Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

10.12.2012 Памятные даты космонавтики. 10 декабря 2012 г.

10 декабря исполняется 35 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) космического корабля "Союз-26" с космонавтами Юрием Романенко и
Георгием Гречко на борту.

10 декабря исполняется 25 лет (1987) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи "Радуга-21".

09.12.2012 О работах с космическим аппаратом "Ямал-402"

Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, 9 декабря утром проведена оценка параметров орбиты космического аппарата (КА) "Ямал-402". Все системы КА функционируют в штатном режиме.

По расчетам специалистов предполагается выполнить два дополнительных импульса двигательной установки для довыведения космического аппарата в расчетную точку орбиты. Первый из них запланирован в ночь с воскресенья на понедельник. После выполнения всех маневров космический аппарат будет передан в эксплуатацию ОАО "Газпром космические системы", как и предполагалось ранее, 8 января.

09.12.2012 "Ямал-402" на нерасчетной орбите

9 декабря в ходе выведения космического аппарата "Ямал-402" на целевую орбиту, отделение космического аппарата произошло раньше расчетного времени (на 4 минуты), сообщила пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

В настоящее время космический аппарат взят на управление, проводится уточнение схемы его довыведения в точку стояния с последующим вводом в эксплуатацию.

09.12.2012 КНДР может отложить запуск ракеты, во время подготовки возникли проблемы

Северная Корея заявила, что может отложить запуск ракеты, который, как предполагалось в СМИ, должен был состояться на следующей неделе. Об этом сообщает Би-би-си».

Власти задумались об отмене запуска в связи с возникшем при его подготовке проблемами. В чем именно заключаются эти проблемы, не уточняется, пишет “Газета.ру”.

09.12.2012 Памятные даты космонавтики. 9 декабря 2012 г.

9 декабря исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника КН-4В 1102.

9 декабря исполняется 20 лет (1992) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника оптической разведки "Космос-2223" (“Янтарь-4КС1”).

9 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника морской разведки “Космос-2347” (УС-ПУ).

9 декабря исполняется 5 лет (2007) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника связи “Космос-2434” (“Радуга-1”).

08.12.2012 Астероид Таутатис 12 декабря пролетит мимо Земли, а затем встретится с зондом "Чанъэ-2"

Китайский зонд "Чанъэ-2" побывает на "свидании" с астероидом Таутатис 13 декабря - на месяц раньше чем ожидалось и через день после того, как малая планета пролетит на минимальном расстоянии от Земли, говорится на сайте НАСА.
Астероид Таутатис (4179 Toutatis или 1989 AC) - небесное тело продолговатой формы и размером 5,4 километра. Он был открыт в январе 1989 года французским астрономом Кристианом Полласом (Christian Pollas). Таутатис входит в группу потенциально опасных астероидов, однако до 2196 года он не будет подходить к Земле ближе чем на 0,0198 астрономической единицы - 2,96 миллиона километров.
В среду, 12 декабря, в 06.40 по Гринвичу (10.40 мск) Таутатис пролетит мимо Земли на расстоянии в 0,046 астрономической единицы (6,93 миллиона километров, или в 18 раз дальше Луны).
Через день китайский аппарат "Чанъэ-2" пролетит на расстоянии в несколько сотен километров от астероида, что позволит ему сделать снимки с разрешением в десятки метров.
Таким образом "Чанъэ-2" станет первым китайским аппаратом, который побывает на встрече с астероидом. До этого такие миссии выполняли только США, Япония и Европа, передает РИА Новости.

