем территорию африканского континента южнее Сахары, будут работать 8 транспондеров по 54 МГц. К лучу, формируемому антенной, способной перенацеливаться по командам с Земли в процессе эксплуатации космического аппарата на орбите, может быть подключено до трех транспондеров по 72 МГц.

Космический аппарат создан по заказу ОАО «Газпром – космические системы», передает пресс-служба Роскосмоса. - К.И. Перейти на cтраницу новости.

05.11.2012 Памятные даты космонавтики. 5 ноября 2012 г.

5 ноября исполняется 50 лет (1962) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника KH-4 9047.

5 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) экспериментального спутника связи ATS-3.

5 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня начала в московском Институте медико-биологических проблем научного эксперимента по отработке систем жизнеобеспечения космических кораблей при длительных полетах. В эксперименте участвовали Г.А.Мановцев, А.Н.Божко и Б.Н.Улыбышев. В полной изоляции они провели ровно год.

- К.И.

05.11.2012 Ураган "Сэнди" повредил шаттл "Энтерпрайз", установленный на авианосце-музее в Нью-Йорке

Ураган "Сэнди" повредил шаттл "Энтерпрайз", установленный на авианосце "Неустрашимый" в Нью-Йорке. Здесь расположен музей военно-морской, авиационной и космической техники, передает ИТАР-ТАСС.

"Корабль получил незначительные повреждения вертикального стабилизатора на хвосте, от него штормовой ветер оторвал кусок обшивки", - сообщили в пятницу представители музея.

- К.И.

04.11.2012 Памятные даты космонавтики. 4 ноября 2012 г.

4 ноября исполняется 50 лет (1962) с того дня, как в СССР (космодром Байконур) была предпринята попытка запуска автоматической межпланетной станции типа "2МВ-3", сер. № 1, в сторону планеты Марс. Из-за аварии последней ступени РН аппарат остался на околоземной орбите и был каталогизирован Космическим командованием США как "Спутник-24".

4 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня создания Государственного центра космической связи в Медвежьих Озерах (Московская область).

04.11.2012 Шаттл "Атлантис" прибыл к месту своей вечной стоянки

Корабль многоразового использования Atlantis прибыл к месту своей вечной стоянки - в выставочную зону Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида. В отличии от Discovery и Endeavour, которым пришлось совершить воздушные путешествия, Atlantis прибыл в музейную экспозицию "своим ходом" - из ангара к штатному месту стоянки его транспортировал тягач.

В Космическом центре имени Кеннеди состоялась торжественная церемония передачи шаттла. Для него будет построено специальное здание и с июля 2013 года он станет доступен для обозрения посетителей центра.

04.11.2012 ЦУП приступил к управлению новым спутником связи

Специалисты Центра управления полётами ФГУП ЦНИИмаш приступили к управлению запущенным в субботу КА «Луч-5Б».

КА «Луч-5Б» - второй аппарат многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Масса КА «Луч-5Б» на геостационарной орбите 1270 кг. Планируемый срок активного существования спутника-ретранслятора составляет около 10 лет, передает пресс-служба ЦУПа.

03.11.2012 С Байконура стартовал "Протон-М" с двумя спутниками связи

2 ноября 2012 года в 21:04 UTC (3 ноября в 01:04 мск) с ПУ № 24 площадки № 81 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя "Протон-М" (8К82КМ) № 93532 (зав. № 6303656744) с разгонным блоком "Бри-М" (14С43) № 99533 и телекоммуникационными спутниками "Луч-5Б" и "Ямал-300К".

Пуск прошел в штатном режиме. В соответствие с программой выведения 2 ноября в 21:13:42 UTC (3 ноября в 01:13:42 мск) орбитальный блок отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил автономный полет.

- К.И.

03.11.2012 Памятные даты космонавтики. 3 ноября 2012 г.

3 ноября исполняется 55 лет (1957) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) Второго искусственного спутника Земли, на борту которого находилась собака Лайка - первое живое существо, испытавшее на себе "прелести" орбитального космического полета.

3 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника оптической разведки "Космос-190" ("Зенит-4").

3 ноября исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника радиотехнической разведки "Космос-536" ("Целина-О").

03.11.2012 Новую базовую станцию "Мегафона" в Тюмени назвали именем космонавта

Участники Всероссийского фестиваля детских радиопрограмм «Птенец», который проходит в эти дни в Тюмени, побывали на экскурсии на одном из тюменских предприятий, и стали свидетелями исторического события : в регионе появилась по-настоящему космическая связь.

