Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Марсоход миссии ExoMars-2020 нуждается в ремонте перед запуском 27.02.2020 Марсоход миссии ExoMars-2020 нуждается в ремонте перед запуском

Как пишет издание Ars Technical, марсоход Rosalind Franklin миссии ExoMars-2020 нуждается в ремонте перед запуском. Проблема возникла из-за вышедших из строя кронштейнов солнечных батарей, что выявилось во время предстартовой подготовки аппарата перед интеграцией комплекса.

На 12 марта назначен совместный брифинг Европейского космического агентства и Роскосмоса, на котором будет представлена обновленная информация о статусе миссии. Пока запуск намечен на лето нынешнего года, но уже некоторое время в СМИ циркулирует информация, что старт может быть отложен из-за проблем с парашютной системой. Вышедшие из строя кронштейны и сообщение о предстоящем брифинге только подхлестнули волну слухов о возможной задержке экспедиции.

Перенос запуска корабля Dragon CRS-20 связан с неполадками привода клапана на 2-й ступени 27.02.2020 Перенос запуска корабля Dragon CRS-20 связан с неполадками привода клапана на 2-й ступени

Как сообщило NASA, отсрочка запуска корабля Dragon CRS-20 на пять дней связана с обнаружением неполадки с приводом клапана на 2-й ступени носителя и необходимостью замены “проблемной” ступени на другую ступень, уже находящуюся на космодроме. Теперь корабль с 2,5 тоннами грузов для экипажа МКС отправится в космос 6 марта. На замене ступени настаивало аэрокосмическое агентство.

Канадское космическое агентство заключило новые контракты 27.02.2020 Канадское космическое агентство заключило новые контракты

Во вторник Канадское космическое агентство заключило семь новых контрактов общей стоимостью 3,25 миллиона долларов США с рядом компаний и университетов страны, сообщает Международное канадское радио. Будут профинансированы работы по созданию луноходов, а также научного оборудования для предстоящих лунных экспедиций. Контракты заключены в рамках программы агентства по исследованию Луны LEAP (Lunar Exploration Accelerator Program). В ближайшие пять лет на эту программу планируется потратить более 100 миллионов долларов США.

Изменилась эмблема экипажа корабля "Союз МС-16" 27.02.2020 Изменилась эмблема экипажа корабля "Союз МС-16"

В связи с изменениями в составе экипажа корабля “Союз МС-16” изменилась и экипажная эмблема. Пока она официально не представлена, но в сети уже есть изображение.

Человечество не готово к полету на Марс - ИМБП РАН 27.02.2020 Человечество не готово к полету на Марс - ИМБП РАН

Для подготовки безопасного для космонавта полета на Марс понадобится, как минимум, десять лет, сообщил "Интерфаксу" глава лаборатории физиологии человека в экстремальных условиях Института медико-биологических проблем РАН Александр Суворов.

"В настоящий момент мы явно не готовы к таким полетам. Если кто-то будет утверждать обратное - это будет шапкозакидательство, абсолютно ненаучный, дилетантский подход", - заявил Суворов в интервью "Интерфаксу".

По его словам, пока еще остаются нерешенными многие "психологические, физиологические, микробиологические проблемы", связанные с межпланетными полетами.

"Мой оптимистичный прогноз - порядка десяти лет", - добавил Суворов, отвечая на вопрос, сколько времени понадобится на решение этих проблем.

Суворов отметил, что для решения возникающих вопросов необходимо продолжать наземное моделирование длительных космических полетов.

На МКС будут временно ограничивать связь с Землей 27.02.2020 На МКС будут временно ограничивать связь с Землей

На МКС проведут эксперимент по ограничению связи с Землей в рамках подготовки к работе окололунной станции, сообщил "Интерфаксу" замруководителя проекта SIRIUS, глава лаборатории физиологии человека в экстремальных условиях Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Александр Суворов.

