Новый номер

№ 07 (426), 2018

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

22.03.2013 Первый тестовый полет ракеты "Антарес" намечен на середину апреля

Первый тестовый запуск ракеты "Антарес" (Antares) американской частной компании Orbital Sciences состоится 16-18 апреля, говорится в сообщении компании.

Запуск с площадки Среднеатлантического регионального космопорта (MARS) на острове Уоллопс, штат Виргиния, состоится не раньше 16 апреля, ориентировочно 16-18 числа. Ракета, которая ранее успешно прошла огневые испытания, должна вывести демонстрационный груз на орбиту в 250-300 километров.

В случае успешного тестового запуска Orbital продолжит подготовку к следующему демонстрационному полету ракеты с кораблем Cygnus ("Лебедь"), который, как ранее сообщало НАСА, предварительно запланирован на начало лета.

Ракета Antares создавалась при участии украинского предприятия "Южмаш" с использованием разработок, опробованных на ракете "Зенит". Она будет выводить в космос Cygnus, также создаваемый Orbital Sciences, грузоподъемностью от 2 до 2,7 тонны, передает РИА Новости.

22.03.2013 Рогозин намерен провести совещание по космической промышленности

Совещание по реконфигурации ракетно-космической промышленности будет проведено в ближайшее время, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Глава государства напомнил, что в Новосибирске поручил подготовить серию совещаний по различным направлениям ОПК. "Прошу сделать соответствующие предложения", — сказал Путин.

"Одним из первых проведем совещание по космосу, по новой реконфигурации ракетно-космической промышленности", — сообщил Рогозин.

Президент подчеркнул, что в совещании должны принимать участие не более пяти-семи человек. "Если количество людей будет больше, значит нужно разбить эти совещания на несколько этапов", — сказал Путин, передает РИА Новости.

22.03.2013 Памятные даты космонавтики. 22 марта 2013 г.

22 марта исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-552” (“Зенит-2М”).

22 марта исполняется 25 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1934” (“Парус”).

21.03.2013 Осуществлена коррекция орбиты МКС

В соответствии с программой полёта Международной космической станции 21 марта 2013 года была проведена коррекция её орбиты, сообщает пресс-служба Центра управления полетами.

Согласно расчётам службы баллистико-навигационного обеспечения ЦУП двигатели грузового корабля "Прогресс М-17М" были включены в 00:25 UTC (04:25 мск). По данным телеметрии продолжительность работы двигателей составила 673 секунды. В результате МКС получила приращение скорости 1,5 м/с.

Средняя высота орбиты станции увеличилась на 2,6 километра и составила 410,4 километра.

После выполнения манёвра параметры орбиты МКС стали следующими:

- минимальная высота над поверхностью Земли – 403,8 километра;

- максимальная высота над поверхностью Земли – 435,1 километра;

- период обращения – 92,72 минуты;

- наклонение – 51,67 градуса.

Коррекция выполнялась с целью формирования рабочей орбиты МКС перед полётом транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-08М", старт которого намечен на 29  марта 2013 года.

21.03.2013 Глава РКК "Энергия" отвергает упреки в непрозрачности компании

Деятельность РКК "Энергия" прозрачна, и корпорация открыта для аудиторских проверок, заявил президент корпорации Виталий Лопота.

"Контроль деятельности РКК "Энергия" проводится согласно закону РФ об акционерных обществах, в соответствии с которым Росимуществом как представителем государства сформирована ревизионная комиссия, осуществляющая регулярные проверки финансово-хозяйственной деятельности. Любое иное вмешательство является незаконным и может нанести ущерб хозяйственной деятельности акционерного общества", – сказал В.Лопота, комментируя заявление главы Роскосмоса Владимира Поповкина о непрозрачности деятельности ряда корпораций ракетно-космической отрасли.

Во вторник 19 марта на совещании по проблемам реформирования отрасли глава Роскосмоса В.Поповкин заявил, что деятельность ряда подведомственных Роскосмосу корпораций ракетно-космической отрасли непрозрачна. Он отметил, что такое положение дел обусловлено тем, что у Роскосмоса как у федерального органа исполнительной власти нет права контролировать акционерные общества (ракетно-космической отрасли), кроме как через совет директоров.

В.Поповкин также посетовал, что, несмотря на соответствующие поручения премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, Роскосмосу до сих пор не удается наладить конструктивные отношения с Росимуществом, которое исполняет функции представителя государства – собственника по управлению предприятий ракетно-космической отрасли.

