Новый номер

№ 01 (420), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

08.02.2013 Кабинет Министров Украины одобрил проект Закона Украины "Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2013-2017 годы"

На заседании Кабинета Министров Украины 5 февраля 2013 года одобрен отозванный ввиду окончания каденции Верховной Рады Украины VI созыва и изменения состава Кабинета Министров Украины проект Закона Украины "Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2013-2017 годы", сообщает “Спейс-Информ”.

Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа на 2013-2017 годы (далее - Программа), которая утверждается законопроектом, является 5-й космической программой независимой Украины и первым этапом осуществления важных для дальнейшего развития космической отрасли Правительственных документов - Концепции реализации государственной политики в сфере космической деятельности на период до 2032 года (одобрена распоряжением Кабинета Министров от 30.03.2011 № 238) и Плана мероприятий по ее выполнению (утвержден распоряжением Кабинета министров Украины от 25.01.2012 № 48).

Целью реализации Программы является повышение эффективности использования космического потенциала для решения актуальных задач социально-экономического, экологического, культурного, информационного и научно-образовательного развития общества, обеспечение национальной безопасности и обороны и защиты геополитических интересов государства.

Ориентировочный общий объем финансирования для реализации Программы составляет 2,58 млрд. грн., в том числе из государственного бюджета - 1,12 млрд. грн.

Проектом Программы предусматривается:

- Создание системы геоинформационного обеспечения и проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций с использованием космической информации;

- Запуск 3 космических аппаратов (дистанционного зондирования Земли "Сич-2-1", научно-технологического "Микросат" и университетского "УМС-1");

- Создание космического ракетного комплекса "Циклон-4" на пусковом центре Алкантара (Бразилия) и содействие созданию национальной спутниковой системы связи "Лыбидь";

- Гарантированное оперативное предоставление органам исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере национальной безопасности и обороны, услуг космической связи и ретрансляции данных, координатно-временного и навигационного обеспечения, а также распространение информации спутников дистанционного зондирования, разработка современных технологий ее специального использования;

- Проведение фундаментальных научных космических исследований по астрофизике, космической биологии и материаловедению, поддержка использования имеющейся наземной космической инфраструктуры в международных научных экспериментах, выполнение научно-образовательных программ;

- Создание новейшей ракетно-космической техники и технологий ее изготовления;

- Содействие коммерческой эксплуатации ракет-носителей "Циклон-4", "Зенит-2SLБ", "Зенит-3SLБ" ("Наземный старт"), "Зенит-3SL" ("Морской старт"), "Днепр" и Национальной спутниковой системы связи "Лыбидь";

- Развитие международного сотрудничества (с РФ, странами ЕС, Бразилией, Канадой, Беларусью, США, Казахстаном), расширение сотрудничества Украины с Европейским космическим агентством.

По мнению составителей, реализация Программы позволит:

-Обеспечить трансфер космических технологий в реальный сектор экономики государства (путем развития и эффективного использования космического потенциала Украины для решения актуальных задач, стоящих перед государством), повысить возможности доступа граждан к современным информационным технологиям, а для научных работников возможности интеграции в мировую систему научных исследований;

-Сформировать экономически устойчивую, конкурентоспособную, диверсифицированную ракетно-космическую отрасль национальной экономики, что обеспечит осуществление космической деятельности в соответствии с современными требованиями и национальными интересами и преобразует ее в действенный инструмент государственной политики.

08.02.2013 Совместный пресс-релиз компании "Си Лонч АГ", РКК "Энергия", НПО "Энергомаш", КБ "Южное" и ПО "ЮМЗ" о неизменном курсе на продолжение эксплуатации комплекса "Морской старт"

6 февраля компания "Си Лонч АГ", РКК "Энергия", НПО "Энергомаш", КБ "Южное" и ПО "ЮМЗ" распространили совместный пресс-релиз, в котором выразили уверенность в возобновлении стартов с “Морского космодрома”.