"Поскольку планируется, что космонавты будут находиться на станции, вращающейся вокруг Луны, то будет период, когда она будет с другой стороны спутника и мы не сможем с ними связаться. Поэтому будут перерывы в связи, что фактически равноценно задержке. И к этому надо готовиться", - сказал Суворов в интервью "Интерфаксу".

По его словам, на МКС в настоящее время уже имеют место периодические перерывы в связи, но в рамках эксперимента будут создаваться дополнительные с помощью компьютерных программ.

Схожий эксперимент будет проводиться во время 240-суточного моделирования межпланетного полета, стартующего в ноябре в рамках проекта SIRIUS, отметил Суворов.

Во время настоящих дальних межпланетных перелетов из-за большого расстояния между кораблем и Землей, связь между ними будет осуществляться с большой задержкой. В частности, во время полета на Марс она будет составлять порядка 20 минут. Но в предстоящем эксперименте, по словам Суворова, задержка будет составлять около пяти минут в одну сторону.

"Удалось выяснить, что даже пятиминутная задержка вызывает другое психоэмоциональное состояние экипажа. Они не могут получить ответы на все вопросы, которые у них возникают, это существенно повышает автономность. Экипаж самостоятельно принимает решения, значительно вырастает роль командира. Ну и члены экипажа между собой должны действовать более согласованно. Этот же принцип автономности будет отрабатываться на МКС", - пояснил он.

РАН пожалуется в ООН на Илона Маска из-за спутниковой системы Starlink 27.02.2020 РАН пожалуется в ООН на Илона Маска из-за спутниковой системы Starlink

Российская академия наук намерена направить в ООН письмо с жалобой на спутниковую систему Илона Маска Starlink, поскольку развертываемая система из тысяч спутников будет мешать работе астрономов, рассказал астрофизик, научный сотрудник Института астрономии РАН Николай Самусь, передает РИА Новости.

"Мы сейчас занимаемся подготовкой письма от РАН, и завтра с вице-президентом РАН (Юрием) Балегой мы этот вопрос будем обговаривать, и такое письмо от нас пойдет", - сказал он, выступая на презентации в Московском планетарии книги американского астрофизика Нила Деграсс Тайсона "На службе у войны".

По приведенным им данным, 30-40% астрономических снимков будут испорчены следами от "светящихся" отраженным от Солнца светом спутников Илона Маска.

По его словам, идею поддерживают коллеги из Европейского астрономического общества, на совещании которого его члены обратились к национальным структурам, чтобы те выступили за ограничение развертывания крупных спутниковых систем. В частности, планы российских коллег поддерживают ученые из Португалии.

Хайнань возобновил строительство космического городка на фоне спада вспышки коронавируса 27.02.2020 Хайнань возобновил строительство космического городка на фоне спада вспышки коронавируса

Власти южнокитайской провинции Хайнань возобновили работу по созданию международного космического городка в северо-восточной части острова после спада эпидемии коронавируса, передает ТАСС. Об этом сообщил отдел пропаганды парткома города Вэньчана, где ведется строительство.

"Необходимо приложить все возможные усилия для продвижения строительства международного космического городка, оказать еще большее содействие развитию Вэньчана", - говорится в материале, опубликованном на официальной странице партийной структуры в социальной сети WeChat.

В тексте отмечается, что администрация города продолжит активно бороться с коронавирусом и будет одновременно уделять пристальное внимание мерам по оживлению экономики. Помимо космической отрасли власти намерены интенсивно развивать сельское хозяйство, реализовывать проекты по окончательной ликвидации бедности, привлекать в регион предприятия, выпускающие продукцию с высокой степенью переработки.

"Необходимо повышать политическое самосознание, менять стиль работы, стараться изо всех сил, улучшать условия для коммерческой деятельности, - заявил секретарь парткома Вэньчана Чжун Минмин. - Мы должны полностью выполнить 13-й пятилетний план (2016-2020) по созданию в стране среднезажиточного общества, придать новый облик международному космическому городку в Вэньчане".