08.12.2012 "ИСС" изготовит геодезический спутник

В ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) имени академика М.Ф.Решетнева" (Железногорск, Красноярский край) будет изготовлен новый геодезический спутник "Гео-ИК-2", сообщает пресс-служба ИСС. "Космический аппарат, предназначенный для уточнения геоцентрической системы координат, определения детальных характеристик геопотенциала Земли, а также движений континентальных плит, земных приливов и других глобальных природных явлений, планируется запустить в 2015 году с космодрома Плесецк", - говорится в сообщении, размещенном на сайте ИСС. ИСС совместно с кооперацией начинает изготовление бортовой аппаратуры спутника. Кроме того, заключен контракт с французской компанией Thales Alenia Space на поставку высотомера "Садко-3" - основного целевого прибора геодезического космического аппарата", - говорится в сообщении. Спутник "Гео-ИК-2" войдет в состав одноименной низкоорбитальной системы. Еще один космический аппарат этой серии изготовлен и находится в ОАО "ИСС" на ответственном хранении в ожидании запуска, говорится в сообщении, передает "Интерфакс".

08.12.2012 Отсутствие отечественных комплектующих заставило Россию изменить планы запуска межпланетной станции к Юпитеру

Российские ученые изменили задачу миссии "Лаплас", предусматривавшей посадку на спутника Юпитера Европу, из-за отсутствия отечественной радиационно-устойчивой электроники и сложности ее закупки в США, сообщил "Интерфаксу-АВН" в пятницу действительный академический советник академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев. "Был пересмотрен сценарий российской миссии "Лаплас". Расчеты показали, что орбитальный и тем более посадочный аппарат создать в требуемые сроки не получится, прежде всего, из-за отсутствия в стране производства устойчивых к воздействию радиации компонентов. На сегодня вся радиационно-стойкая элементная база - американская и покупать ее очень и дорого, и сложно", - рассказал он. "Поэтому миссию нужно было упрощать. Прежде всего поменялся главный объект исследования: десант на Европу был заменен посадкой на Ганимед, более благоприятный в радиационном отношении объект", - добавил он. Ганимед также очень интересный спутник, к тому же хуже изученный, чем Европа. В случае Ганимеда, можно использовать для передачи информации с российского посадочного аппарата европейский ретранслятор с миссии JUICE - Jupiter Icy moons Explorer (исследование ледяных лун Юпитера), пояснил Ю.Зайцев.

08.12.2012 С Байконура стартовал "Протон-М" со спутником "Ямал-402"

8 декабря 2012 года в  13:13:42.928 UTC (17:13:42.928 мск) с ПУ № 39 площадки № 200 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса выполнен пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и телекоммуникационным спутником "Ямал-402".

В 13:23:25.222 UTC (16:23:25.222 мск) от 3-й ступени носителя отделился орбитальный блок в составе "Бриз-М" и спутника.

Дальнейшее выведение космического аппарата на целевую орбиту продолжит разгонный блок.

Отделение космического аппарата  от разгонного блока ожидается через 9 часов 15 минут после старта.

08.12.2012 Командир Appolo-17 рассказал, как оставил камеру на Луне 40 лет назад

Камера американского астронавта Юджина Сернана все еще находится там, где он ее оставил 40 лет назад, с объективом, направленным в космос. Он надеялся, что такой эксперимент поможет будущим астронавтам узнать больше о воздействии солнечных космических лучей, пишет "Взгляд".

Капитан ВМС США, ветеран трех космических полетов сказал, что до сих пор помнит последний отпечаток своей ступни на поверхности Луны, но сожалеет, что не смог сделать фотографию, чтобы доказать это.

Выступая в пятницу по случаю 40-летнего юбилея полета Apollo-17, он сказал: "Я оставил там свою камеру Hasselblad с объективом направленным вверх на зенит с мыслью о том, что кто-нибудь когда-нибудь найдет ее и увидит насколько солнечные космические лучи отразились на стекле. Поднимаясь вверх по лестнице на корабль, я так и не сделал снимок своих отпечатков. Как глупо! Разве было бы не лучше, если бы я взял камеру с собой и сделал снимок?".

Еще в 1972 года, Сернан думал, что его путешествие "не конец, а начало" в исследовании Луны и верил, что нога астронавта ступит на Марс еще до окончания века.

08.12.2012 Путин отметил вклад космонавта Шаталова в развитие космонавтики

Президент России Владимир Путин поздравил космонавта Владимира Шаталова с 85-летним юбилеем, сообщает в субботу РИА Новости со ссылкой на сайт Кремля.

