Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

30.04.2013 Астронавты обнаружили "пулевое отверстие" в одной из батарей МКС

Небольшой метеороид или фрагмент космического мусора пробил одну из солнечных батарей Международной космической станции (МКС), сообщил канадский астронавт Крис Хэдфилд (Chris Hadfield).

"Пулевое отверстие — небольшой камень из космоса пробил насквозь нашу солнечную батарею. Счастье, что он не попал в корпус", — написал Хэдфилд в своем микроблоге в Twitter.

Эту запись сопровождает фотография солнечных панелей, в одной из которых видно небольшое отверстие.

Эксперты считают, что причиной инцидента, скорее всего, был не метеороид, а фрагмент космического мусора.

"Я сомневаюсь, что метеороид проделал это отверстие — значительно вероятнее, что это был космический мусор — на низкой околоземной орбите значительно больше космического мусора, чем метеорных частиц", — говорит Джеймс Скотти (James Scotti) из Лаборатории исследования Луны и планет университета Аризоны, передает РИА Новости.

30.04.2013 "Прогресс М-19М" скорректировал орбиту МКС

В соответствии с программой полёта Международной космической станции 28 апреля 2013 года была проведена коррекция её орбиты.

Согласно расчётам службы баллистико-навигационного обеспечения Центра управления полётами ФГУП ЦНИИмаш двигатели грузового корабля "Прогресс М-19М" были включены
в 10:03 UTC (14:03 мск). По данным телеметрии продолжительность работы двигателей составила 718 сек. По результатам проведённой коррекции МКС получила приращение скорости 1,54 м/с.

Средняя высота орбиты станции увеличилась на 2,8 км и составила 411,7 км.

После выполнения коррекции параметры орбиты МКС стали следующими:

- минимальная высота над поверхностью Земли – 408,4 км;

- максимальная высота над поверхностью Земли – 426,7 км;

- период обращения – 92,743 минуты;

- наклонение – 51,66 град.

Коррекция была необходима для формирования рабочей орбиты станции с целью обеспечения условий посадки транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-07М" 14 мая 2013 года и полёта ТПК "Союз ТМА-09М", запуск которого намечен на 29 мая 2013 года, сообщает пресс-служба ЦУПа.

30.04.2013 Космолет Enterprise впервые полетел на собственных двигателях

Создаваемый для компании Virgin Galactic ракетоплан Enterprise (SpaceShipTwo) в понедельник совершил свой первый автономный полет за счет штатных двигателей.

Нынешний испытательный полет начался в 07:00 по местному времени, когда самолет-носитель WhiteKnightTwo взлетел с аэродрома Мохаве в Калифорнии. На высоте около 14 км от него был отделен Enterprise. Включив двигатели, ракетоплан, который пилотировали Марк Стакки (Mark Stucky) и Майк Олсбери (Mike Alsbury), развил скорость в М=1,2 и поднялся до высоты в 17 км. Время работы двигателя составило 16 с.

Через 10 мин. После взлета Enterprise совершил благополучную посадку на аэродроме вылета.

30.04.2013 В Киеве состоялось заседание Совета директоров бинациональной компании "Алкантара Циклон Спейс"

23 и 24 апреля 2013 года в Киеве в помещении Государственного космического агентства Украины состоялось 15-е очередное заседание Совета директоров бинациональной компании “Алкантара Циклон Спейс”, передает “Спейс-Информ”.

При обсуждении предложенных вопросов повестки дня заседания были представлены доклады по выполнению проекта “Циклон-4”, состоянию создания наземного комплекса КРК “Циклон-4” и объектов общей инфраструктуры космодрома, проанализированы и одобрены годовой отчет и финансовая отчетность компании за 2012 год. Стороны согласились с необходимостью оперативного решения ряда актуальных вопросов для дальнейшего эффективного внедрения проекта. В этом заседании принял участие Посол Бразилии в Украине Антонио Фернандо Круз де Мелло.

В конце заседания председательствующий на Совете директоров Засуха Сергей Алексеевич, заместитель Председателя ГКА Украины, поблагодарил всех за участие в заседании и подчеркнул, что в духе партнерства между Сторонами Совет директоров достиг консенсуса по ряду важных вопросов.

По результатам заседания стороны договорились о проведении очередного заседания Совета директоров БК АЦС в августе с.г. в Алкантаре, Бразилия.