На Хайнане ведется строительство научно-исследовательского комплекса, который, как и проект будущей национальной орбитальной станции, позволит КНР наращивать сотрудничество с другими странами в изучении и освоении космического пространства. Площадь объекта превысит 12 кв. км, проект курирует специальное региональное ведомство. Одновременно власти ведут работу по совершенствованию инфраструктуры. В прилегающем к местному космодрому населенном пункте планируется существенно улучшить социальные сферы образования, медицинских услуг, культуры и спорта, довести до максимально высокого уровня многочисленные коммерческие услуги населению.

МВК по использованию результатов космической деятельности 27.02.2020 МВК по использованию результатов космической деятельности

На базе оператора космических средств дистанционного зондирования Земли Госкорпорации «Роскосмос» 26 февраля 2020 года состоялось второе заседание Межведомственной комиссии (МВК) по использованию результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, сформированной Госкорпорацией «Роскосмос».

На заседании присутствовали более 40 участников МВК, а в режиме видеоконференцсвязи подключились более 150 участников представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (более 70 субъектов), аппарата полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и предприятий ракетно-космической промышленности.

С докладом выступил заместитель директора Департамента навигационных космических систем (ГЛОНАСС) Госкорпорации «Роскосмос» Валерий Заичко. Он рассказал об основных положениях проекта закона о дистанционном зондировании Земли из космоса, а также о потребностях государства, бизнеса и граждан в продуктах, сервисах и услугах, основанных на данных ДЗЗ, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Предстартовая подготовка корабля «Союз МС-16» 27.02.2020 Предстартовая подготовка корабля «Союз МС-16»

Специалисты ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в соответствии с графиком предполетных испытаний на космодроме Байконур продолжают работу с пилотируемым кораблем «Союз МС-16». После доставки на полигон он оставался в режиме хранения на территории монтажно-испытательного корпуса площадки № 254.

28 января 2020 года корабль был расконсервирован и установлен в стенд технического комплекса для выполнения плановых операций начального этапа наземной подготовки. В настоящее время он проходит автономные испытания, успешно завершая цикл проверочных включений служебной аппаратуры, диагностику электронно-вычислительного и радионавигационного оборудования, контроль герметичности и тестирование бортовых систем, сообщает пресс-служба РКК Энергия.

Четыре «Фрегата» доставили на Восточный 27.02.2020 Четыре «Фрегата» доставили на Восточный

На космодром Восточный были доставлены четыре разгонных блока «Фрегат». В таком количестве разгонные блоки космодром принимает впервые. Специалисты ЦЭНКИ — Космический центр «Восточный» совместно со специалистами НПО Лавочкина (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») приняли и установили их на складе блоков Технического комплекса.

Все работы прошли штатно. В режиме хранения разгонные блоки «Фрегат» будут находиться до начала марта 2020 года, именно на этот период запланировано начало работ. Запуски запланированы в рамках пусковых кампаний OneWeb в 2020 году.

Кроме того, в режиме хранения в монтажно-испытательном корпусе находятся пять ракет-носителей «Союз-2.1б», три из них собраны в «пакеты» (сборка первой и второй ступеней). Работы велись в этом году специалистами филиала Космического центра «Восточный» и ракетно-космического центра «Прогресс» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в соответствии с графиком, сообщает пресс-служба ЦЭНКИ.

Экипаж в 240-дневном эксперименте SIRIUS возглавит действующий космонавт - ИМБП РАН 27.02.2020 Экипаж в 240-дневном эксперименте SIRIUS возглавит действующий космонавт - ИМБП РАН

Командиром экипажа в эксперименте по имитации межпланетного полета станет действующий член российского отряда космонавтов, сообщил "Интерфаксу" главный менеджер проекта SIRIUS, ведущий специалист Института медико-биологических проблем РАН Марк Белаковский.

