Новый номер

№ 04 (411), 2016

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

05.01.2013 В будущем покорять космос NASA направит роботов-ежей

Команда ученых заявила, что роботы с шипами смогут стать идеальным инструментом для изучения космоса. Марко Павон (Marco Pavone) из Стэндфордского университета вместе со специалистами NASA и учеными из Массачусетского технологического института (MIT) работают над созданием прототипов «роботов-ежей». Устройства представляют собой роверы круглой формы диаметром 0,5 метра, которые могут вращаться вокруг своей оси и совершать длинные прыжки.

В отличие от обычных роверов, «ежи» отличаются полной свободой действий и будут пользоваться привилегиями слабой силы гравитационного притяжения, используя три вращающихся диска для смещения центра тяжести. Идеальным «полигоном» для испытания «ежей» станет спутник Марса Фобос. Информация, полученная с Фобоса, поможет ученым разгадать некоторые тайны «Красной планеты» и стать фундаментом для планирования дальнейших миссий.

Согласно информации из доклада господина Павона, на Фобос будут направлены пять или шесть «ежей», управление которыми будет возложено на беспилотную исследовательскую станцию Марс Глобал Сервейор (Mars Global Surveyor). Стоит отметить, что «ежики» будут действовать поодиночке, что позволит собрать больше полезной информации. В настоящее время ученые собираются тестировать третье поколение прототипов на земной поверхности, а потом в условиях слабой силы гравитационного притяжения, пишет Hi-Tech News.

05.01.2013 Разработчик подтвердил сокращение научной нагрузки аппарата "Луна-Глоб"

Космический аппарат "Луна-Глоб-1" отправится на спутник Земли без половины изначально запроектированного научного оборудования. Об этом информационному агентству "Интерфакс" сообщил Лев Зеленый, директор Института космических исследований (ИКИ РАН), где разрабатывается научная программа миссии.

Главной причиной уменьшения научной нагрузки аппарата Зеленый назвал обеспечение надежности прилунения. Кроме того, по его словам, на решение также повлияла неготовность производителей техники. "Срок запуска очень близкий - 2015 год. Изготовитель не успевает с испытаниями некоторых приборов", - сообщил агентству директор ИКИ РАН.

Ранее о сокращении объема научного оборудования на аппарате "Луна-Глоб-1" сообщалось в начале декабря. Тогда пересмотр лунной программы Лев Зеленый связывал с потерей аппарата "Фобос Грунт". "Для повышения надежности посадки наши коллеги попросили вдвое "ужаться" с комплексом научной аппаратуры — вместо 34 осталось около 20 килограммов", уточнил Зеленый.

В то же время глава ИКИ РАН сообщил, что аппараты "Экзомарс" и "Луна-Ресурс" будут выполнены в полном объеме. Зеленый рассказал о выделении Роскосмосом под "Луна-Ресурс" отдельной ракеты-носителя и планах увеличить в аппаратах вес научной нагрузки.

04.01.2013 Аппарат LDCM доставлен на космодром

Космический аппарат LDCM (Landsat Data Continuity Mission) доставлен на Базу ВВС США “Ванденберг”, шт. Калифорния, для предстартовой подготовки. Спутник был изготовлен специалистами компании Orbital Sciences Corp. Запуск намечен на 11 февраля нынешнего года. Для выведения на околоземную орбиту будет использована ракета-носитель Atlas-5.

04.01.2013 Применений микроспутников сделает космические исследования менее дорогостоящими – эксперт

Планомерное создание штатных космических систем на базе сверхмалых спутников является одной из важнейших задач современной космонавтики, считает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.

"Космические исследования в интересах фундаментальной науки достаточно дорогостоящи. Перед разработчиками космических систем, особенно в условиях экономического спада, стоит задача поиска путей минимизации расходов по их созданию. Одно из возможных решений этой проблемы - создание малых космических аппаратов", - сказал Ю.Зайцев "Интерфаксу-АВН".

По его словам, "зачастую выгоднее вывести на орбиту несколько недорогих аппаратов, решающих частные задачи, нежели делать дорогой универсальный спутник". Ю.Зайцев сообщил, что в России на разных стадиях проектирования и изготовления находится целая "научная группа" малых космических аппаратов для фундаментальных исследований. Одна из этих групп - семейство научных аппаратов МКА-ФКИ массой около 100 кг строится на микроплатформе "Карат" НПО имени Лавочкина. От институтов РАН поданы десятки заявок на размещение полезных нагрузок различного назначения на этих платформах. Кооперация нескольких академических и производственных организаций создала малые спутники "Моника" для исследования физических механизмов генерации космических лучей и "Конус" для наблюдений с высоким разрешением временных профилей космических гамма-всплесков.

"В 2014 году на орбиту планируется вывести целое созвездие малых космических аппаратов "Резонанс" разработки НПО имени Лавочкина и Института космических исследований РАН, в 2015 -м и 2016-м годах - второй и третий спутники серии "Конопус". В 2017-м году будет запущен малый космический аппарат "Картограф", в 2018 году - 4 спутника дистанционного зондирования Земли "Обзор-О" и 2 аппарата "Обзор-Р", - сообщил Ю.Зайцев.

