Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

18.12.2012 Госкомиссия утвердила экипаж корабля "Союз ТМА-07М"
Утром во вторник на космодроме Байконур прошло заседание Государственной комиссии, на котором утвержден экипаж космического корабля "Союз ТМА-07М", стартующего 19 декабря к МКС.

В состав основного экипажа вошли космонавт Роскосмоса Роман Романенко, астронавт Канадского космического агентства Криса Хэдфилда (Christopher Hadfield) и астронавт НАСА Томас Машбёрн (Thomas Marshburn). Их дублерами утверждены - Федор Юрчихин, Лука Пармитано (Luca Parmitano) и Карен Найберг (Karen Nyberg).

18.12.2012 Проект "ЭкзоМарс" может быть сорван из-за бюрократических неувязок

Подписание договора между Роскосмосом и Европейским космическим агентством по совместному осуществлению проекта "ЭкзоМарс" срывается из-за бюрократических сложностей, существует риск, что документ не будет подписан до марта 2013 года, что ставит под угрозу всю миссию в целом, сообщил РИА Новости источник в российской ракетно-космической отрасли.

"Дело идет к тому, что все может затянуться до марта", — сказал источник.

Проект "ЭкзоМарс" предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — отправку марсохода. Первоначально это была совместная миссия НАСА и ЕКА, но американская сторона вышла из него, оставив проект без носителя. После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить ракету "Протон". В свою очередь, российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия в проекте — с российскими приборами на борту зондов.

Управляющий совет ЕКА 19 ноября одобрил проект исполнительного соглашения по миссии. Ожидалось, что глава Роскосмоса Владимир Поповкин и руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден подпишут документ 27 ноября в Париже. Однако выяснилось, что российская сторона еще не согласовала текст договора, МИД РФ предложил внести в него ряд поправок, чтобы "уравновесить" и "поднять роль России".

"Возникла коллизия — управляющий совет ЕКА уже одобрил документ, и европейцы не хотят вносить в него предлагаемые Россией поправки. Самый худший сценарий — подписание документа может быть отложено до марта, до следующей встречи управляющего совета", — сказал источник.

Он подчеркнул, что проект реализуется в очень жестких временных рамках, и задержка на несколько месяцев может сорвать весь проект.

"Представители Роскосмоса говорят европейцам, что если оно (соглашение) не будет подписано, то российская сторона не успеет поставить научную аппаратуру, а если не будет научной аппаратуры, то не будет "Протона", — сказал собеседник агентства.

Ранее Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН, где будут создаваться научные приборы для "ЭкзоМарса", заявлял, что задержка с подписанием договора поставит их "в катастрофическую ситуацию".

Проект соглашения предусматривает, что европейские специалисты будут создавать орбитальный зонд TGO (Trace Gas Orbiter), основной задачей которого будет изучение малых газовых составляющих атмосферы Марса, а также демонстрационный посадочный модуль EDM. Российские ученые создадут для орбитального аппарата научные приборы. Кроме того, российская сторона предоставляет ракету-носитель "Протон-М" и обеспечивает запуск зонда с космодрома Байконур.

Для миссии 2018 года, которая предполагает доставку на Марс европейского исследовательского ровера и российской посадочной платформы, Россия также предоставляет ракету и ряд научных приборов.

В соответствии с проектом документа, стороны не выплачивают друг другу никаких денег, выполняя каждый свою часть проекта за собственные средства.

18.12.2012 Пуск геофизической ракеты в Японии

17 декабря 2012 года в 07:00 UTC (11:00 мск) с полигона Утиноура специалистами JAXA осуществлен пуск геофизической ракеты S-520 (сер. № S-520-28). Основной задачей миссии являлось изучение верхних слове земной атмосферы.

18.12.2012 В Иране завершена подготовка к запуску в космос обезьяны

Глава космического агентства Исламской республики Иран Хамиз Фазели заявил, что в ближайшем будущем в космос будет запущен иранский спутник с биологической капсулой. По его словам, подготовка к орбитальному полету уже завершена, передает агентство France Press.

