Новый номер

№ 05 (424), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

25.03.2013 Циклон на Венере удивил планетологов своей переменчивостью

Ученые выяснили, что гигантский циклон на Венере более переменчив, чем считалось ранее. Его центр хаотически разгуливает по южному полюсу этой планеты. Результаты исследования, проведенного испанскими планетологами из Университета Страны Басков, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Полярные циклоны, или воздушные вихри, характерны для планет Солнечной системы, обладающих атмосферой, таких, как Земля и Сатурн. Ученым было известно о существовании такого циклона и на Венере, причем они полагали, что там огромный воздушный вихрь (его высота превышает 20 километров) ведет себя столь же стабильно, как и на других планетах.

Авторы работы показали, что это не так, проанализировав инфракрасные снимки, сделанные аппаратом Venus Express. На них видно, что два центра циклона, находящиеся на высоте 42 и 62 километров над поверхностью Венеры, периодически изменяют свое местоположение, причем скорость их перемещения по полюсу достигает 55 км в час.

Судя по снимкам, характер движения центров циклона хаотичен: иногда они остаются на месте неделями, а иногда меняют свое расположение всего за один день. Пока ученые не могут объяснить переменчивость циклона. Возможно, она связана с высокой скоростью движения верхнего слоя атмосферы Венеры, который насыщен облаками серной кислоты, пишет Infox.ru.

25.03.2013 В апреле Земля практически лишится связи с Марсом – НАСА

Представители NASA заявили о том, что в следующем месяце связь между Землей и космическими аппаратами на Марсе будет находиться под серьезной угрозой, пишет Infuture.

Согласно объяснениям ученых из американского космического агентства NASA, положение планет нашей Солнечной Системы в апреле 2013 года значительно затруднит любые виды коммуникации между Землей и спутниками и марсоходами, находящимися на Марсе и орбите вокруг этой планеты.

Все дело в том, что в следующем месяце Марс будет проходить прямо позади Солнца. Это сделает связь между Землей и космическими аппаратами на Марсе практически невозможной.

25.03.2013 Военные прокуроры выявили хищение свыше 30 миллионов рублей при исполнении госконтракта на поставку Войскам ВКО спецоборудования

Военные прокуроры выявили коррупционную схему хищения бюджетных средств в особо крупном размере при исполнении госконтракта на поставку Войскам воздушно-космической обороны /ВКО/ специального оборудования, в результате чего государству был причинен ущерб на сумму свыше 30 млн рублей. Об этом сегодня ИТАР-ТАСС сообщили в Главной военной прокуратуре России.

"Военной прокуратурой войск выявлена коррупционная схема хищения бюджетных средств в особо крупном размере при исполнении госконтракта на поставку Войскам воздушно-космической обороны /ВКО/ специального оборудования. Прокуроры установили, что полтора года назад в один из испытательных центров войск под видом новых поставлены несколько изделий, не соответствующих условиям государственного контракта, со следами ремонта, в которых использованы комплектующие, выпущенные более 20 лет назад", - сказали в надзорном ведомстве.

В Главной военной прокуратуре подчеркнули, что в результате государству причинен ущерб на сумму свыше 30 млн рублей. По материалам военных прокуроров возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ /Мошенничество, совершенное в особо крупном размере/. Это уже 15 уголовное дело, возбужденное по фактам нарушений при выполнении контрактов в Ракетных войсках стратегического назначения.
Ранее по материалам военной прокуратуры возбуждено 13 уголовных дел о причинении ущерба на 90 млн рублей при выполнении контрактов в Ракетных войсках стратегического назначения / РВСН/, фигурантами которых являются в том числе два руководителя ООО "ПромСпецСтрой". Кроме того, Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения выявила мошенничество на 57 млн рублей со средствами, выделенными на рекультивацию земель в ракетных подразделениях. Как установила проверка, нарушения выявлены при исполнении госконтракта между Минобороны и ООО "Рифей" на рекультивацию загрязненной территории ракетного соединения в Кировской области.

25.03.2013 СОГАЗ в космосе

Компания СОГАЗ, которую контролирует Юрий Ковальчук, получила возможность страховать и перестраховывать иностранные спутники и самолеты, передает РБК daily. До сих пор страховщик работал с космическими рисками преимущественно в странах СНГ.