"Ваш профессиональный путь и огромный жизненный опыт заслуживают самого глубокого признания. Вы вписали яркие строки в летопись покорения Вселенной, внесли огромный вклад в развитие отечественной космонавтики, многое сделали для укрепления позиций нашей страны как великой космической державы", — говорится в поздравительной телеграмме.

08.12.2012 "Даурия" выиграла тендер Роскосмоса на создание наноспутников

Как передает РИА Новости, частная компания "Даурия", резидент "Сколково", выиграла тендер Роскосмоса на создание наноспутников, оставив позади самарское ЦСКБ "Прогресс", и получит контракт на общую сумму 315 миллионов рублей, свидетельствуют документы, размещенные на сайте госзакупок.

Конкурс был объявлен 19 октября, максимальная сумма контракта была установлена на уровне 315 миллионов рублей. "Даурия" предложила выполнить контракт за максимальную цену, ее единственный конкурент — самарское ЦСКБ "Прогресс" предложило более низкую цену — 297 миллионов рублей.

Однако по критерию квалификации исполнителя ЦСКБ получило 79,08 балла, а "Даурия" — 89,33, и последняя была признана выигравшей тендер.

"Мы стали победителями, поскольку в состав нашей группы входит американская компания, которая является одним из лидеров в сфере производства микроспутников", — сказал РИА Новости глава "Даурии" Михаил Кокорич.

Согласно техническому заданию, победитель должен будет до 25 ноября 2015 года разработать и запустить два наноспутника, получивших обозначение МКА-Н (малогабаритный космический аппарат нанокласса).

Масса спутников не должна превышать 10 килограммов, а сами аппараты должны быть максимально унифицированы с платформой CubeSat. Срок их жизни на высоте 450 километров должен быть не менее трех месяцев.

Помимо самих спутников, должна быть разработана унифицированная система размещения и отделения аппаратов от ракет-носителей. Эта система должна позволить выводить наноспутники на ракете "Союз" — до 24 за один запуск. Кроме того, должна быть проработана возможность выведения на грузовых кораблях "Прогресс" и с использованием разгонного блока "Фрегат".

"Роскосмос просит нас разработать интерфейс, с помощью которого эти спутники можно запускать. Это новое слово, и на российских носителях их еще не запускали. Роскосмос сможет запускать затем не только наши спутники, но и спутники других компаний, соответствующие стандарту CubeSat", — пояснил Кокорич.

На двух спутниках будет установлена фотосъемочная аппаратура, которая позволит делать съемку поверхности Земли с разрешением около 20 метров.

В случае успеха "Даурия" планирует затем создать собственную группировку из таких спутников.

"Если эта модель хорошо себя покажет, мы собираемся с помощью собственных средств развернуть на базе этой модели целую группировку, и, возможно, затем договориться с Роскосмосом о коммерческом использовании этой группировки", — сказал Кокорич.

08.12.2012 Центр Хруничева получил контракт на создание спутников "Обзор-О"

Центр имени Хруничева стал победителем объявленного Роскосмосом конкурса на создание спутниковой системы "Обзор-О", предназначенной для оперативной съемки территории России, предложив цену в 4,665 миллиарда рублей — меньше, чем один из соперников ЦСКБ "Прогресс", но больше чем "Даурия", говорится в документах, размещенных на сайте госзакупок.

Конкурс был объявлен 24 октября, максимальная цена контракта была установлена на уровне 5,088 миллиарда рублей. Всего на конкурс поступили три заявки — от Центра имени Хруничева, от ООО "Научно-производственное предприятие "Даурия" и от самарского ЦСКБ "Прогресс".

ЦСКБ "Прогресс" заявил максимальную цену — 5,088 миллиарда рублей, однако получил от комиссии 89,08 балла по критерию "качество работы и квалификация участника". Центр Хруничева запросил 4,665 миллиарда рублей и получил за квалификацию 96,67 балла.

Самую низкую цену — 3,586 миллиарда рублей — предложила "Даурия", частная компания-резидент "Сколково", созданная бывшим владельцем сети "Техносила" Михаилом Кокоричем. Однако у нее оказался и самый низкий бал за квалификацию — 75,83.