"Поскольку мы проводим эксперимент на нашей базе, то планируем, что командир экипажа будет российским. Мы ведем переговоры с Центром подготовки космонавтов, который вместе с РКК "Энергия" является нашим главным партнером в России. Центр готов предоставить нам кого-то из молодых ребят, имеющих статус космонавта", - сказал Белаковский в интервью "Интерфаксу".

По его словам, основной кандидат на эту роль уже определен.

"Мы навели справки, посмотрели документы - очень достойный человек. Но сейчас называть фамилию не могу, потому что я не получил еще его согласия", - отметил Белаковский.

"Кроме этого врач в экипаже также будет из России", - добавил менеджер проекта.

По словам Белаковского, в экипаже будет как минимум две женщины, однако в институте планируют довести число женщин в экипаже до половины.

Почва на обратной стороне Луны оказалась очень пористой 27.02.2020 Почва на обратной стороне Луны оказалась очень пористой

Луноход миссии "Чанъэ-4" измерил толщину и изучил устройство верхних слоев лунной почвы в кратере фон Кармана на обратной стороне спутницы Земли, передает ТАСС. Она оказалась очень пористой и толстой, пишут китайские планетологи в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"Мы впервые точно измерили толщину лунного реголита [почвы Луны] при помощи радара. В точке посадки "Чанъэ-4" грунт состоит из крайне податливого и пористого материала, внутри которого скрывается множество булыжников. Скорее всего, он представляет собой смесь из обломков пород, выброшенных из соседних кратеров", - пишут ученые.

Первые предварительные данные по составу пород Ли Чуньлай, руководитель миссии "Чанъэ-4", и его коллеги опубликовали еще в прошлом году, обнаружив на обратной стороне Луны несколько типично "земных" минералов мантии, в том числе оливин и пироксен, которые раньше не находили на поверхности спутницы Земли. Это открытие уже заставило планетологов задуматься о выработке новых теорий формирования Луны.

Получив эти результаты, Ли и его коллеги приступили к анализу данных с радаров "Юйту-2" при помощи которых ученые просветили верхние слои почвы кратера фон Кармана на глубину в четыре десятка метров. Эти замеры, как отмечают исследователи, в последний раз успешно проводились на видимой поверхности спутницы Земли более полувека назад участниками экспедиции "Аполлон-17". Многие исследователи не были уверены, что реголит присутствует на обратной стороне Луны в том же виде, что и на ее видимой половине.

Данные, полученные луноходом, указали на то, что реголит присутствует как на видимой, так и на обратной стороне Луны, но при этом он оказался очень пористым и толстым в кратере фон Кармана. По словам ученых, это говорит в пользу того, что этот покров возник в результате нескольких "бомбардировок" места посадки зонда обломками пород из соседних кратеров, произошедших в разные эпохи жизни Луны.

Вдобавок, замеры "Юйту-2" указали на то, что реголит оказался разделен на три разных слоя, каждый из которых отличается от соседей по структуре и свойствам. Верхний слой почвы толщиной в 12 метров был крайне однородным по составу, тогда как следующая прослойка грунта содержит в себе вкрапления мелких и крупных булыжников, чей диаметр может достигать метра.

Последний слой почвы, расположенный на глубине в 24-40 метров, состоит из перемежающихся прослоек булыжников и пескообразного реголита. Что скрывается под ним, ученые пока не могут сказать, так как радар "Чанъэ-4" не обладает достаточной мощностью. Как надеются исследователи, анализ новых порций данных, которые сейчас собирают радары на борту лунохода, поможет им проникнуть глубже в недра Луны и раскрыть историю эволюции ее обратной стороны.

Ученые: у летавших на Луну астронавтов повысился риск ранней смерти 27.02.2020 Ученые: у летавших на Луну астронавтов повысился риск ранней смерти

Риски ранней смерти у летавших к Луне астронавтов в два раза выше, чем в среднем у американских астронавтов, выяснили ученые, они полагают, что это связано со стрессом и выходом за пределы магнитного поля Земли, передает РИА Новости.