Крупнейший в мире страховой брокер Aon Market Security Committee (Aon) решил допустить СОГАЗ к работе с космическими и авиационными рисками. Страховщик станет первой из российских компаний, которая сможет регулярно страховать и перестраховывать спутники и самолеты из США, Азии и стран Европы.

Стать полноправным участником международного рынка СОГАЗу до сих пор мешал сравнительно невысокий по мировым меркам рейтинг. По шкале Standard & Poor's у компании сейчас рейтинг ВВВ-. Для таких страховщиков у международных брокеров применяется ограничение "для рисков на территории или исходящих с территории РФ и (или) бывшего СССР".

Как рассказал РБК daily управляющий директор Aon в России и СНГ Борис Корчемкин, комитет финансовой безопасности международного страхового брокера провел собственную переоценку финансовой устойчивости, опыта и ряда других показателей российской компании. В результате им было принято решение снять для СОГАЗа страновые ограничения.

До сих пор компания в основном страховала космические риски на территории СНГ. По словам зампреда правления СОГАЗа Николая Галушина, после заключения договоров они отдавались в перестрахование за рубеж. В соответствии с общемировой практикой страховщики таким образом снижают свои риски, ведь речь идет о достаточно значительных суммах. Например, спутник "Ямал-402" был застрахован на сумму более 12 млрд. руб. Сборы СОГАЗа по страхованию в авиационной и космической отрасли в 2012 году составили 3, 58 млрд. руб.

Доступ на иностранный рынок у компании был и раньше, но речь шла о разовых сделках, уточнил г-н Галушин. Ближайший конкурент СОГАЗа на российском рынке компания "Ингосстрах" тоже активно сотрудничает с брокером, однако может получать космические риски только из стран бывшего СССР, Индии, Вьетнама и некоторых стран Восточной Европы, отметил г-н Корчемкин.

25.03.2013 Завершена общая сборка РКН "Союз"

Продолжается подготовка космического корабля "Союз ТМА-08М" к запуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК “Энергия”, в монтажно-испытательном корпусе РН завершена общая сборка ракеты-носителя "Союз-ФГ" с головным блоком.

25.03.2013 Памятные даты космонавтики. 25 марта 2013 г.

25 марта исполняется 85 лет (1928) со дня рождения американского астронавта Джеймса Артура Ловелла (James Arthur Lovell).

25 марта исполняется 25 лет (1988) со дня запуска с морской стартовой платформы San Marco с помощью американского носителя Scout итальянского научно-исследовательского спутника San Marco-5.

25 марта исполняется 20 лет (1993) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника связи “Радуга-29”.

25 марта исполняется 20 лет (1993) со дня запуска в России (1993) с помощью ракеты-носителя “Старт-1” экспериментального спутника связи. Первый испытательный пуск нового носителя.

25 марта исполняется 15 лет (1998) со дня запуска в Китае (космодром Тайюань) двух американских спутников связи типа Iridium.

24.03.2013 Аудитории главного военного вуза Бельгии присвоили имя Франка де Винне

Королевская военная школа Бельгии в Брюсселе в воскресенье присвоила имя одного из своих самых знаменитых бывших курсантов - космонавта, бригадного генерала виконта Франка де Винне самой большой аудитории учреждения, передает “Интерфакс”
.
"Мы гордимся возможностью чествовать выпускника нашего заведения, который учился здесь и который добился фантастических достижений", - заявил на церемонии начальник военной школы генерал-майор Гарри Виндевогель.

Сам Ф.де Винне снял покрывало с мемориальной плиты, объявляющей о присвоении имени бывшего командира Международной космической станции (МКС) аудитории в ходе дня открытых дверей "университета обороны", как принято называть военную школу в Брюсселе.

Ф.де Винне в возрасте 23 лет получил диплом инженера Королевской военной школы, затем освоил профессию летчика-истребителя, после чего вступил в команду Европейского космического агентства (ЕКА).

Он дважды работал на МКС: с 30 октября до 10 ноября 2002 года как инженер экипажа, а затем в составе 6-месячной экспедиции в 2009 году, когда он его назначили первым европейским командиром МКС.