30 метров для космонавта Александра Скворцова, конечно не высота, но по земным меркам сооружение внушительное. Новую базовую станцию компания «Мегафон» запустила в этом году. Надежную и быструю связь по-другому, как космическую, не назовешь, поэтому базовая станция теперь носит имя Героя России, летчика-космонавта и председателя жюри Всероссийского фестиваля детских радиопрограмм. На торжественное событие Александр Скворцов приехал со своими «птенцами» - именную табличку повесил лично.

Для технических специалистов очень удобно - имя вместо сложных цифр запомнить легче, проще идентифицировать. А для тюменцев еще один повод для гордости. Об этом в своих репортажах и напишут юнкоры. Почему на вышке есть «червяк», как с помощью «тазиков» осуществляется связь - каждое слово экскурсовода ловят на лету.

«Птенцам» - пища для размышлений - и новая дорога в другие информационные просторы. Мобильный репортаж с производства. Экскурсия в «Сталепромышленную компанию» началась с сундука. За семью замками в нем хранится секрет успеха предприятия. Здесь металл гнут, режут, разматывают, сверлят и, конечно, доставляют металлопрокат. На рынке металлоторговли предприятие работает с 1997 года - компания ровесник многих юнкоров. Поэтому экскурсия проходит просто, доступно и интересно. Директор Александр Обанин - а для птенцов экскурсовод - показал и рассказал, как должно работать предприятие, чтобы быть успешным.

На прощание ребятам пожелали ни пуха ни пера, передает Tyumen.rfn.ru.

03.11.2012 Зам Чубайса тоже готов лететь в космос

Зампред правления ОАО "Роснано" Олег Киселев также готов рассмотреть возможность полета в космос по программе компании Virgin Group.

Ранее на форуме "Открытые инновации" в Москве глава "Роснано" Анатолий Чубайс не исключил, что может отправиться в космическое путешествие в рамках сотрудничества с компанией Virgin Group.

"Я считаю, что это довольно интересный и перспективный проект, я готов инвестировать в этот уникальный опыт", - сказал Киселев РИА Новости.

- К.И.

03.11.2012 Роскосмос и ЭКСАР договорились продвигать высокотехнологичный экспорт гражданского назначения

Продвижение экспорта товаров и услуг гражданского назначения предприятий российской ракетно-космической промышленности станет основным направлением сотрудничества Федерального космического агентства (Роскосмос) и Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) согласно подписанному 2 ноября 2012 г. в рамках Форума «Открытые инновации» Меморандуму о взаимопонимании.

Со стороны Роскосмоса документ подписал руководитель Владимир Поповкин, со стороны ЭКСАР - Генеральный директор Петр Фрадков.

Документ предполагает разработку механизма по отбору экспортных проектов организаций ракетно-космической промышленности, нуждающихся в страховой поддержке со стороны ЭКСАР, а также совместное рассмотрение данных проектов, сообщают пресс-службы Роскосмоса и Управление внешних коммуникаций ЭКСАР.

- К.И.

03.11.2012 Запуск спутников связи серии Globalstar планируется на февраль 2013 г.

Заключительный запуск шести американских космических аппаратов связи Globalstar второго поколения запланирован на февраль 2013 года, пуск будет осуществлен с помощью российской ракеты-носителя "Союз-2" с космодрома Байконур, говорится в сообщении французской компании Arianespace, передает РИА Новости.

- К.И.

03.11.2012 В Шанхае открылась выставка, посвященная первой китайской пилотируемой орбитальной стыковке

2 ноября в Дворце науки и техники в Шанхае открылась выставка, посвященная первой в истории Китая пилотируемой орбитальной стыковке.

Члены экипажа корабля "Шэньчжоу-9" -- Цзин Хайпэн, Лю Ван и первая китайская женщина-космонавт Лю Ян участвовали в церемонии открытия выставки, передает агентство Синьхуа.

03.11.2012 Спутники отделились от разгонного блока

3 ноября 2012 года в 06:18 UTC (10:18 мск) от разгонного блока "Бри-М" успешно отделился телекоммуникационный спутник "Ямал-300К" (38977 / 2012-061А). В 06:33 UTC (10:33 мск) от разгонника отделился спутник "Луч-5Б" (38978 / 2012-061В). Оба аппарата вышли на на целевые орбиты.

КА «Луч-5Б» - второй спутник многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». Как и предшествующий ему КА «Луч-5А», он создан в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000». Спутники «Луч» предназначены для двухстороннего обмена информацией между наземными приемо-передающими пунктами и низколетящими космическими аппаратами, пилотируемыми космическими комплексами, в первую очередь с российским сегментом Международной космической станции, а также с другими объектами ракетно-космической техники, например, ракетами-носителями и разгонными блоками. Первый КА данной серии - «Луч-5А» был успешно запущен 11 декабря 2011 года со стартового комплекса площадки 81 космодрома Байконур при помощи ракеты космического назначения «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М».