В релизе говорится:

“В связи с неудачным запуском 1 февраля 2013 года космического аппарата (КА) "Интелсат-27" по программе "Морской старт" участники и партнёры по проекту выражают компании "Интелсат" искреннее сожаление о потере КА и предпринимают всё необходимое для расследования инцидента, выработки и реализации практических мер, направленных на повышение надёжности комплекса.

Расследование инцидента взято на контроль на уровне Правительств России и Украины.

Работают несколько комиссий различного уровня. В их числе - российско-украинская комиссия, а также комиссии, созданные в Роскосмосе, в компании "Си Лонч АГ", в РКК "Энергия", НПО "Энергомаш", КБ "Южное", ПО "ЮМЗ", а также в других организациях-участниках работ по комплексу. Работа комиссий нацелена на установление причин инцидента, их устранение и скорейшее возобновление пусковых услуг.

В основе создания и эксплуатации комплекса "Морской старт" лежит сотрудничество предприятий и организаций нескольких стран мира, направленное на использование и развитие наукоёмких инновационных технологий, применяемых в ракетно-космических комплексах при осуществлении пусковых услуг. "Морской старт" - надёжный современный комплекс, деятельность которого ведётся с ведущими мировыми спутниковыми операторами на протяжении более 12 лет. Участники и партнёры проекта "Морской старт" заявляют о своей приверженности проекту, нацелены на скорейшее возобновление пусковых услуг и рассчитывают, что все заинтересованные заказчики этих услуг продолжат намеченную работу по программе "Морского старта" и её развитию на дальнейшую перспективу”.

08.02.2013 Головной блок РН "Союз-У" с ТГК "Прогресс М-18М" отправлен на общую сборку

Продолжается подготовка транспортного грузового космического корабля "Прогресс М-18М" к пуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК “Энергия”, 7 февраля головной блок ракеты-носителя "Союз-У" с космическим кораблем был отправлен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов на общую сборку.

08.02.2013 Летчик-космонавт Сергей Волков награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени

Указом президента России № 54 от 02.02.2013 г. “за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении космического полета на Международной космической станции” инструктор-космонавт-испытатель – заместитель командира отряда космонавтов ФГБУ “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина” Сергей Александрович Волков награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.

08.02.2013 "Капитан Керк" из телесериала Star Trek вышел на связь с МКС

Канадский актер Уильям Шатнер, игравший капитана звездного корабля Enterprise в сериале "Звездный путь" (Star Trek), позвонил на МКС, чтобы обсудить жизнь на орбите со своим соотечественником, астронавтом Крисом Хэдфилдом. Об этом сообщает Mashable!

"Я так взволнован возможностью поговорить с вами, пусть и недолго", — сказал Шатнер в начале почти 14-минутного разговора, в течение которого он, среди прочего, поинтересовался, удалось ли Хэдфилду "увидеть в космосе объединяющие начала Вселенной и достигнуть гармонии с ней".

Общение Хэфилда и Шатнера началось в январе в Twitter, после того, как актер написал "@Cmdr_Hadfield Вы пишете из космоса?" Позже к беседе подключились и другие актеры "Звездного пути": исполнитель роли Хикару Сулу Джордж Такер, Уилл Уитон, игравший в сериале Уэсли Крашера, и Леонард Нимой, прославившийся в образе полувулканца Спока, пишет "Газета.ру".

08.02.2013 Памятные даты космонавтики. 8 февраля 2013 г.

8 февраля исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-548” (“Зенит-4М”).

8 февраля исполняется 35 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-988” (“Зенит-4МТ”).

8 февраля исполняется 25 лет (1988) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) спутника для калибровки наземных радаров USA-30.

07.02.2013 Астронавты Джетт и Андерсон покинули NASA

Еще двое американских астронавтов, ветераны программы Space Shuttle Брент Джетт (Brent Jett) и Клэйтон Андерсон (Clayton Anderson) покинули NASA.