Кроме этого, 26 апреля, были проведены двусторонние встречи представителей Уполномоченных органов по Договору - руководителя Бразильского космического агентства господина Жозе Раймундо Брага Коэльо и заместителя Председателя Государственного космического агентства Украины С.А. Засухи. Во время совещаний были достигнуты положительные договоренности по обеспечению первого пуска ракеты-носителя “Циклон-4”.

30.04.2013 Названа причина февральской аварии “Зенита”

Комиссия компании “Морской старт” (Sea Launch AG) обнародовала результаты расследования обстоятельств неудачного запуска ракеты-носителя “Зенит-3SL” со спутником Intelsat 27 в феврале этого года.

Как сообщает со ссылкой на доклад Sea Launch AG “Интерфакс”, причиной аварии стал отказ бортового источника мощности. О чем президент РКК “Энергия” Виталий Лопота заявлял и ранее.

30.04.2013 Телескоп Herschel закрыл "глаза"

Европейская космическая обсерватория Herschel завершила свою работу — на борту аппарата закончился запас жидкого гелия, необходимого для охлаждения его камер, в мае, после ряда технических проверок, он отправится на гелиоцентрическую "парковочную" орбиту, сообщает Европейское космическое агентство.

В понедельник днем, во время сеанса связи с Herschel с помощью станции дальней космической связи в западной Австралии, ученые получили данные о том, что весь запас жидкого гелия — 2,5 тысячи литров, которые четыре года медленно испарялись, удерживая температуру камер на уровне 271 градус ниже нуля — исчерпан.

С помощью Herschel ученые провели более 35 тысяч сеансов наблюдений и около 600 наблюдательных программ. Архив данных, собранных телескопом, как надеются ученые, может скрывать в себе множество открытий, передает РИА Новости.

30.04.2013 Резиденты Фонда “Сколково” будут сотрудничать в разработке микропроцессоров для космической техники

Компании “Спутникс” и “Мультиклет”, резиденты Фонда “Сколково”, подписали соглашение об участии в совместной разработке и использовании отказоустойчивых и высокопроизводительных процессоров со сверхнизким энергопотреблением для систем управления малых космических аппаратов, сообщает пресс-служба Фонда.

Процессоры “Мультиклет” имеют принципиально новую мультиклеточную процессорную архитектуру. Ее отличие от традиционной ядерной состоит в том, что она работает не с отдельными командами, а с «предложениями», состоящими из команд. При этом операции внутри предложений проводятся без привлечения памяти, что обеспечивает в 4-5 раз более высокую производительность по удельным показателям по сравнению с аналогами наряду со значительным снижением энергопотребления.

Инновационные процессоры предполагается использовать в первом малом космическом аппарате разработки компании “Спутникс” – микроспутнике “ТаблетСат-2U”, который планируется запустить в 2014 году.

“Мы считаем, что у этих процессоров огромные перспективы в применении их  в космической технике. Эти чипы обладают высокой производительностью, малым энергопотреблением, доступной стоимостью и, самое главное, за счет мультиклеточной архитектуры очень высокой живучестью в условиях космической радиации”, — отметил Андрей Потапов, генеральный директор компании “Спутникс”.

“Применение наших процессоров в космических аппаратах “Спутникса” должно продемонстрировать компаниям, разработчикам космической техники преимущества наших решений, а также подтвердить их работоспособность в условиях космоса”, — подчеркнул Борис Зырянов, генеральный директор ОАО “Мультиклет”.

29.04.2013 Владимир Путин поздравил космонавта Николая Бударина с юбилеем

Президент Путин направил поздравления с шестидесятилетием лётчику-космонавту Николаю Бударину.

Глава государства в своей поздравительной телеграмме  отметил значительный вклад юбиляра в развитие отечественной ракетно-космической отрасли,  укрепление авторитета нашей страны как ведущей космической державы, сообщает пресс-служба Кремля.

Владимир Путин подчеркнул – среди профессиональных достижений космонавта "успешная, востребованная исследовательская работа на орбитальных станциях "Мир" и МКС, неоднократные выходы в открытый космос, активное участие в крупных международных проектах".

29.04.2013 MDRS: День девятый. На предельной скорости

Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает.

Сегодня воскресенье, мы решили сделать выходной. Но это был условный выходной – мы просто дольше спали утром. У нас мало времени – нет времени отдыхать.