04.01.2013 Спутник "Космос-1484" может упасть на Землю в начале второй декады января – американский прогноз

Несгоревшие в плотных слоях атмосферы обломки советского спутника дистанционного зондирования Земли "Космос-1484" могут упасть на Землю 12 января, сообщается на сайте Стратегического командования США. По постоянно уточняемым американским данным, спутник, имеющий линейные размеры порядка шести метров, может войти в плотные слои атмосферы в районе 11 января. Согласно предыдущим прогнозам, это событие сначала ожидалось 19 декабря прошлого года, затем 7 января и 11 января, передает “Интерфакс”.

04.01.2013 В NASA обеспокоены бессонницей астронавтов

В NASA обеспокоены бессонницей астронавтов, которые находятся на Международной космической станции. Специалисты американского космического агентства попытаются решить эту проблему несколько необычным способом. Они планируют потратить $11,2 миллиона на оснащение американского сегмента станции специальными светодиодными светильниками. Лампы будут изменять освещение в зависимости от времени суток, имитируя естественный свет: голубой утром, белый днем и красный вечером, сообщает Вести.ru.

Методика основана на физиологических реакциях организма человека, которые вызывают рассвет и вечерние сумерки. Синие оттенки заставляют мозг подавлять "снотворный" гормон, а красные светодиоды производят противоположный эффект, вызывая сонливость.

В NASA отмечают, что доставка, установка и настройка необходимого оборудования займет много времени и завершится только в 2016 году. Управление освещением будет осуществляться с Земли, но и сами астронавты смогут при необходимости изменить настройки.

04.01.2013 Комитет космических технологий КНДР награжден орденом Ким Чен Ира за успешный запуск спутника

Комитет космических технологий КНДР награжден Орденом имени Ким Чен Ира, сообщило в среду информационное агентство ЦТАК. Высокая награда присуждена за успешный запуск 12 декабря искусственного спутника Земли"Кванменсон-3”. Опубликован соответствующий указ президиума Верховного народного собрания /парламента/ республики, передает ИТАР-ТАСС.

04.01.2013 Инженер показал изображения "живого" Марса

Американский инженер и программист Кевин Джилл (Kevin Gill) продемонстрировал изображения Марса, каким он мог выглядеть из космоса в прошлом, если бы на нем была жизнь. Результаты симуляции приведены в блоге инженера, кратко их комментирует Universe Today.

В основе трехмерной модели Джилла данные о топографии Марса, полученные зондом "Mars Reconnaissance Orbiter" (MRO). Этот космический аппарат, вышедший на орбиту красной планеты в 2006 году, составил карту возвышений ее поверхности с разрешением в 128 точек на градус.

Джилл для составления своей модели Марса использовал объективные данные MRO, при этом большинство остальных параметров, таких как уровень воды, состав атмосферы и распределение растительности были выбраны без научного обоснования. В итоговом изображении для наглядности также в 10 раз были преувеличены особенности рельефа.

В настоящее время температура на поверхности Марса не допускает существования жидкой воды. Исследования, проведенные при помощи марсоходов "Спирит" и "Оппортьюнити", а также орбитальных аппаратов, показали, что залежи воды находятся под поверхностью марсианского грунта (иногда на глубине всего нескольких сантиметров). В прошлом температура на планете была значительно выше нынешней, что, теоретически, допускало существование жидкой воды и, возможно, жизни, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Вокруг Андромеды обнаружен хоровод карликовых галактик

Астрономы обнаружили, что среди карликовых сателлитных галактик Андромеды значительная часть обращается в одной плоскости. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание приводит университет Сиднея.

Открытие является результатом многолетнего изучения Андромеды при помощи телескопа Канада-Франция-Гавайи в рамках проекта PAndAS. C 2008 по 2011 год астрономам удалось получить снимки ближайшей к нам галактики в рекордном разрешении.

Ученые установили, что среди карликовых галактик, окружающих Андромеду, существует подгруппа, которая фактически вращается в одной плоскости. Толщина этой плоскости составляет не более 30 тысяч световых лет, при том что ее диаметр превышает миллион световых лет. Интересно, что плоскость вращения вокруг Андромеды практически точно сориентирована на Млечный Путь (направление вектора нормально плоскости).

Как показывают расчеты исследователей, такая скоординированность движения между разными карликовыми галактиками не могла возникнуть случайно. Однако, как именно скопления стали двигаться в одной плоскости, ученые пока не знают, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Астрономы увидели потоки вещества в формирующейся звездной системе

Астрономы, работающие с данными строящегося телескопа ALMA, зафиксировали в формирующейся звездной системе HD 142527 потоки, переносящие вещество от периферии к центру. Работа опубликована в журнале Nature, а ее краткое содержание пересказывает Phys.Org.

Потоки формируются благодаря гравитационному действию двух планет-гигантов, масса которых в несколько раз превышает массу Юпитера. Самих планет из-за пелены газа астрономам рассмотреть не удалось, но их существование предсказывается поведением окружающего вещества.