Со своей стороны В.Лопота считает необоснованными заявления о том, что законно действующие комиссии не могут что-то посмотреть. "Любые комиссии, которые имеют на это полномочия, допускаются к любой информации. Есть аудиторская компания, которая нас постоянно проверяет", – сказал В.Лопота.

"В соответствии с обращением В.Поповкина в совет директоров мы дали поручение на комплексную проверку", – сказал президент корпорации.
В.Лопота также добавил, что вся текущая информация по РКК "Энергия" постоянно публикуется на официальном сайте.

Отвечая на вопрос о финансовом состоянии корпорации, В.Лопота отметил, что "с точки зрения эффективности экономической деятельности, прибыли и выполнения планов РКК "Энергия" - одна из лучших". "В позапрошлом, 2011 году прибыль компании составила 1 млрд 250 млн рублей, прибыль за прошлый год в течение ближайшие недели будет уточнена и, я полагаю, составит 500-600 млн рублей, К сожалению, нам в одностороннем порядке были уменьшены твердые цены ранее заключенных контрактов", – пояснил В.Лопота.

"У нас меньше прибыль, но тем не менее, я думаю, прибыль - самая большая в отрасли. И мы получаем ее от нашей прямой производственной деятельности. Это - единственный источник, позволяющий проводить необходимое технологическое переоснащение предприятия", – подчеркнул президент РКК "Энергия", передает "Интерфакс-АВН".

21.03.2013 NASA закрывает доступ к своим объектам всем иностранцам

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) усиливает безопасность на своих объектах, закрывая доступ к ним гражданам ряда стран. Об этом заявил его директор Чарльз Болден на слушаниях в Конгрессе США.

Меры были усилены после ареста в субботу, 16 марта, в столичном аэропорту имени Даллеса выходца из Китая Бо Цзяня, который в прошлом работал в NASA по контракту, передает ИТАР-ТАСС. Арест произвели агенты ФБР в тот момент, когда Бо Цзянь уже сидел в самолете, собиравшемся вылететь в Пекин.

В связи с этим было решено закрыть доступ к электронной базе данных NASA гражданам КНР и ряда других стран, работающим на различных объектах американского космического ведомства.

Насколько эта мера окажется временной, покажет проверка, которая, по словам Болдена, призвана выяснить, существует ли риск утечки документов, в частности, касающихся экспортного контроля.

Пока же к базе данных NASA уже лишен доступа 281 иностранец, из которых 192 - граждане КНР.

Как сообщил на слушаниях конгрессмен Фрэнк Вулф, Бо Цзянь пытался вывезти в КНР огромное количество важной документации, имеющей отношение к информационным технологиям.

В окружном суде Норфолка (штат Вирджиния) китайцу были предъявлены обвинения в даче ложных показаний по поводу компьютерной техники, которую он планировал захватить с собой. По-видимому, именно в этих компьютерах и содержалась та информация, о которой упомянул конгрессмен Вулф.

"Речь идет о национальной безопасности, а не (только) о безопасности NASA, и я отношусь к этому серьезно, - заметил по этому поводу директор управления Болден. - Я несу за это ответственность, и сам с себя же (первым) спрошу, как только будут завершены проверки".

В числе других принятых мер - мораторий на предоставление доступа к объектам NASA гражданам ряда стран, включая Китай, Мьянму, Эритрею, КНДР, Саудовскую Аравию, Судан и Узбекистан.

21.03.2013 Переходный отсек пристыкован к ТПК "Союз ТМА-08М"

Продолжается подготовка космического корабля "Союз ТМА-08М" к запуску по программе Международной космической станции.

Как сообщает пресс-служба РКК “Энерния”, 20 марта в МИК КА проведена стыковка переходного отсека с кораблем.

21.03.2013 Ученые все еще сомневаются, что "Вояджер-1" вышел в межзвездную среду

Данные о резких изменениях характеристик космических лучей, поступившие с межпланетного зонда НАСА "Вояджер-1", пока не позволяют уверенно говорить о том, что этот аппарат вышел в межзвездное пространство, покинув Солнечную систему, сообщил завлабораторией Института космических исследований РАН Владислав Измоденов РИА Новости.

Ранее Американский геофизический союз (AGU) сообщил, что "Вояджер-1" покинул гелиосферу — "пузырь", образованный солнечным ветром и солнечным магнитным полем — а значит, вышел из нашей планетной системы. По данным ученых, 25 августа 2012 года зонд зафиксировал резкие изменения в потоке космических лучей разного происхождения — резко сократилась доля частиц, исходящих от Солнца, а интенсивность галактических космических лучей выросла вдвое.