В настоящее время Ф.де Винне руководит Европейским центром астронавтов в Кельне, который готовит специалистов для (ЕКА).

24.03.2013 Мнение: Европейцам стоит создать общую с Россией систему наблюдения за космосом – депутат Госдумы

Европе вместо участия в проекте США и НАТО по созданию континентальной системы противоракетной обороны следует создать общую с Россией систему наблюдения за ближним космическим пространством, считает депутат Госдумы РФ от ЛДПР Андрей Свинцов.

Это свое предложение Свинцов изложил участникам третьего форума молодых политиков, прошедшего несколько дней назад в Брюсселе и организованного под эгидой Госдумы РФ и Европарламента при поддержке МИД РФ и Еврокомиссии.

"Я предложил задуматься над разработкой общей системы наблюдения за ближним космическим пространством. Странно, что многочисленные голливудские пророчества глобальной катастрофы в результате столкновения Земли с метеоритом до сих пор не стали поводом рассмотреть реальные действия в случае возникновения такой опасности", - сказал депутат корреспонденту РИА Новости.

Свинцов напомнил о проблеме мелких астероидов, приближение которых к Земле сложно предсказать, и нередко наука узнает о таких "гостях" в самый последний момент, как это было, например, 9 марта нынешнего года, когда астероид диаметром 100 метров пролетел всего в 900 тысячах километров от нашей планеты.

"Ни одной стране мира не под силу решить эту проблему самостоятельно. Зато соединив усилия, мы наверняка сможем создать систему планетарной космической безопасности", - считает депутат.

Он высказался также за создание российско-европейской межпарламентской рабочей группы, которая могла бы стать диалоговой площадкой по вопросам общеевропейской безопасности.
Кроме того, парламентарий полагает целесообразным трансформировать форум молодых политиков ЕС в полноценную межпарламентскую рабочую группу для свободного обсуждения различных аспектов политического взаимодействия России и ЕС.

"К сожалению, уровень межпарламентского диалога наших стран пока не соответствует реальному потенциалу сотрудничества.

Немногочисленны и положительные примеры совместной работы российских и европейских парламентариев над общими проблемами", - заметил Свинцов.

24.03.2013 Ракеты “Ангара-5” недостаточно для отправки пилотируемого корабля за пределы низких околоземных орбит - Лопота

Ракета-носитель "Ангара-5" может быть использована для запуска на низкие околоземные орбиты пилотируемого транспортного корабля нового поколения, разрабатываемого Ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия", но ее грузоподъемности не хватит для путешествий в дальний космос, сказал "Интерфаксу-АВН" в пятницу президент, генеральный конструктор РКК Виталий Лопота.

"На "Ангаре" запуск нового космического корабля на низкие околоземные орбиты возможен, но для полетов за пределы околоземных орбит нужна ракета-носитель значительно большей грузоподъемности, чем "Ангара", - уточнил он.

По его словам, первый испытательный запуск пилотируемого транспортного корабля нового поколения будет проведен с использованием ракеты "Зенит" с космодрома Байконур.

24.03.2013 Первый пилотируемый запуск с космодрома “Восточный” будет осуществлен на ракете “Ангара-5” - Фадеев

К 2018 году на космодроме Восточный (Амурская область) будет построен стартовый комплекс для новых ракет "Ангара", сообщил генеральный директор ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) Александр Фадеев, передает “Интерфакс-АВН”.

"Мы планируем построить стартовую позицию для нее на Восточном к 2018 году. Площадку для строительства уже выбрали. Полагаю, работы на ней стартуют в этом году", - сказал А.Фадеев в интервью газете "Известия".

Отвечая на вопрос, на какой ракете будет осуществлен первый пилотируемый запуск с Восточного, намеченный на 2018 год, А.Фадеев сказал: "На ракете-носителе "Ангара".

"Это будет тяжелый вариант - "Ангара-5", адаптированный под пилотируемые запуски", - уточнил А.Фадеев.

24.03.2013 “Альберт Эйнштейн” отправится к МКС летом - источник

Запуск европейского грузового корабля ATV-4 на Международную космическую станцию планируется в середине июня 2013 года, сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.

"Старт корабля "Альберт Эйнштейн" с космодрома Куру намечается на 14 июня, его стыковка со станцией - на 26 июня", - сказал собеседник агентства.