На день были запланированы и согласованы со службой поддержки две внекорабельные деятельности, одна после обеда (EVA-8), другая ночью в 22:00 (EVA-9).

Но сначала мы вместо отдыха делали накопившиеся дела. Саша Ильин приготовил суп на обед. Я занимался оранжереей. Она требует постоянного внимания. Становится очень жарко. При полностью работающей вентиляции приходится открывать одну из дверей, чтобы шёл поток воздуха. На полив уходит всё больше воды – при малейшей нехватке растения начинают увядать. Но пока удаётся сохранять их живыми. Более того, есть приятные моменты, например, настурции активно цветут, зреют ягоды земляники, засохшее ранее авокадо вдруг пустило ростки у основания, значит не зря поливал.

Возникла небольшая проблема – электронные термометры в Хэбе (Hab) и в оранжерее давали несколько разные показания. Для проверки замерял переносным термометром показатели на улице (температуру и влажность) и сравнивал. Результаты отправили в службу поддержки.

Во время обеда вновь обсуждали непривычную пищу:
- Почему у них такая острая пища?

- Возможно, это от близости Мексики.

- Да, чем ближе Мексика, тем острее… ножи.

- Больше шляпы.

- Быстрее кольты.

У экипажа начала накапливаться усталость, тем более подошёл девятый день, о котором нас предупреждали американцы в начале нашей изоляции на MDRS. Но мы держимся – это малый срок, конечно. Но даже это время позволяет понять те процессы, которые происходят в малом коллективе. Увидеть свои сильные и слабые стороны – понять, в чём следует себя развивать в будущем. Есть мнение, что для отбора и подготовки экипажей дальних космических экспедиций, которые рано или поздно станут реальностью, следует помещать потенциальных участников в сложные условия, например, на базу в Антарктиде, или на подводную станцию. В сложных условиях проявляются многие качества человека и это может определить выбор экипажа. Правда, сейчас для современных полугодовых экспедиций на Международную космическую станцию подобные методики не применяются – экипажи формируются по иному принципу.

Не смотря, что большинство участников коротких двухнедельных миссий на MRDS не станут астронавтами, но многие из них работают в университетах, в научных центрах, в организациях космической отрасли – то есть во многом они формируют ту среду, которая определит дальнейшее продвижение человечества в космос – поэтому, подобный опыт тоже очень важен. Тем более Марсианское общество собирает статистику по всем экипажам.

Ещё один интересный момент, на который стоит обратить внимание. MDRS Mission Support, тот виртуальный ЦУП (Центр управления полётами) состоит в основном из волонтёров, разбросанных по всему миру. Например, сегодня с нами по электронной почте общался капком Bruce Ngataierua из Новой Зеландии. Служба поддержки работает не как современные ЦУПы, например, в Хьюстоне или в подмосковном Королёве. Они больше напоминают диспетчерские службы аэропортов. Марсианское общество и Mission Support не определяют план работ, научную программу, ежедневный распорядок дня команд, они помогают экипажу сделать то, что он запланировал, но при этом согласуют все ВКД (дают разрешение), научные задачи и собирают для статистики отчёты по работе, организуют доставку на MDRS недостающие сменные элементы, инструменты для следующих команд. Например, у меня сломался распылитель, и подходит к концу бутылка с подкормкой для растений. Всё это должны будут привезти следующему экипажу, чтобы он мог работать.

Возвращаюсь к нашей жизни. Не только растения страдают от жары. Мы боремся с обезвоживанием. Изотоники у нас закончились, теперь завариваем ямайские цветы – каркаде. Ко вторнику жара достигнет максимума.

После 15:00 Пётр, Саша и я вышли на ВКД-8, для замера радиационного фона окрестностей MDRS. Проделали на квадроциклах большой путь – останавливаясь в интересных Петру точках, чтобы замерить фон. Использовали два счётчика Гейгера. Выяснилось, что в целом радиационный фон повышен, но находится в пределах нормы для человека.

Времени у нас было всего два часа, поэтому ехали с высокой скоростью, но я отставал. При тряске на кочках у меня слетела камера GoPro, чудом не потерялась. Пришлось просить Петра и Сашу ездить медленнее – мы здесь не для того, чтобы бессмысленно пострадать.

Хотя, конечно, на большой скорости мы успели вернуться вовремя на базу.