Выступая в Тегеранском технологическом институте, Фазели сообщил, что в космос, как и планировалось ранее, полетит обезьяна. Ракета-носитель получила название "Пишгам", что в переводе с фарси означает "первопроходец", однако, фактически, речь идет о переименованном "Кавошгар-5".

18.12.2012 Пуск геофизической ракеты в США

15 декабря 2012 года в 07:00 UTC (11:00 мск) с полигона Уайт-Сэндс, шт. Нью-Мексико, США, специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Black Brant-IX. Основной задачей миссии EUNIS (Extreme Ultraviolet Normal Incidence Spectrograph) являлось получение информации о движении материи в атмосфере Солнца. Максимальная высота подъема ракеты составила 316 км.

18.12.2012 Памятные даты космонавтики. 18 декабря 2012 г.

18 декабря исполняется 20 лет (1992) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) навигационного спутника USA-87 (GPS 2A-17).

17.12.2012 В космосе возросло число объектов, выведенных на орбиту после запуска северокорейской ракеты

По данным американской системы контроля космического пространства, за последние дни число объектов, оказавшихся на орбите после произведенного 12 декабря запуска северокорейской ракеты-носителя, увеличилось с трех до четырех.

Как сообщается на сайте американского Стратегического командования, на орбите по состоянию на 17 декабря находятся северокорейский спутник, третья ступень ракеты-носителя и два фрагмента ракеты. Тремя днями ранее таких объектов было три – спутник, третья ступень и фрагмент ракеты.

По данным сайта, "в каталоге космических объектов им присвоены номера 39026, 39027, 39028 и 39029, в международной системе индексации они получили номера 2012-072A, 2012-072B, 2012-072C и 2012-072D соответственно".

Как пояснил "Интерфаксу-АВН" эксперт из российской ракетно-космической отрасли, "увеличение числа наблюдаемых на орбите объектов, образовавшихся в результате пуска северокорейской ракеты, может быть связано с разделением на фрагменты третьей ступени ракеты". По его оценке, северокорейский спутник, находящийся на орбите высотой порядка 500 км и наклонением около 90 градусов, скорее всего, является спутником дистанционного зондирования Земли.

"Спутники этого класса, как правило, используют именно такие, близкие к полярной, солнечно-синхронные орбиты", - полагает он.

17.12.2012 Филиппинские корабли прекратили поиски обломков северокорейской ракеты

Филиппинские корабли прекратили поиск обломков запущенной на прошлой неделе Северной Кореей ракеты, которые упали в территориальных водах "страны семи тысяч островов", сообщает в понедельник газета Philippine Daily Inquirer.

Как заявил глава национальной гражданской обороны Бенито Рамос, направленные в район падения два корабля ВМС и береговой охраны Филиппин не обнаружили плавающей на поверхности мертвой рыбы, в связи с чем можно считать, что угроза заражения миновала.

По данным японских властей, первая ступень запущенной с космодрома "Сохэ" ракеты КНДР упала в 200 километрах к западу от Корейского полуострова, вторая - в 250-300 километрах к юго-западу от полуострова в Восточно-Китайском море. Третья ступень упала в 300 километрах от восточного побережья Филиппин в Тихом океане, пишет "Комсомольская правда".

17.12.2012 Ракета-носитель "Союз-ФГ" установлена на стартовом комплексе

Утром 17 декабря на космодроме Байконур состоялся вывоз ракеты-носителя "Союз-ФГ" № Л15000-040 с космическим кораблем "Союз ТМА-07М" на стартовый комплекс.

Ракета установлена в ПУ № 5 площадки № 1 космодрома.

Старт РН "Союз-ФГ" запланирован на 19 декабря.

17.12.2012 Принято решение о вывозе ракеты с кораблем “Союз ТМА-07М” на старт

Вечером в воскресенье на площадке № 254 космодрома Байконур прошло заседание Государственной комиссии и Технического руководства, на котором был рассмотрен ход подготовки к запуску пилотируемого космического корабля “Союз ТМА-07М” с экипажем очередной экспедиции на МКС.

Принято решение о вывозе ракеты-носителя “Союз-ФГ” с кораблем на стартовый комплекс. Вывоз ракеты начнется 17 декабря в 05:00 мск.