"Риски ранней смертности у астронавтов, летавших к Луне, примерно в два раза выше, чем для всей когорты астронавтов США, и в четыре раза выше, чем для астронавтов, совершавших только орбитальные полеты. Поскольку отличия по длительности полетов и дозе радиационного воздействия между этими когортами незначительны, можно предположить, что это является следствием действия существенно сниженного магнитного поля Луны, и возможно, обусловлено сильным эмоциональным стрессом, связанным с межпланетным полетом", - говорится в выводах исследований, проведенных по заданию РАН Институтом медико-биологических проблем.

Научная статья об исследовании опубликована в очередном номере журнала "Авиакосмическая и экологическая медицина".

Для анализа были взяты данные по американским астронавтам: 36 астронавтам, совершавшим орбитальные полеты вокруг Земли, 23 астронавтам, совершавшим полеты к Луне, часть из которых находилась на поверхности от 2 до 75 часов, выборке из 59 астронавтов, совершавших орбитальные полеты, включая полеты к Луне, выборке из 27 астронавтов, прошедших отбор, но не допущенных к реальным полетам, и суммарная когорта из 86 членов отряда астронавтов США.

Ученые отметили, что ранняя смертность была у четырех астронавтов, летавших к Луне: в возрасте 56,5 и 61,2 года у Джеймса Ирвина и Рональда Эванса из-за болезней системы кровообращения; в возрасте 51,4 и 74,7 года у Джона Свайгерта и Алана Шепарда из-за рака костного мозга и крови. При этом поздняя смерть наступила у шести астронавтов - Джона Янга, Юджина Сернана, Нила Армстронга, Ричарда Гордона, Алана Бина и Эдгара Митчелла - в возрасте от 82 до 88 лет.

27.02.2020 MEV-1 состыковался с INtelsat 901

По сообщению Northrop Grumman, изготовленный ею аппарат обслуживания MEV-1 состыковался со спутником-клиентом Intelsat 901 на околостационарной орбите 25 февраля в 07:15 UTC.

Intelsat 901 был запущен в 2001 г. и полностью отработал расчетный срок. До конца 2019 г. он находился в точке стояния 29.5°з.д., но между 9 и 11 декабря совершил маневр увода и начал дрейфовать вдоль геостационара.

MEV-1, запущенный на орбиту "Протоном" 9 октября 2019 г., осуществил довыведение на геостационар, к 30 января уравнял со спутником-целью наклонение орбиты и период обращения и после трех недель маневрирования на близких дистанциях завершил сближение и выполнил захват Intelsat 901. Интересно, что за время "охоты" обслуживаемый аппарат успел обойти полмира – из начальной точки 30°з.д. в западном направлении вплоть до 132°в.д.
В конце марта планируется начать перевод связки средствами MEV-1 в новую точку стояния, где Intelsat 901 может проработать еще пять лет.

И.Л.

Трамп высоко оценил лунную программу Индии 26.02.2020 Трамп высоко оценил лунную программу Индии

Президент США Дональд Трамп, находящийся с визитом в Индии, высоко оценил лунную программу Индии. Выступая на митинге на стадионе в г. Ахмадабад, он поздравил индийский народ с “захватывающим прогрессом”, который был достигнут во время полета лунного зонда “Чандраян-2”, сообщает The Times of India. Трамп сказал, что индийская программа “быстро двигатеся вперед, опережая график”.

Ещё четыре спутника «Бэйдоу» приняты в эксплуатацию 26.02.2020 Ещё четыре спутника «Бэйдоу» приняты в эксплуатацию

Четыре новых спутника в рамках навигационной спутниковой системы «Бэйдоу» на днях прошли испытания на орбите и официально присоединились к системе для предоставления услуг по позиционированию, навигации и определению времени, передает Синьхуа.