После лёгкого ужина и двухчасового сеанса связи состоялся второй выход EVA-9. Тренировка по передвижению ночью. На этот раз выходили Пётр, Саша и Илья. Рыча моторами, они скрылись с обзорных иллюминаторов в темноте. Мы с Колей писали отчёты и ждали их на связи. Когда ребята вернулись, выяснилось, что не обошлось без приключений. К счастью, все живы.

Так завершился девятый день. Совсем не выходной.

29.04.2013 Внесены изменения в состав комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых комплексов

Премьер Дмитрий Медведев утвердил новый состав госкомиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических объектов. Соответствующий документ опубликован в субботу на официальном портале правовой информации, передает РИА Новости.

"Утвердить прилагаемый состав государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, назначенной распоряжением правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. № 827-р", - говорится в документе.

Председателем комиссии назначен первый замглавы Роскосмоса Олег Фролов. Заместители председателя не поменялись.

29.04.2013 MDRS: День восьмой. Звезды

Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает.

Не смотря на субботу, у нас вновь был ранний подъём. Только Илья спал до 12, так как лёг в 6 утра, после ночных наблюдений в обсерватории Маска. Небо было чистым, только Луна украла у нашего бортинженера-астронома часть ночи.

ВКД-6 был долгим, и впервые за экспедицию наш командир Николай отправился с нами на квадроцикле (ATV). Целью выхода была взятие геологических проб и фотосъёмка местности. Мы поехали ещё к одному высохшему руслу, где Пётр накопал целое ведро грунта, прикрыв его слоем глины (чтобы не испарялась влага). Для более глубоких проб (бурение отложений) он использовал ручной бур, а также специальный заслуженный (ещё с советских времён) компас, для определения угла и азимута падения пласта. А мы с Колей фотографировали ландшафты и работу Петра. Нам очень повезло, что у нас в команде столь профессиональный, заинтересованный и компанейский геолог.

В Юте и около MDRS очень красиво – меня завораживают нагромождения камней, красные холмы и горы. Иногда удивительно осознавать, что многие слоистые холмы очень мягкие. Они из глины – их легко можно копать лопатой. Вспомнилось детство – тогда у меня был игрушечный винчестер, а на его упаковке были горы, такие, как сейчас вокруг станции.

На ВКД мы всегда выходим не менее двух человек и не менее двух должны оставаться на базе. Это важное правило безопасности. Мы не стараемся отыгрывать какие-то “абстрактные опасности” - здесь и так сложно. Как сказал Коля: “На Марсе хорошо, но тяжело”. К сожалению, Марианна так и не получила визу – поэтому все обязанности по станции, другим работам распределилась по пятерым членам экипажа – не всегда равномерно. Это вызывает усталость и отставание от нашей программы.

Вместо Марианны роль врача (HSO) выполняет Коля. Но, к счастью, команда здорова - максимум были головные боли и Илья немного порезался. На станции есть большая аптечка на втором этаже. Также для ВКД предусмотрены мобильные аптечки - одну мы берём с собой на ATV.

Очень хорошо, что прилетел Саша Ильин – теперь мы печатаем рассказы с Mars Desert Research Station в четыре руки. Коля тоже журналист, но он в основном занят отчётами, координацией, переводом и правками наших отчётов, к сожалению, с английским у нас сложно.

Саша привёз из Москвы свежий апрельский номер журнала “Новости космонавтики”, где есть статья анонс о нашей команде, Mars Desert Research Station и Марсианском обществе. А более подробная информация будет в июньском номере.

Ещё в журнале подробная статья о инициативе Денниса Тито – Inspiration Mars. Это проект облёта Марса в 2018 году с использованием редкого удачного взаимного расположения Земли и Марса. Один раз разогнавшись около Земли, корабль с двумя астронавтами облетит Марс и вернётся домой с использованием гравитационного манёвра. Я желаю удачи Деннису Тито, всем разработчикам проекта, тем астронавтам, которые совершат этот исторический полёт, приближая космическое будущее человечества.

Конечно, очень важно, что вся информация о Inspiration Mars будет доступна через СМИ и интернет. Это очень важно. Сейчас многие космические агентства и организации поняли плюсы общения с обществом напрямую. И если в России пока ещё не принято использовать социальные сети (многие помнят в основном только блог Максима Сураева, благодаря видеороликам), то NASA давно стимулирует ведение блогов астронавтов и проектов. И максимального результата достиг канадский астронавт Крис Хэдфилд – сейчас он есть почти во всех социальных сетях.