Он напомнил, что первоначально запуск ATV-4 планировался на 18 апреля, но был отложен из-за отказа прибора на "грузовике" при испытаниях на космодроме. По словам источника, европейским специалистам понадобилось время для замены прибора и повторных тестов.

24.03.2013 Российские космонавты шесть раз поработают снаружи МКС в 2013 году

Очередной выход российских космонавтов в открытый космос с борта Международной космической станции намечается в середине апреля 2013 года, сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.

"Космонавты Павел Виноградов и Роман Романенко совершат выход 19 апреля. Он будет первым из шести выходов, запланированных российской стороной в этом году", - сказал собеседник агентства.

По его словам, главной задачей выхода является установка на модуле "Звезда" аппаратуры эксперимента "Обстановка" по исследованию плазменно-волновых процессов в ионосфере Земли. В нем участвуют ученые России, Украины, Болгарии, Польши, Швеции, Венгрии и Англии.
Источник добавил, что космонавтам также предстоит заменить мишень видеометра для обеспечения стыковки к МКС европейского грузового корабля ATV-4 и демонтировать один из контейнеров с микроорганизмами и панель с конструкционными материалами.
Собеседник также рассказал, что следующие пять российских выходов планируются в июне, августе (два), октябре и декабре.

24.03.2013 До 2020 года ГЛОНАСС перейдет на использование КА нового поколения “Глонасс-К”

В 2013 году для пополнения орбитальной группировки системы ГЛОНАСС будут запущены, как минимум, пять космических аппаратов, сообщил в пятницу "Интерфаксу-АВН" источник в российской ракетно-космической отрасли.

"Поддержание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС в период с 2014 по 2020 годы будет осуществляться путем постепенной замены космических аппаратов "Глонасс-М", которые к тому времени выработают свой 7-летний ресурс, на космические аппараты нового поколения "Глонасс-К" с 10-летним сроком активного существования", - пояснил он.

Собеседник агентства напомнил, что в 2011 году завершилось выполнение программы "Глобальная навигационная система", в рамках которой орбитальная группировка навигационных космических аппаратов была развернута до штатной. В 2012 году началась реализация федеральной целевой программы (ФЦП) "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы".

По словам источника, среди основных целей новой ФЦП - "развитие системы ГЛОНАСС в части улучшения ее тактико-технических характеристик с тем, чтобы обеспечить ее паритет с зарубежными системами".

24.03.2013 Walt Disney и IMAX снимут фильм о космосе

IMAX Corporation и The Walt Disney Studios заключили соглашение о совместной работе над новым документальным проектом на космическую тематику. Об этом сообщает издание Comingsoon.
С помощью самых совершенных стереоскопических камер зрители получат возможность взглянуть на Землю из космоса, проследить за изменениями на ней. Авторы картины также предложат некоторые варианты будущего человеческой цивилизации.
Это будет первый совместный фильм двух компаний, которые ранее сотрудничали лишь в рамках прокатных договоров. В создании картины будут принимать участие специалисты из Американской администрации по аэронавтике и исследованию космического пространства.
Постановщиком проекта назначен Тони Майерс, который ранее создал фильм "Телескоп Хаббл в 3D", заработавший в IMAX более 50 миллионов долларов, сообщает Comingsoon.

24.03.2013 Памятные даты космонавтики. 24 марта 2013 г.

24 марта исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1447” (“Надежда”).

24 марта исполняется 25 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1935” (“Янтарь-4К1”).

24 марта исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане французского спутника ДЗЗ SPOT-4.

23.03.2013 О продлении срока действия Соглашения между Россией и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях

20 марта председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 395-р, которым распорядился продлить срок действия соглашения между Россией и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 1992 года.

В МИД России уже поступила нота американской стороны о продлении действия соглашения до 2020 года.

Данное соглашение уже продлевалось трижды - в 1997, 2002 и 2007 годах.

23.03.2013 Возвращение корабля Dragon с МКС на Землю откладывается на сутки из-за погоды

Возвращение на Землю с Международной космической станции (МКС) американского космического корабля Dragon, ранее запланированное на 25 марта, откладывается на сутки из-за неблагоприятных погодных условий в предполагаемой зоне приземления, сообщает РИА Новости.