17.12.2012 Высота орбиты полета МКС увеличена почти на 2,5 км

16 декабря осуществлена коррекция орбиты МКС, которая была неожиданно отложена в минувший четверг по просьбе американской стороны.

Средняя высота полета Международной космической станции (МКС) увеличена почти на 2,5 километра, чтобы создать оптимальные условия для пристыковки пилотируемого корабля "Союз ТМА-07М", старт которого намечен на 19 декабря с Байконура, сообщил РИА Новости в воскресенье представитель подмосковного Центра управления полетами.

Коррекция орбиты МКС проведена, в том числе, для тестирования новой системы экстренного уклонения станции от обломков космического мусора.

17.12.2012 Памятные даты космонавтики. 17 декабря 2012 г.

17 декабря исполняется 50 лет (1962) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) спутника системы предупреждения о ракетном нападении Midas-6.

17 декабря исполняется 20 лет (1992) со дня запуска с космодрома Байконур российского спутника системы предупреждения о ракетном нападении "Космос-2224".

17 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня запуска с борта грузового транспортного корабля “Прогресс М-36” малого спутника “Инспектор” с телекамерами для изучения повреждений модуля “Спектр” орбитального комплекса “Мир”.

17 декабря исполняется 15 лет (1997) со дня создания Фе¬де¬раль¬но¬го кос¬ми¬чес¬ко¬го цен¬тра “Бай¬ко¬нур”.

17 декабря исполняется 10 лет (2002) со дня запуска с космодрома Куру телекоммуникационного спутника NSS-6, принадлежащего голландскому консорциуму New Skies.

16.12.2012 Умер Валерий Александрович Яздовский

10 ноября 2012 года на 83-м году жизни скончался космонавт 2-го набора ЦКБЭМ Валерий Александрович Яздовский.

В.А. Яздовский родился 8 июня 1930 года, в городе Енакиево Донецкой области, УССР.

В 1954 году окончил Московский авиационный институт по специальности "Самолетостроение" и получил квалификацию "инженер-механик по самолетостроению".

С 1954 года работал в ОКБ-1 инженером в проектном 19-м отделе.

18 августа 1967 года приказом главного конструктора ЦКБЭМ В.П. Мишина включен в группу кандидатов в космонавты ЦКБЭМ по программе H1-Л3. С августа 1967 по 1968 год проходил подготовку в ЦКБЭМ в составе группы космонавтов по программе Н1-ЛЗ.

С января по май 1970 года проходил подготовку для автономного длительного полета на КК "Союз-9" в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа, вместе с В.Лазаревым.

С августа 1970 по октябрь 1971 года проходил подготовку к полету по программе отработки системы стыковки "Контакт-КЭЦ" на 7К-ОК № 18 и 7К-ОК № 19 в качестве бортинженера основного экипажа пассивного корабля, вместе с В.Лазаревым, а затем с Л.Воробьевым. Подготовка была прекращена в связи с закрытием программы.

С мая по декабрь 1973 года проходил подготовку для полета на КК "Союз-13" по астрофизической программе "Орион" в качестве бортинженера основного экипажа, вместе с Л.Воробьевым. Но за несколько дней до старта, 7 декабря 1973 года, уже на космодроме Байконур решением Госкомиссии основной экипаж (Воробьев - Яздовский) был отстранен от полета и заменен дублирующим (Климук - Лебедев). В заключении Госкомиссии было отмечено, что это было сделано из-за "...излишней прямолинейности командира и принципиальности бортинженера". По появившимся позднее сообщениям, причиной стала психологическая несовместимость экипажа.

В 1975 - 1977 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов для подготовки к полетам на орбитальных станциях.

В 1978 - 1979 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по проекту космического корабля "Союз Т".

1 июля 1982 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.

В 1982-1992 годах работал в НПО "Энергия".

С 1992 года - на пенсии.

16.12.2012 В РКК "Энергия" начаты работы по лётному изделию модуля "Наука"

В Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва начаты работы по подготовке к проведению заводских контрольных испытаний лётного изделия многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) "Наука".