Для нас – российской команды на MDRS тоже важно общаться с людьми в России и не только, поэтому мы стараемся писать каждый день нашей двухнедельной экспедиции, чтобы позволить почувствовать то, что встретило нас здесь “на Марсе”. Конечно, когда через года люди действительно полетят к Красной планете не нужно будет так часто писать, но мне бы очень хотелось, чтобы в экипаже был человек умеющий писать и рассказывать – чтобы человечество могло более явно чувствовать сопричастность к великим шагам будущего.

Сегодня планировался ещё один выход – для тестирования “Селенохода”, но мы столкнулись с техническими сложностями. Илья Чех несколько часов работал с шагоходом, но не смог исправить проектную ошибку. Работы будут продолжены.

Также Илья и Пётр ночью изготовили аппарат для выделения воды из грунта, о нём я расскажу завтра.

Меня в оранжерее сегодня порадовал салат Buttercrunch – дал первые ростки. Активно продолжает цвести Настурция – скоро будут фотографии.

День сегодня был очень жарким – ничто не мешало солнцу опалять землю вокруг. Вечер был тёплым, переходящим в ясную ночь. У нас было почти два часа на любование чёрным звёздным небом, таким каким его не могут увидеть жители мегаполисов. Я почти почувствовал Млечный путь – угадывая его свечение среди звёзд. Всё-таки мешали огни базы. Ветра не было, Илья и Саша возились в обсерватории, чтобы успеть сфотографировать заходящий Юпитер. На соседнем холме пел одинокий сверчок, как и вчера. Подумалось, что на Земле жизнь есть везде. И в пустыне и в холодной Антарктиде.. А может быть и где-то там, среди звёзд. Наверное, я пока не смогу написать лучше, чем это сделал Иван Антонович Ефремов в прошлом веке, поэтому повторю его слова:

“Наступила ночь. Мы улеглись у костра. В зените чёрного купола над нами сияла голубая Вега; с запада, как совиный глаз, горел золотой Арктур. Звёздная пыль Млечного Пути светилась раскалённым серебром.

Вот там, низко над горизонтом, светит красный Антарес, а правее едва обозначается тусклый Стрелец. Там лежит центр чудовищного звёздного колеса Галактики - центральное «солнце» нашей Вселенной. Мы никогда не увидим его - гигантская завеса чёрного вещества скрывает ось Галактики. В этих бесчисленных мирах, наверно, тоже существует жизнь, чужая, многообразная. И там обитают подобные нам существа, владеющие могуществом мысли, там, в недоступной дали...”.

29.04.2013 Российские ученые зафиксировали ярчайшую гамма-вспышку за пять лет

Российские астрономы первыми провели наблюдения самого яркого за последние пять лет гамма-всплеска, передает РИА Новости.

Гамма-всплески — одно из самых необычных и загадочных астрофизических явлений. Они представляют собой кратковременные спорадические вспышки космического гамма-излучения, приходящие со всевозможных направлений из глубин Вселенной. Впервые они были зафиксированы в 1964-1970 годах американскими спутниками серии "Вела", предназначенными для регистрации советских наземных ядерных испытаний. Источником гамма-всплесков считаются взрывы сверхновых в далеких галактиках.

Для регистрации гамма-всплесков в 2004 году НАСА вывела на орбиту космическую обсерваторию "Свифт", которая следит почти за всеми гамма-всплесками с помощью специального гамма-телескопа телескопа BAT. Накануне, в 07.47 по Гринвичу (11.47 мск), обсерватория "Свифт" зафиксировала вспышку, получившую индекс GRB 130427A.

Алексей Позаненко из Института космических исследований РАН, Леонид Еленин из Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН и их коллеги первыми провели оптические наблюдения этого гамма-всплеска с помощью 0,45-метрового автоматического телескопа российской обсерватории ISON-NM, расположенного в США.

"Яркость послесвечения гамма-всплеска достигла 11-й звездной величины через 139 секунд после начала всплеска, это самая яркая вспышка в оптическом диапазоне, зарегистрированная с марта 2008 года, когда вспышка GRB 080319B достигла звездной величины 5,7. Сейчас послесвечение вспышки становится слабее, но будет наблюдаться еще в течение нескольких десятков дней", — сказал РИА Новости Еленин. Согласно расчетам ученых, галактика, где находится источник гамма-всплеска, расположена на расстоянии 4,37 миллиарда световых лет.