07.02.2013 Учреждено СП для разработки первого лаосского спутника

Во Вьентьяне (Лаос) в среду была официально учреждена совместная китайско-лаосская компания "LH-международная спутниковая связь", а также было объявлено о запуске проекта создания спутника связи "LaoStar-1".

Эта компания создана совместно китайской компанией "Чэнду линьхай дяньцзы" и министерством почты, телекоммуникаций и информации Лаоса.

Спутник "LaoStar-1" планируется запустить в конце ноября 2015 года, что станет подарком к 40-й годовщине создания Лаосской Народно-Демократической Республики. Спутник будет обеспечивать телевизионное вещание, дистанционные медицинские услуги и обучение, передачу экстренных правительственных сообщений и т. д., передает агентство Синьхуа.

07.02.2013 Памятные даты космонавтики. 7 февраля 2013 г.

7 февраля исполняется 50 лет (1963) со дня рождения астронавта США Хайдемарии Марты Стефанишин-Пайпер (Heidemarie Martha Stefanyshyn-Piper).

7 февраля исполняется 5 лет (2008) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-122 корабля многоразового использования Atlantis с астронавтами Аланом Пойндекстером (Alan Poindexter), Стивеном Фриком (Stephen Frick), Леландом Мелвином (Leland Melvin), Рексом Уолхеймом (Rex Walheim), Гансом Шлегелем (Hans Schlegel), Стэнли Лавом (Stanley Love) и Леопольдом Эйартцом (Leopold Eyarts).

06.02.2013 Спутники "Глобалстар" выведены на целевые орбиты

Запущенные сегодня с космодрома Байконур американские спутники связи типа Globalstar-2 успешно выведены на целевые орбиты. Два космических аппарата отделились от разгонного блока "Фрегат" в 17:43 UTC (21:43 мск), четыре - в 17:44 UTC (21:44 мск).

06.02.2013 Орбитальный блок отделился от последней ступени носителя

В 16:13 UTC (20:13 мск) орбитальный блок в составе разгонного блока "Фрегат" и шести спутников связи Globalstar-2 успешно отделился от последней ступени РН "Союз-2.1а" и вышел на опорную орбиту. Дальнейшее выведение будет осуществляться с помощью двигателей разгонного блока.

06.02.2013 "Союз" стартовал с Байконура

6 февраля 2013 года в 16:04:24.128 UTC (20:04:24.128 мск) с ПУ № 6 площадки № 31 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя “Союз-2.1а” № 011 с разгонным блоком “Фрегат” № 1029 и шестью спутниками связи типа Globalstar-2.

06.02.2013 Кабмин РФ выдвинул выдвинул 8 кандидатов от государства в Совет директоров РКК "Энергия"

Правительство РФ выдвинуло восемь кандидатов для избрания в качестве представителей России и независимых директоров в совет директоров и шесть человек в ревизионную комиссию ОАО "РКК "Энергия", следует из распоряжения, размещенного в среду на сайте кабинета министров.

"Росимуществу обеспечить включение в установленном порядке указанных кандидатов в списки кандидатур для голосования по выборам в совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества", - говорится в документе.

Кандидатами в совет директоров РКК "Энергия" стали начальник управления Роскосмоса Светлана Алябьева, первый заместитель директора некоммерческого партнерства "Российский институт директоров" Владимир Вербицкий, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, директор ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, начальник управления Роскосмоса Алексей Краснов, президент РКК "Энергия" Виталий Лопота, генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Андрей Никитин, первый заместитель руководителя Роскосмоса Олег Фролов, передает РИА Новости.

06.02.2013 США согласились разместить на своей территории оборудование для ГЛОНАСС

Россия договорилась с США о размещении оборудования для поддержки системы двойного назначения ГЛОНАСС на территории ряда американских штатов, пишет в среду газета «Известия».