Как сообщает пресс-служба Корпорации, специалисты РКК "Энергия" им. С.П. Королёва и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева с 7 по 14 декабря выполнили работы по выгрузке лётного изделия МЛМ из железнодорожного вагона и установили его на рабочее место в главном зале контрольно-испытательного центра РКК "Энергия".

В дальнейшем предусматривается проведение автономных и комплексных испытаний лётного изделия МЛМ, в том числе совместно с эксплуатируемыми на предприятии наземными комплексными стендами других модулей РС МКС и кораблей типа "Прогресс" и "Союз".

16.12.2012 В Киеве состоялся научно-технический семинар по вопросам формирования и реализации космических проектов в сфере орбитального космического сервиса

11 декабря 2012 года в Киеве в ПАО “ЭЛМИЗ” под председательством директора Института космических исследований НАНУ-ГКАУ О.П. Федорова состоялось пленарное заседание научно-технического семинара “Орбитальный космический сервис. Проблемы, технические решения”.

В семинаре приняли участие представители ГКАУ и ведущих предприятий космической отрасли Украины: ГП “КБ “Южное”, ИКИ НАНУ-ГКАУ, НПП “Хартрон-Аркос”, НПП “Хартрон-ЮКОМ”, ПАО “ЭЛМИЗ”, НПК “Курс”, представители ряда научных, образовательных и коммерческих учреждений: НТУУ “КПИ”, НАУ, ННЦ “Институт метрологии”, Института термоэлектричества НАН и МОН Украины, ПАО “Ритм”, Житомирского военного института им. Королева, АО “Газпром Космические системы”, Научного парка “Аэрокосмические инновационные технологии”, Центра “Спейс-Информ”.

Участники заседания заслушали доклады:

• “Концепция реализации государственной политики в сфере космической деятельности до 2032 года” (докладчик - заместитель начальника управления ГКАУ Стефанишин Я.И.)

• “О подходах к формированию и реализации космических проектов” (докладчик - Федоров О.П. - директор ИКИ НАНУ-ГКАУ)

• “Состояние и перспективы развития орбитальных транспортных средств. Развитие космического сервиса в контексте коммерциализации услуг” (докладчик - Кушнарев А.П. - Первый заместитель Генерального конструктора - Генерального директора по системному проектированию ГП “КБ “Южное”);

• “Электрореактивный буксир. Предложения по созданию” (докладчик - Москалев С.И. - начальник проектного отдела ГП “КБ “Южное”);

• “Определение основных направлений научно-технической работы семинара. Формирование секций” (докладчик - Васильев В.В. - председатель наблюдательного совета ПАО “ЭЛМИЗ”).

Во время дискуссии, которая развернулась после докладов, участники обменялись мнениями и имеющимся опытом по вопросам научно-технического семинара.
Наибольшее внимание вызвали выступления советника Председателя ГКАУ Э.И. Кузнецова и заместителя главного конструктора АО “Газпром Космические системы” В.Н. Бранца. Они поддержали инициативу создания постоянно действующего семинара по обсуждению новых космических проектов и поиска путей их реализации.

Следующее заседание семинара запланировано на 1-й квартал 2013 года, сообщает “Спейс-Информ”.

16.12.2012 Памятные даты космонавтики. 16 декабря 2012 г.

16 декабря исполняется 95 лет (1917) со дня рождения английского писателя-фантаста Артура Кларка (Arthur Clarke).

16 декабря исполняется 65 лет (1947) со дня создания Спе¬ци¬аль¬ного конс¬трук¬торского бю¬ро (СКБ-385), в даль¬ней¬шем – КБ ма¬ши¬нос¬тро¬е¬ния, ны¬не – Го¬су¬дарс¬твен¬ный ра¬кет¬ный центр “КБ им. ака¬де¬ми¬ка В.П. Ма¬ке¬е¬ва”.

16 декабря исполняется 50 лет (1962) со дня запуска в США (полигон на о. Уоллопс) научно-исследовательского спутника Explorer-16 (S-55B).

16 декабря исполняется 45 лет (1967) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника оптической разведки "Космос-195" (“Зенит-2” № 57).

16 декабря исполняется 40 лет (1972) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) первого западногерманского спутника Aeros-1.

16 декабря исполняется 35 лет (1977) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи "Космос-968" (“Стрела-2М”).