Эти четыре спутника включают в себя 47-й, 48-й, 52-й и 53-й спутники семейства «Бэйдоу», сообщила Китайская канцелярия по делам спутниковых навигационных систем.

Все они, работающие на средней околоземной орбите, были разработаны Китайским исследовательским институтом космических технологий при Китайском объединении космических технологий.

В том числе, 47-й и 48-й спутники «Бэйдоу» были запущены 23 сентября 2019 года, а запуск 52-го и 53-го спутников был осуществлен 16 декабря 2019 года.

Центр обработки данных о природных ЧС начнет работу в Якутии 26.02.2020 Центр обработки данных о природных ЧС начнет работу в Якутии

С 10 апреля на территории Якутии заработает современный центр обработки полученных из космоса данных о природных ЧС, в том числе пожарах, сообщает телеканал «Якутия 24» со ссылкой на ТАСС.

Отмечается, что он позволит улучшить мониторинг обстановки и разрабатывать трехмерные модели местности. «Центр будет работать в том числе с данными российских спутников серии «Канопус-В», а также с данными иностранных спутников», — рассказал агентству замглавы МЧС России Виктор Яцуценко.

По его словам, собранные данные о природных ЧС будут отправляться напрямую в центр управления кризисными ситуациями для дальнейшего оперативного реагирования.

Экипаж МКС связался с петербургской «Палладой» во время гонки кораблей 26.02.2020 Экипаж МКС связался с петербургской «Палладой» во время гонки кораблей

Космонавт Сергей Рязанский опубликовал на своей личной странице в соцсети «ВКонтакте» пост, посвящённый окончанию мемориальной гонки парусников, в которой принял участие. 200-мильная регата была посвящена 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Фрегат «Паллада», заложенный в Охтенском адмиралтействе в Петербурге, принял звонок от экипажа МКС. Задачей Сергея Рязанского было установить связь с космосом для приветствия участников кругосветной экспедиции во время маневрирования. С орбиты был совершён тестовый звонок на «Палладу». Связь вышла отличная — осталось только верить в удачу, что видимость позволит зафиксировать три парусника, фрегаты «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада», во время гонки.

Соревнование успешно завершилось около восьми часов вечера в прошедший четверг, сообщает "Мойка78".

Спутники помогли обнаружить 70% незаконных вырубок леса 26.02.2020 Спутники помогли обнаружить 70% незаконных вырубок леса

Две трети незаконных вырубок леса в 2019 году были обнаружены с помощью спутникового мониторинга, в 2020 году применение космических средств мониторинга увеличится, сообщили РИА Новости в пресс-службе Рослесхоза.

"Наибольшие объемы незаконных рубок зафиксированы в Иркутской и Томской областях, Красноярском и Забайкальском краях и Республике Бурятия. В целом дистанционный мониторинг позволил выявить около 70% случаев незаконных рубок на землях лесного фонда", — сказали в агентстве.

По данным Рослесхоза, в 2020 году планируется увеличить объем проводимых наблюдений с помощью спутников на 23%. Всего из космоса в этом году будет контролироваться 171,5 миллиона гектар лесов в 32 регионах, при этом 25 миллионов гектар в 13 регионах будут отслеживаться непрерывно. Например, дистанционный мониторинг будет распространен на всю территорию Иркутской области, которая лидирует по объемам незаконных рубок.

В Рослесхозе подчеркнули, что постоянно наращивают космические средства мониторинга. Так, в 2019 году по сравнению с 2018 годом площадь непрерывного спутникового слежения увеличилась в два раза, а в целом отслеживаемые из космоса площади увеличились на 27%.

"Дистанционный мониторинг использования лесов зарекомендовал себя как эффективный инструмент контроля и защиты зеленого пояса страны от негативного воздействия, в том числе и незаконных рубок", — отметили в Рослесхозе.

Новости 1 - 20 из 20309