О возможности размещения станций сбора измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга на территории США заговорили осенью прошлого года: на международной конференции по спутниковой навигации ION GNSS 2012 в Нэшвилле российская делегация обсудила эту тему с американскими коллегами. Теперь в Роскосмосе сообщили о принципиальном согласии американцев.

«В США было направлено предложение о размещении ССИ на их территории, – сообщил начальник управления технической политики и качества Роскосмоса Михаил Хайлов. – Принципиально они не возражают. В настоящее время проводятся консультации по данному вопросу».

Подготовка конкретного соглашения с американцами об условиях и местах размещения ССИ поручена ЦНИИмашу, который выступает исполнителем по ряду госконтрактов, касающихся развития ГЛОНАСС. В ЦНИИмаше отказываются комментировать подробности переговоров в США по вопросу размещения станций.
По информации «Известий» от источника в этом институте, сейчас с американскими партнерами решается вопрос о том, кто будет заключать соглашение со стороны США – это могут быть Государственный департамент или NASA.

Решение вопроса об установке элементов СДКМ ГЛОНАСС в США окажет влияние на точность определения координат системой. На борт спутников нужно закладывать как можно более точные эфемериды, то есть координаты спутников. Чтобы получить точнейшие эфемериды, нужно построить как можно более точную модель, учитывающую массу факторов, вплоть до влияния на космический аппарат солнечного ветра. Задача такой модели – с вероятностью до сантиметра определить, где будет спутник через несколько суток.

Входными параметрами для построения такой модели являются данные о реальном движении спутника. Для того чтобы такие данные получать, нужно видеть, как аппарат движется, и смотреть, как расчетная модель согласуется с реальностью. Наблюдать нужно из наибольшего количества точек на поверхности Земли. Поэтому вопрос о размещении ССИ обсуждается сейчас не только с США.

«ССИ планируется разместить более чем в 30 странах мира, – говорит Хайлов. – От большинства стран, в которые были направлены предложения по размещению ССИ, получено принципиальное согласие. Однако процесс их размещения связан с необходимостью заключения соответствующих межправительственных и межагентских соглашений. В прошлом году удалось завершить эту работу только с Бразилией. 19 декабря 2012 года осуществлена отгрузка ССИ в город Бразилиа – там сейчас проводятся работы по ее размещению. Также близки к завершению подготовительные работы с Испанией, Индонезией и Австралией».

06.02.2013 Стоимость создания нового корабля может быть определена только после оценки всех систем этого проекта

Окончательная сумма на создание нового пилотируемого транспортного космического корабля может быть определена только после оценки всех систем этого проекта. Об этом сообщил сегодня корр.ИТАР-ТАСС источник в Роскосмосе.

"Пока облик нового пилотируемого корабля был представлен на внутреннем научно-техническом совете Ракетно-космической корпорации "Энергия". Еще предстоит осуществить много этапов, в том числе представить этот проект в Роскосмосе. После этого можно будет говорить об окончательной стоимости проекта", - уточнил он.

Ранее в некоторых СМИ сообщалось, что новый пилотируемый транспортный корабль обойдется России примерно в 160 млрд руб.

06.02.2013 На Байконуре отменена выгрузка ракеты "Зенит"

Выгрузка из вагонов блоков доставленной с украинского завода "Южмаш" ракеты-носителя "Зенит-3SLБ", старт которой запланирован на лето 2013 года, была отменена на Байконуре, сообщает со ссылкой на источник на космодроме.

По данным источника, сотрудники космодрома не исключают возможности возвращения ракеты-носителя на завод в Днепропетровск с целью проведения дополнительных исследований, пишет "АиФ - Мооква".

06.02.2013 Азербайджанская делегация прибыла в Куру

Азербайджанская делегация прибыла во Французскую Гвиану (Южная Америка), откуда будет запущен первый азербайджанский телекоммуникационный спутник Azerspace-1.

Как передает 1news.az,об этом сообщил, глава пресс-службы Министерства связи и информационных технологий Мушфиг Амиров.