В результате победителем стал Центр Хруничева, а "Даурия" получила второе место, передает РИА Новости.

08.12.2012 Космический мусор шесть раз угрожал МКС в 2012 году

Войска Воздушно-космической обороны (ВКО) в 2012 году выдали шесть предупреждений об опасных сближениях космических объектов с Международной космической станцией (МКС), сообщил в пятницу журналистам представитель Минобороны РФ по Войскам ВКО полковник Алексей Золотухин.

"Специалисты Главного центра разведки космической обстановки осуществили шесть предупреждений об опасных сближениях космических объектов с МКС и около 20 предупреждений об опасных сближениях с другими действующими космическими аппаратами", — сказал Золотухин по итогам военного совета руководящего состава Войск ВКО, который состоялся в пятницу.

По его словам, дежурными силами Главного центра предупреждения о ракетном нападении в 2012 году обнаружено свыше 40 пусков отечественных и иностранных ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет.

Представитель Минобороны отметил, что войска ВКО в этом году провели и обеспечили проведение 22 запусков космических аппаратов в интересах российского военного ведомства, в рамках различных программ, в том числе ГЛОНАСС и федеральной космической программы.

В выездном расширенном заседании военного совета войск ВКО участвовали более 100 генералов и офицеров: они представляли не только войска ВКО и арсенал войск ВКО, но также командование ПВО и ПРО, Космическое командование, космодром Плесецк. Заседание состоялось в подмосковном Софрино, передает РИА Новости.

08.12.2012 Космонавты на Байконуре провели тренировку в корабле "Союз"

Основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) провели в пятницу на Байконуре тренировку в пилотируемом космическом корабле "Союз ТМА-07М", сообщает Роскосмос.

"После прибытия космонавтов и астронавтов в монтажный корпус и общения с техническим руководством, основной экипаж — Роман Романенко (Роскосмос), Крис Хадфилд (Канадское космическое агентство) и Томас Машбёрн (НАСА) заняли места в корабле "Союз ТМА-07М". Они ознакомились с размещением грузов в корабле, проверили его радиосвязь. Их дублеры Фёдор Юрчихин (Роскосмос), Лука Пармитано (Европейское космическое агентство) и Карен Найберг (НАСА) в это время работали с укладками оборудования для научных экспериментов", — отмечается в сообщении.

Затем основной экипаж приступил к примеркам и проверкам на герметичность скафандров, а дублеры заняли их места в корабле.

Во второй половине дня основной экипаж изучал размещение грузов и укладок в корабле, тренировался работать со спутниковыми телефонами "Иридиум" и лазерными дальномерами. Дублеры в это время примеряли скафандры и занимались в корабле.

После завершения тренировки "Союз ТМА-07М" начали готовить к перевозке на заправочную станцию, где завтра должна пройти заправка компонентами топлива и сжатыми газами баков двигательной установки корабля, передает РИА Новости.

08.12.2012 Погода будет благоприятной для пуска ракеты КНДР с 10 по 14 декабря

Метеорологическое агентство Японии прогнозирует, что в период с 10 по 14 декабря в районе стартовой площадки космодрома "Сохэ" на северо-западе КНДР, откуда Пхеньян планирует произвести запуск ракеты большой дальности с научно-исследовательским спутником, погодные условия будут благоприятными, сообщило агентство Киодо.

08.12.2012 Памятные даты космонавтики. 8 декабря 2012 г.

8 декабря исполняется 90 лет (1922) со дня рождения американского летчика-испытателя, одного из пилотов ракетного самолета Х-15 Джона Бэррона МакКея (John Barron McKay).

8 декабря исполняется 85 лет (1927) со дня рождения летчика-космонавта СССР Владимира Александровича Шаталова.

8 декабря исполняется 35 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника "Космос-965" ("Тайфун-2"), предназначенного для калибровки наземных радаров.

8 декабря исполняется 35 лет (1977) со дня запуска в США (База ВВС США "Ванденберг") четырех спутников морской разведки типа NOSS.