29.04.2013 Памятные даты космонавтики. 29 апреля 2013 г.

29 апреля исполняется 110 лет (1903) со дня рождения Маршала Советского Союза Николая Ивановича Крылова, главнокомандующего РВСН в 1963-1972 гг.

29 апреля исполняется 75 лет (1938) со дня рождения Анатолия Ивановича Киселева, Ген. директора Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева в 1975-2001 гг.

29 апреля исполняется 60 лет (1953) со дня рождения российского космонавта Николая Михайловича Бударина.

29 апреля исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника системы предупреждения о ракетном нападении “Космос-2350”.

28.04.2013 Памятные даты космонавтики. 28 апреля 2013 г.
28 апреля исполняется 70 лет (1943) со дня рождения американского астронавта Джона Оливера Крейтона (John Oliver Creigton).

28 апреля исполняется 50 лет (1963) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-16” (“Зенит-2” № 10).

28 апреля исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1458” (“Зенит-4МКТ” № 83).

28 апреля исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) метеорологического спутника GOES-6.

28 апреля исполняется 20 лет (1993) со дня запуска с космодрома Байконур российского разведывательного спутника “Космос-2244” (УС-ПМ № 217).

28 апреля исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью ракеты-носителя Ariane-44P египетского и японского телекоммуникационных спутников Nilesat 101 и BSAT 1B.

28 апреля исполняется 10 лет (2003) со дня запуска в США с помощью ракеты-носителя Pegasus-XL астрономического спутника Galex.

28 апреля исполняется 5 лет (2008) со дня запуска в Индии (космодром Шрахарикота) с помощью ракеты-носителя PSLV спутника ДЗЗ Cartosat-2A и девяти микроспутников.

28 апреля исполняется 5 лет (2008) со дня запуска с космодрома Байконур израильского телекоммуникационного спутника Amos-4.

27.04.2013 MDRS: День седьмой (26.04.2013). Ракетный день

Александр Хохлов с Марсинской пустынной исследовательской станции сообщает.

Накануне вечером Саша покрасил вторую ракету, сделанную из подручных средств. Сегодня EVA-5 была посвящена запуску двух ракет. Чтобы успеть до жары вновь встали мы в 7 утра и быстро позавтракали.

На выход пошли Пётр, Саша и Илья. Мы с Колей остались на базе, занимались уборкой и оранжереей. Парни на квадроциклах добрались до точки, выбранной для ракетных стартов. Напомню, что было склеено две ракеты: покупная и самодельная. Двигатели мы купили в Солт-Лейк-Сити, так как в самолёте их перевозить запрещено.

В итоге Саша провёл первый РакетФест «на Марсе» - два раза запустил малую ракету и один раз большую. На большой самодельной ракете была установлена миникамера, которая сняла пустыню вокруг, и MDRS, но, к сожалению, разбилась при посадке.

Вышибной заряд американского двигателя оказался слишком слабым (или с неожиданно долгим временем срабатывания) и не выбил парашютную систему, ракета на полной скорости вонзилась в марсианскую поверхность. К счастью, флешка с видеофайлом уцелела. Потом мы выложим видео на наш сайт http://mars-russia.ru/.

На меленькой ракете стоял высотомер – она взлетела на 160 и на 161 метр. Американские двигатели оказались менее приспособленными к экстремальным условиям, чем российские, выпускаемые в Кирове.

Кроме запуска ракет, ребята взяли одну геологическую пробу и вернулись в шлюз за 5-10 минут до завершения времени ВКД.

Обедом занимался я, приготовил макароны с сублимированными мясом и сыром. Получилось вкусно. Пробуем разные соусы, они все очень острые, кроме соевого.
От предыдущих команд остались рецепты того, что можно приготовить из сублимированных продуктов – пытаемся разобраться. К сожалению, хлеб сможем испечь ещё только один раз – больше нет масла. Зато есть много больших банок с сублимированными овощами и кусочками мяса, вот только на вкус они сладкие. Непривычно.

Интересно, что группа поддержки оставила в шкафу два пакета с сушёными грибами – с надписью, что грибы могут использовать все экипажи понемногу для вкуса. Но до нас начали только первый. Поэтому мы можем добавлять их, например, в картофельное пюре.