По его словам, азербайджанскую делегацию возглавляет председатель АО Azеrkosmos Рашад Набиев.

«Если погодные условия будут благоприятными, то спутник будет выведен на орбиту в ночь с 7 на 8 февраля»,- сказал М.Амиров.

06.02.2013 "Дип Импакт" устроил "кинопробы" для самой яркой кометы десятилетия

Космический зонд НАСА "Дип Импакт" (Deep Impact) устроил первые "кинопробы" для кометы C/2012 S1 (ISON), которая, как ожидают астрономы, станет самой яркой кометой десятилетия и будет сиять на небе ярче полной Луны, сообщает пресс-служба университета Мэриленда.

Ученые университета взяли снимки кометы, сделанные 17-18 января фотокамерой среднего разрешения на борту аппарата с расстояния 793 миллиона километров, и собрали из них короткий видеоролик. На снимках видно, что у кометы уже появился хвост и кома — газовая оболочка вокруг ядра. По мере приближения кометы к Солнцу они будут расти и становится все ярче.

"Похоже, что это первое путешествие этой кометы во внутренние области Солнечной системы, и, как ожидается, она пройдет значительно ближе к Солнцу, чем большинство комет — на расстоянии в несколько солнечных радиусов. Это даст нам новую возможность увидеть, как пыль и газ, которые "намораживались" на этой комете со времен рождения Солнечной системы, будут реагировать на жар Солнца", — говорит Тони Фарнхэм (Tony Farnham) из университета Мэриленда.

В соответствии с расчетами, комета в ноябре 2013 года пройдет на расстоянии в 0,012 астрономической единицы (среднего радиуса земной орбиты) от Солнца. Комета будет видна невооруженным глазом и в северном, и в южном полушарии в течение примерно двух месяцев, в период с ноября 2013 по январь 2014 года. Во время ухода от Солнца комета будет ярче, чем при "подлете" к нему, и может стать ярче полной Луны — если не разрушится от солнечного жара.

Комета C/2012 S1 (ISON) была открыта российским астрономом-любителем Артемом Новичонком из Петрозаводска и его коллегой из Белоруссии Виталием Невским в сентябре 2012 года. Она не несет никакой угрозы для Земли, поскольку разминется с нашей планетой 26 декабря 2013 года на расстоянии 62 миллиона километров, передает РИА Новости.

06.02.2013 Подготовка к пуску ТГК «Прогресс М-18М» осуществляется в соответствии с графиком

На Байконуре продолжается подготовка к пуску транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс М-18М» по программе Международной космической станции.

Накануне в монтажно-испытательном корпусе (МИК) площадки 254 космодрома расчеты специалистов Роскосмоса приступили к сборке космической головной части: была выполнена установка грузового корабля на переходной отсек, после чего проведён авторский осмотр ТГК «Прогресс М-18М» и установка его в стенд для проведения дальнейших работ.

На сегодня запланированы операции по накатке головного обтекателя непосредственно на транспортный грузовой корабль «Прогресс М-18М».

Одновременно с этим в МИК пл.112 специалисты ЦСКБ «Прогресс» готовят ракету-носитель «Союз-У», которая должна будет вывести грузовой космический корабль на орбиту. Сегодня ракету-носитель переложили на специальный установщик для подготовки к стыковке с космической головной частью (КГЧ).

Все работы ведутся в соответствии с графиком.

Запуск ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-18М» запланирован на 11 февраля.

Корабль должен будет доставить на МКС более двух с половиной тонн грузов: топливо для поддержания орбиты станции, оборудования для ее эксплуатации,  продукты питания, воду и воздух для космонавтов, укладки с научными экспериментами, передает пресс-служба Роскосмоса.

06.02.2013 Переходный отсек пристыкован к ТГК "Прогресс М-18М"

Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", во вторник в МИК КА проведена стыковка корабля "Прогресс М-18М" с переходным отсеком.