Космический аппарат связи и вещания «Ямал-300К» создан на базе современной платформы «Экспресс-1000Н» в ОАО «ИСС» по заказу оператора спутниковой связи ОАО «Газпром космические системы». Спутник «Ямал-300К», находясь на геостационарной орбите в точке стояния 90°в.д., должен обеспечить обслуживание территории России и стран СНГ в С- и Ku- диапазонах частот, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

- К.И.

02.11.2012 Памятные даты космонавтики. 2 ноября 2012 г.

2 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня начала в нашей стране космического телевизионного вещания. Первый пробный сеанс спутниковой связи с Владивостоком: через спутник "Молния-1" был передан сигнал центрального телевидения из "Останкино". Дата образования госпредприятия "Космическая связь".

2 ноября исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") разведывательного спутника KH-4A 1044.

2 ноября исполняется 30 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-1419" ("Зенит-6У"). Перейти на cтраницу новости.

02.11.2012 Веста оказалась нестареющим астероидом

Астрономы, работающие с данными зонда Dawn, обнаружили, что процессы космической эрозии, характерные для Луны и других безатмосферных небесных тел, по неизвестной пока причине не затрагивают гигантский астероид Веста. Работа ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Выводы астрономов базируются на изучении спектров поверхности астероида. На них ученые не обнаружили характерных признаков наночастиц железа, которые должны находиться в верхнем слое грунта. По современным представлениям, микроскопические шарики металла образуются на поверхности грунта путем конденсации из пара. В газообразное состояние металл переходит в результате падения на поверхность частиц космической пыли и солнечного ветра.

Подобные процессы космической эрозии приводят, например, к потемнению реголита Луны. Оно хорошо видно на фотографиях лунных кратеров, где более светлый глубинный грунт выходит на поверхность. Со временем, он также подвергается эрозии и темнеет.

Ранее считалось, что такая космическая эрозия происходит на всех лишенных атмосферы космических телах, однако на Весте ее обнаружить не удалось. Возможно, это связано с наличием на астероиде значительного магнитного поля, отклоняющего солнечный ветер. Его влияние можно наблюдать и в отдельных точках Луны.

По словам астрономов, те отличия в цвете грунта, которые можно наблюдать на фотографиях кратеров Весты, связаны не с эрозией поверхностного слоя, а с перемешиванием вещества астероида. Интересно, что со временем они исчезают так же, как и на Луне, но при помощи другого механизма - дальнейшего перемешивания в результате новых столкновений, пишет Lenta.ru.

02.11.2012 Деньги на развитие бизнеса надо искать у клиентов - Роскосмос

Замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов считает, что бизнес в космической отрасли следует развивать не за счет государственных средств, а привлекая потенциальных клиентов.

"В регионах проснулся интерес к результатам космической деятельности, деньги там. Я призываю не искать эти деньги в бюджете, он может помочь начальном этапе, деньги нужно искать у потребителя", - сказал Давыдов, выступая на форуме "Открытые инновации".

Он полагает, что главная сфера, где могут найти себе место частные фирмы - это использование результатов космической деятельности, замглавы Роскосмоса сомневается, что могут появиться бизнесмены, которые вложат большие средства в создание космических средств.

Создание космической инфраструктуры - спутников и ракет, по мнению Давыдова, - задача государства.

По его мнению, вопрос, как развивал бы космический бизнес Сергей Королёв, который ставили некоторые эксперты, лишен смысла.

"Если бы Королёв занимался бизнесом, извините, ни хрена в этом космосе мы не были бы никогда. Его заслуга в том, что он, не занимаясь бизнесом, сделал прорыв в науке и технике, который позволяет нам сейчас серьезно заниматься бизнесом, и требовать от Королева, чтобы он бабки зарабатывал - неправильно", - сказал Давыдов.

Он отметил, что задача государства - создать правила игры для тех, кто идет с деньгами.

"Сегодня мы подошли к тому рубежу, когда появились люди, которые серьезно готовы вложить длинные деньги в использование результатов космической деятельности", - сказал он.

"Мне кажется, что сейчас поляна нашего взаимодействия - это именно использование результатов космической отрасли", - добавил Давыдов.

Он сомневается, что в России могут появиться бизнесмены, которые начнут делать перспективную космическую технику - на это нужны большие средства, и будет высокая конкуренция с госпредприятиями, передает РИА Новости.