О жизни «на Марсе»: рядом с MDRS мы наблюдали чёрных стайных птиц, размером с воробья, ящериц, от совсем маленьких, до 15-ти сантиметров.

После обеда у нас случилось ещё два маленьких ЧП, по недосмотру. При перекачке воды проследили заполнение бака – насос снаружи и поэтому его не слышно. Поэтому произошёл перелив, пришлось срочно собирать воду. Пострадали каюты Ильи и Петра. Это такой тест на внимательность – который касался многих команд – видно по размытым «визиткам» на дверях кают. Конечно, по-хорошему нужен датчик наполнения. Как можно большая автоматизация с возможностью контроля. Сейчас на MDRS многие системы управляются вручную.

Второе ЧП – вдруг вырубило половину розеток на втором этаже – сначала мы испугались, что проблема с генератором, но потом поняли, что выбило пробку – мы включили одновременно кондиционер и кофеварку, вкупе с ноутбуками, на которых дружно писали отчёты для вечернего сеанса связи с Mission Support.

В целом мы обсуждали между собой, что на станции многое можно и нужно улучшить, сделать её комфортнее и футуристичнее. Но, понятное дело, это требует финансирования. Марсианская пустынная станция существует на те средства, которые платят участники, это 1000 долларов с человека за две недели. Это сравнительно скромный бюджет.

Многие спрашивают, почему экипажи работают на станции всего две недели. Причин несколько: все люди где-то работают, у них есть семьи, а участие и дорогу необходимо оплачивать из своих средств (если нет стороннего финансирования или гранта).
Если вспомнить эксперимент «Марс-500», то на всех трёх его этапах испытателям платили зарплату. В данном случае эксперимент проводится на общественных началах.
В нашем случае мы также сами оплачивали своё участие и дорогу. Командного спонсора так и не нашлось, что обычное явление для Российской Федерации. Но часть расходов двух участников взяли на себя организации – меня поддержал директор ЦНИИ РТК (Санкт-Петербург), там, где я тружусь, а Саше Ильину, возможно, траты возместит журнал, в котором он работает - «Новости космонавтики». Остальные участники поехали за свои средства. Правда, Илья, как студент, получил скидку от Марсианского общества в 500 долларов.

Многие спрашивают, почему такой станции нет в России – ведь у нас есть люди, которые интересуются космонавтикой, и деньги в стране есть, и гористые пустынные места. Но дело вероятно в организационных проблемах. Нет общественной организации, нет целостного видения, зачем это нужно. Несколько лет назад Борис Евсеевич Черток сказал, что Россия очень далеко от Марса, ещё дальше, чем была в 80-х годах прошлого века. Поэтому говорить, что Россия собирается на Марс было бы совсем не верно – государство такой задачи не ставит (отдельные пространные заявления не в счёт). Но есть энтузиасты, как у нас, так и во многих странах мира, в первую очередь в США. Наверное, будущее исследования и освоения Марса за единением заинтересованных людей по всей планете.

Обнадёживает, что в России есть два интересных проекта, предназначенных в первую очередь для детей: «Марс-Тефо» в Москве и образовательный Космический центр в Центре подготовки космонавтов (Звёздный городок). Но этого, конечно, мало – если мы хотим оставаться космической страной и вносить достойный вклад в развитие мировой космонавтики.

Вечером я пересаживал в оранжерее рассаду в более объёмные контейнеры с землёй, а Илья со всем астрономическим оборудованием перебрался в обсерваторию. Небо чистейшее и он сегодня будет наблюдать и фотографировать. Показывал команде Юпитер с четырьмя галилеевыми спутниками.

27.04.2013 Фонд "Сколково" будет сотрудничать с ведущим аэрокосмическим кластером Франции "Пегас"

23 апреля 2013 года Фонд «Сколково» и аэрокосмический кластер «Пегас» региона Прованс–Альпы–Лазурный берег (Франция) в присутствии посла Франции в России Жана де Глиниасти подписали рамочное Соглашение о сотрудничестве между основными игроками рынка инноваций двух стран.

Аэрокосмический кластер «Пегас» и Фонд «Сколково» определили общий подход, который позволит сторонам быстро перейти к реализации совместных инновационных проектов. Это сотрудничество находится в общем контексте близких отношений Франции и России, которые способствуют реализации проектов.