16 декабря исполняется 30 лет (1982) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника оптической разведки "Космос-1424" (“Янтарь-4К1” № 217).

15.12.2012 Китайский зонд "Чанъэ-2" совершил пролет мимо астероида Таутатис
Китайский межпланетный зонд "Чанъэ-2" 13 декабря 2012 года совершил пролет мимо астероида (4179) Tautatis. В 08:30:09 UTC (12:30:09 мск) космический аппарат и небесное тело разделяли 3,2 километра. На Землю переданы снимки поверхности малой планеты с разрешением 10 метров.

15.12.2012 Операция по спасению "Ямал-402" успешно завершена

Французская компания Thales Alenia Space, изготовившая для ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) спутник "Ямал-402", осуществила четвертый, заключительный маневр по выведению аппарата на геостационарную орбиту, сообщили "Интерфаксу" в ОАО "ГКС" в ночь на субботу.

"Сегодня ночью компания Thales Alenia Space - производитель спутника "Ямал-402", успешно осуществила четвертый заключительный маневр. По времени он был самым коротким - около 20 минут", - сказал представитель ГКС.

"Таким образом, спутник "Ямал-402" достиг геостационарной орбиты. После этого должны быть полностью раскрыты солнечные батареи спутника и рефлекторы бортовых антенн", - сказал представитель ГКС.

15.12.2012 Ударная группировка РВСН обесценит любую перспективную ПРО - Каракаев

Ударная группировка Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России при любом развитии событий позволит максимально обесценить боевые возможности создаваемых систем противоракетной обороны (ПРО) и гарантированно выполнить поставленные задачи, заявил в пятницу командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, передает РИА Новости.

Он добавил, что на вооружении РВСН находятся шесть типов ракетных комплексов стационарного и мобильного базирования, в том числе комплексы пятого поколения "Тополь-М" и "Ярс".

"Ударная группировка РВСН при любых вариантах развития ситуации будет обладать необходимой численностью развернутых боевых блоков и такими их тактико-техническими характеристиками, которые позволят по максимуму обесценить боевые возможности создаваемых систем ПРО и гарантированно выполнить поставленные задачи", — сказал Каракаев.

По его словам, эффективность ударной группировки обеспечивается повышением живучести ракетных комплексов в условиях воздействия на них любых средств, в том числе ядерных. Кроме того, эффективность достигается за счет наращивания способности этих комплексов нанести агрессору неприемлемый ущерб, в том числе в условиях противодействия средств ПРО.

Каракаев отметил, что применение подвижных грунтовых ракетных комплексов является одним из самых эффективных способов решить задачу повышения живучести. "В боевом составе РВСН в настоящее время находится две трети стратегических носителей СЯС России, способных в считанные минуты гарантированно решить задачи по поражению объектов на территории противника практически в любой точке земного шара", — сказал он.

15.12.2012 Российские баллистические ракеты не взрываются при пожарах - РВСН

Решения, реализованные в ядерных боеприпасах, ракетах, пусковых установках и других основных элементах российских ракетных комплексов, обеспечивают их безопасность даже в аварийных ситуациях, заявил в пятницу командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, передает РИА Новости.

"Результаты экспериментов показали, что даже при самых тяжелых авариях, пожаре и взрыве исключен аварийный ядерный взрыв головной части. Тем самым было подтверждено заключение разработчиков комплекса о его ядерной взрывобезопасности", — сказал Каракаев.

Он отметил, что это относится и к подвижным, и к стационарным ракетным комплексам "Тополь-М" и "Ярс". Командующий пояснил, что в подвижных комплексах безопасность повышена за счет внедрения новых технических решений и реализации мер противопожарной защиты оборудования.

"Что касается ракетных комплексов стационарного базирования, то они обладают наибольшим уровнем ядерной безопасности. Это объясняется тем, что в течение всего срока эксплуатации ядерное оружие находится в защищенных шахтных пусковых установках, обеспечивающих его защиту не только от воздействий природного и террористического характера, но и от воздействий поражающих факторов ядерного оружия противника", — заключил Каракаев.

Новости 19781 - 19800 из 20298