Большая часть привлекаемого планетами вещества не задерживается рядом с ними, а устремляется к центру системы и падает на поверхность звезды. Таким образом, планеты-гиганты в системе HD 142527 служат мостиками, по которым вещество из периферии попадает в центр.

Согласно общепринятой модели, образование в протопланетном диске зачатков планет делит его на внутреннюю и периферийную части. Между этими частями образуется расчищенный промежуток, практически лишенный межпланетного вещества. Считается, что его образование лишает звезду подпитки новой массой.

Наблюдения при помощи телескопа ALMA показали, что перенос вещества через расчищенную зону происходит при помощи самих планет. Кроме того, в этой зоне достаточно много межпланетного газа, в основном - монооксида углерода CO, пишет Lenta.ru.

04.01.2013 Памятные даты космонавтики. 4 января 2013 г.

4 января исполняется 50 лет (1963) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) автоматической межпланетной станции Е-6 № 1. Из-за аварии разгонного блока станция осталась на околоземной орбите. Первая межпланетная станция, задачей которой являлась мягкая посадка на поверхность Луны.

03.01.2013 В трех центрах Индийской организации космических исследований сменились директора

В трех центрах Индийской организации космических исследований – Космическом центре имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre), Центре двигательных систем (Liquid Propulsion Systems Centre) и Космическом центре имени Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre) новые директора. С 1 января 2013 года к своим обязанностям приступили С. Рамакришнан, М. Чандрадатхан и М. Прасад соответственно.

03.01.2013 Палата представителей предлагает переименовать Центр Драйдена в Центр Армстронга

Палата представителей Конгресса США 31 декабря приняла законопроект, который предусматривает переименование Летно-испытательного центра NASA имени Хью Драйдена в Летно-испытательный центр имени Нейла Армстронга. За проголосовали 404 конгрессмена. Против – 0. Чтобы это решение вступило в силу необходимо согласие Сената.

03.01.2013 18 спутников ORBCOMM будут запущены на ракетах Falcon-9

На минувшей неделе компания ORBCOMM объявила о пересмотре контракта с компанией SpaceX на запуск своих спутников связи следующего поколения. Новое соглашение предусматривает запуск 18 космических аппаратов в ходе двух стартов РН Falcon-9. Реализация контракта стоимостью 42,6 миллиона долларов предусмотрена в период между 2-м квартfkом 2013 г. и 2-м кварталом 2014 г.

Ранее все эти спутники предполагалось вывести на орбиту с помощью РН Falcon-1.

02.01.2013 Почтовая служба КНДР отметила запуск первого северокорейского спутника

В КНДР издана серия марок, посвященных произведенному 12.12.2012 г. запуску искусственного спутника Земли "Кванмёнсон-3". На почтовых миниатюрах изображена ракета-носитель "Ынха-3" на фоне государственного флага и надписи: "В КНДР успешно осуществлен запуск спутника "Кванмёнсон-3". На марках изображен также летящий по орбите спутник, обозначена траектория полета ракеты.

02.01.2013 Геологическая служба США намерена вывести из эксплуатации спутник Landsat-5

Геологическая служба США намерена в скором времени вывести из эксплуатации спутник Landsat 5. Этот аппарат был запущен в 1984 году и был рассчитан на 3 года, но до сих пор оставался в рабочем состоянии на орбите Земли. Таким образом он стал наиболее долго эксплуатируемым. Об этом сообщает proIT.

02.01.2013 Япония отправит в космос аппарат "Хаябуса-2" в 2014 году

Японское космическое агентство представило законченный проект нового аппарата “Хаябуса-2”, который планируется отправить в космос в 2014 году.

Согласно планам космического агентства Японии, аппарат должен в 2018 году подлететь к астероиду 1999 JU3 и взять с его поверхности образцы вещества.

Ожидается, что вещество будет доставлено на Землю к 2020 году, передает ИА “PenzaNews”:

02.01.2013 Памятные даты космонавтики. 2 января 2013 г.

2 января исполняется 65 лет (1948) со дня рождения итальянского инженера Стефано Сантонико (Stefano Santonico). В начале 1990-х годов проходил подготовку к полетам в космос в составе отряда астронавтов Итальянского космического агентства.

01.01.2013 Канадский астронавт записал песню на борту МКС

Канадский астронавт Крис Хэдфилд, находясь на борту Международной космической станции, записал песню Jewel in the Night и уже успел залить результат на Soundcloud. «Вы можете услышать небольшой шум вентиляторов станции на фоне», — написал он. Хэдфилд также добавил, что эта песня — одна из первых оригинальных музыкальных композиций, написанных и исполненных на борту МКС, сообщает Look At Me.

31.12.2012 Итоги 2012 космического года

На страницах "Энциклопедии "Космонавтика" (http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?itogi_2012a.html) и кластера космических технологий и коммуникаций Фонда "Сколково" (http://community.sk.ru/press/b/weblog7/archive/2012/12/31/kosmicheskaya-deyatelnost--stran-mira-v-2012-godu.aspx#_ftn1) размещен обзор "Космическая деятельность стран мира в 2012 году.