«Французская аэрокосмическая промышленность – давний и надежный партнер российских предприятий, – говорит директор по развитию космического кластера Фонда «Сколково» Дмитрий Пайсон, подписавший документ с российской стороны. – Велика роль французских спутникостроителей в создании совместных предприятий с россиянами, давние традиции сотрудничества – у приборостроителей и ученых-исследователей космоса. Углубленная интеграция вначале с «Пегас», а затем – и с другими территориальными французскими кластерами, позволит Сколково принимать активное, созидательное участие в этой работе».

Слияние идей, привнесенных опытными специалистами из разных стран, даст импульс для инновационного развития и расширит горизонты технологического прогресса России и Франции, сообщается в пресс-релизе Фонда "Сколково".

27.04.2013 РКК "Энергия" исключит повторение ситуаций с антеннами на "Прогрессах"

Разработчик и изготовитель космических грузовиков — РКК "Энергия" проведет ряд мероприятий по исключению нештатных ситуаций связанных с нераскрытием антенн системы "Курс" во время полета космических грузовиков "Прогресс" к МКС, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Подготовка к стыковке проходила немножко не штатно — как известно не открылась одна антенна системы "Курс". За эти двое суток от запуска до стыковки была проделана большая работа — мы смоделировали все возможные варианты развития ситуации. Был также проведен натурный эксперимент. По итогам моделирования и испытаний, проведенных РКК "Энергия", мы разработали целый ряд мероприятий, чтобы исключить нераскрытие антенны в будущем", — сказал Владимир Поповкин.

Глава Роскосмоса также добавил: "если полушутя говорить, то в рамках удешевления эту антенну можно просто убрать. Но это шутка, конечно", передает РИА Новости.

27.04.2013 Потеря корабля "Прогресс М-19М" обошлась бы в $200 млн

Потеря космического грузовика "Прогресс М-19М" в случае, если бы корабль не удалось пристыковать к МКС из-за нераскрывшейся антенны системы "Курс", обошлась бы примерно в 200 миллионов долларов, сообщил глава РКК "Энергия" Виталий Лопота, передает РИА Новости.

"В том случае, если корабль пришлось бы сводить с орбиты, космонавты не получили бы необходимые грузы, а утрата самого "Прогресса" обошлась бы примерно в 200 миллионов долларов вместе с ракетой-носителем", — сказал Лопота.

27.04.2013 Антенну пристыкованного "Прогресса" демонтировать не будут - Поповкин

Нераскрывшуюся антенну системы сближения "Курс", установленную на пристыковавшемся к Международной космической станцией (МКС) грузовике "Прогресс М-19М" не будут демонтировать из-за находящегося внутри нее пиротехнического заряда, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Антенна системы "Курс" свое выполнила и больше не нужна, так как "Прогресс" пристыковался к МКС. Но учитывая, что внутри там есть пирозапалы для ее открывания, то, естественно, космонавты трогать эту антенну не будут. За отстыковку корабля от МКС мы также не переживаем и рассчитываем, что все пройдет штатно", — сказал Поповкин, отвечая на вопрос РИА Новости.

27.04.2013 Завод ракетных двигателей появится под Воронежем

Завод ракетных двигателей, объединяющий ОАО "КБХА" и ФГУП "Воронежский механический завод", появится под Воронежем, сообщает правительство региона.

"Объединение ОАО "КБХА" и ФГУП "Воронежский механический завод" произойдет на площадке за чертой города. Там же планируется построить и жилье для работников предприятия", — говорится в сообщении.

По информации облправительства, такие меры позволят модернизировать основные фонды, привлечь высококвалифицированные кадры и увеличить долю бюджетных вложений.

Генеральный конструктор ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" Владимир Рачук, в четверг на встрече с губернатором Алексеем Гордеевым сообщил, что руководством ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" подписан приказ о создании рабочей группы по предпроектным проработкам этой инициативы во главе с самим Рачуком.

По словам Рачука, предварительная работа уже начата. В конце лета текущего года рабочая группа уже должна представить результаты своей деятельности. Как было отмечено в ходе встречи, без государственного финансирования осуществить столь масштабный проект самостоятельно КБХА и ВМЗ не смогут. Гордеев пообещал всячески содействовать реализации объединения на новой площадке двух центров ракетного двигателестроения, передает РИА Новости.