«Более трех недель спустя после прибытия на МКС космический корабль Dragon компании SpaceX готов к возвращению на Землю, которое переносится на вторник, 26 марта. Дата возвращения Dragon, первоначально назначенная на 25 марта, была перенесена из-за суровых погодных условий вблизи его предполагаемого приводнения в Тихом океане», - говорится в сообщении NASA.

23.03.2013 Более 70% материалов для космодрома Восточный везут с запада РФ

Дальневосточные предприятия пока способны обеспечить материалами строительство космодрома Восточный в Амурской области менее чем на 30%, и при реализации проекта сказывается транспортная составляющая цен материалов, сообщил журналистам начальник ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" Юрий Хризман.

По его словам, более 70% необходимых материалов подрядчики вынуждены заказывать в западных регионах страны, так как предприятия Дальнего востока их либо не производят, либо их продукция не отвечает техническим требованиям.

"Я прямо по отдельным материалам скажу, цемент наш дальневосточный, песок, щебень местный. Арматуру стараемся получать на 80% с Комсомольска-на-Амуре, металлоконструкции заказать на Дальнем востоке сложно, так как привезти из средней полосы дешевле, чем изготовить здесь. В Амурской области закупаем краны мостовые, здесь же изготавливают для космодрома металлические склады. Сэндвич панели везем с Новосибирска", — рассказал Хризман.

Слабым звеном проекта космодрома Восточный, по оценке подрядчиков, является транспортная составляющая цен материалов. Проектные данные расходятся с реальностью. "Ну, грубо говоря, стоит в проекте цена товара рубль, а мы видим, что это обойдется в три рубля. Спрашиваем, почему рубль, ну в Петербурге такая цена, но ведь его же еще везти нужно. Транспортную составляющую вообще не учли. И таких моментов не мало", — сказал Хризман.

Примером наиболее затратных материалов, с точки зрения транспортной составляющей цены, начальник Дальспецстроя назвал керамзит. "В проекте обозначено использование керамзита марки 200. Его используют при строительстве стартового ствола. Мы искали по стране, нашли в Подмосковье. Ну и считайте, транспортная составляющая это 200% от самой стоимости. А на стройке его нужно 3,5 тысячи кубов", — пояснил генподрядчик.

Темпы строительства космодрома Восточный на данном этапе Хризман оценивает на "хорошо", так как есть объекты, где стройка могла бы идти активнее, передает РИА Новости.

23.03.2013 Фабрика по производству малых спутников откроется в Венесуэле

Первая в Венесуэле фабрика по производству малых спутников весом до 1 тонны начнет функционировать в Венесуэле в начале 2014 года, сообщил глава Боливарианского космического агентства Виктор Кано.

"В мае примерно 60 молодых венесуэльцев начнут тренироваться и проходить практику для работы на этой фабрике, которая будет запущена, начиная с первого квартала следующего года", — приводят местные СМИ слова Кано.

В задачи нового исследовательского центра будут входить дизайн и сборка малых спутников. Трудиться там будут специалисты, подготовленные Китаем, чтобы на практике применить полученные ими теоретические знания, уточнил Кано, передает РИА Новости.

23.03.2013 Ученые проверяют сообщения жителей США о метеоре

Специалисты Американского метеорного общества (American Meteor Society) проверяют поступившие в ночь на субботу более чем от 40 жителей США и Канады сообщения об огненном болиде, якобы пролетевшем над Америкой, сообщает сайт телеканала USA Today.

По данным веб-сайта Общества, о предположительном полете небесного тела сообщили 35 жителей девяти разных штатов восточного побережья США и Калифорнии, а также шестеро жителей Канады. По данным информационного метеорологического портала AccuWeather.com, сообщения о полете болида поступали между 03.55 и 04.03 субботы мск.

Как пишут в своих микроблогах пользователи социальной сети Twitter, болид зеленого цвета с очень длинным шлейфом пролетел в южном или юго-восточном направлении, сообщает USA Today. Жители Нью-Йорка могли наблюдать летящее небесное тело в течение нескольких секунд. В свою очередь, AccuWeather.com отмечает, что все сообщения о возможном метеоре еще предстоит проверить, передает РИА Новости.