8 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в Китае двух американских спутников связи типа Iridium.

8 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) телекоммуникационного спутника Galaxy-8i.

07.12.2012 Дата запуска ракеты "Рокот" пока не определена - источник

Решения о переносе на 2013 год запуска ракеты-носителя "Рокот" с космодрома Плесецк в Архангельской области, о чем сообщили в пятницу некоторые СМИ, пока нет, заявил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

Запуск ракеты легкого класса "Рокот" с космодрома Плесецк планировалось осуществить 8 декабря. Однако он был отменен из-за неисправности разгонного блока "Бриз-КМ". СМИ сообщили в пятницу о переносе запуска на середину января 2013 года.

"После устранения выявленных неисправностей предприятием-изготовителем "Бриза-КМ" состоится заседание госкомиссии, где определятся с новой датой запуска, пока же она (дата) не определена. Запуск может состояться в этом году, а может быть и перенесен на 2013 год", — сказал собеседник агентства.

Другой источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что специалисты Центра имени Хруничева продолжают работать с разгонным блоком "Бриз-КМ", чтобы выявить недостатки в его работе и устранить неисправности.

"Работа только началась. Говорить о том, сколько времени уйдет на устранение недостатков, пока рано", — сказал собеседник агентства. Он тоже затруднился назвать предполагаемую дату, когда может состояться запуск.

07.12.2012 Зонд Dawn обнаружил странные овраги на астероиде Веста

На астероиде Веста обнаружены загадочные извилистые овраги — узкие каналы, прорезающие некоторые кратеры, очень похожие на следы потоков воды, свидетельствуют результаты анализа снимков астероида, сделанных американским зондом Dawn, сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения НАСА.

"Прямые впадины, которые мы видим на Весте, — это хрестоматийные примеры следов работы потоков сухого материала, такого как песок. Мы встречали их на Луне и ожидали обнаружить на Весте. Но эти извилистые овраги — это нечто необычное, мы не ожидали их найти, и все еще пытаемся понять их природу", — говорит Дженнифер Скалли (Jennifer Scully) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, которая руководила группой дешифровки снимков.

На снимках с зонда Dawn были найдены два типа узких каналов, прорезающих стенки молодых кратеров на Весте — одни похожи на прямые желоба, а другие более извилистые, и заканчиваются конусами выноса породы.

"На Земле похожие образования, например, в кратере Метеор в Аризоне, созданы потоками жидкой воды. На Марсе вопрос о механизмах возникновения таких оврагов все еще остается дискуссионным. Нам нужно очень тщательно проанализировать данные об этих оврагах на Весте, прежде чем определенно говорить об их происхождении", — отмечает научный руководитель проекта Dawn Кристофер Рассел (Christopher Russell).

В настоящее время ученые предлагают разные гипотезы возникновения марсианских оврагов. Некоторые считают, что они возникли на месте потоков воды, другие полагают, что это следы углекислоты, марсианского "сухого льда ". Одно из исследований 2010 года показало, что углекислотный иней мог приводить к появлению ручьев песка на Красной планете, передает РИА Новости.

07.12.2012 Центр Хруничева закончил сборку нового модуля "Наука" для МКС

Специалисты Центра имени Хруничева завершили сборку многофункционального лабораторного модуля "Наука" (МЛМ) для Международной космической станции (МКС) и отправили его для дальнейших испытаний в РКК "Энергия", сообщает пресс-служба центра.

"Завершены работы по изготовлению и сборке летного изделия многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) для Международной космической станции. В ночь с 6 на 7 декабря модуль был отправлен в РКК "Энергия" для дальнейших электрических испытаний бортовых систем", — говорится в сообщении.

Специалисты Центра Хруничева отвечают за функционирование корпуса модуля, его двигательной установки, системы терморегулирования и системы пожарной безопасности. Кроме того, в зону их ответственности входит адаптация МЛМ к ракете "Протон" и запуск его на орбиту, который планируется на март 2014 года, передает РИА Новости.