Измоденов отметил, что пока нет решающего свидетельства в пользу "выхода" — признаков присутствия межзвездного магнитного поля. "Магнитное поле просто возросло в три-четыре раза, но имеет ту же ориентацию, что и в гелиосфере. По идее, оно должно, конечно, сменить ориентацию. То есть однозначно сказать, что "гелиоклиф" (как американские ученые назвали границу потоков энергичных частиц) и есть гелиопауза (граница гелиосферы), нельзя", — сказал собеседник агентства.

Представители НАСА также считают преждевременными заявления о выходе "Вояджера" в межзвездную среду.

"Научная группа проекта "Вояджер" считает, что "Вояджер-1" еще не покинул Солнечную систему и не вышел в межзвездную среду. В декабре 2012 года группа сообщила, что "Вояджер" вышел в новый регион, где свойства частиц сильно меняются", — сказал один из ученых проекта Эдвард Стоун.

"Изменение направления магнитного поля является последним решающим признаком проникновения в межзвездное пространство, и изменение этого направления пока не наблюдается", — отметил он.

21.03.2013 Двигатели лунной ракеты "Сатурн" подняты со дна Атлантики

Экспедиция, организованная основателем интернет-магазина Amazon Джеффом Безосом (Jeff Bezos), подняла со дна Атлантического океана один из двигателей ракеты-носителя Saturn-5, использовавшаяся 40 лет назад для вывода на траекторию полета к Луне кораблей Apollo, говорится в сообщении на сайте экспедиции.

Около года назад Безос, который возглавляет также космическую компанию Blue Origin, заявил о намерении поднять со дна Атлантики двигатели F-1, которыми были оснащены лунные ракеты. Каждая из них имела пять таких двигателей мощностью по 32 миллиона лошадиных сил.

В среду, 20 марта, на сайте экспедиции Безоса появилось сообщение, что после трех недель работы на глубине почти 5 километров подводные роботы подняли на поверхность достаточно компонентов двигателей, чтобы собрать из них два экземпляра, пригодных для дальнейшей реставрации.

Глава НАСА Чарльз Болден поздравил команду Безоса с успехом. "Мы с нетерпением ожидаем дальнейшей реставрации этих двигателей усилиями группы Безоса и аплодируем желанию Джеффа сделать эти исторические артефакты доступными для публики", — говорится в заявлении Болдена, передает РИА Новости.

21.03.2013 «Гершель» обнаружил самые молодые звезды

Космическая обсерватория «Гершель» (Herschel) сфотографировала самые молодые из известных звезд. Подробности обнаружения скопления протозвезд описываются в пресс-релизе NASA.

Ранее неизвестное скопление из 15 молодых звезд было найдено в созвездии Ориона. Обнаружение протозвезд осложнялось тем, что они окружены плотными скоплениями газа и пыли. Результаты, полученные обсерваторией «Гершель», были подтверждены космическим телескопом Спитцер (Spitzer) и наземным радиотелескопом APEX в Чили.

11 из обнаруженных звезд излучают в красной области электромагнитного спектра, которая характеризуется низкой энергией фотонов. Это позволяет сделать вывод о том, что они находятся на самых ранних стадиях формирования. Всего в созвездии Ориона было обнаружено 18 подобных звезд. Астрономы предполагают, что возраст звезды на этой стадии составляет всего 25 тысяч лет (возраст Солнца - 4,6 миллиарда лет).

Описанный этап в жизни звезды является промежуточным. На начальных стадиях формирования светила происходит гравитационный коллапс газопылевых скоплений. Впоследствии плотный сгусток холодного газа постепенно переходит в состояние раскаленной плазмы. Найденные протозвезды помогут астрономам лучше исследовать эти процессы, пишет Lenta.ru.

21.03.2013 Латвия заключила государственное соглашение о сотрудничестве с ЕКА

Латвия стала седьмой страной Евросоюза, подписавшей государственное соглашение о сотрудничестве с Европейским космическим агентством (ЕКА). Церемония подписания документа прошла 19 марта в Риге.

Ранее аналогичные соглашения с ЕКА заключили Венгрия, Чехия, Румыния, Польша, Эстония и Словения.

21.03.2013 Памятные даты космонавтики. 21 марта 2013 г.

21 марта исполняется 50 лет (1963) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-13” (“Зенит-2” № 9).

21 марта исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-208” (“Зенит-2М”).

20.03.2013 В США запущен военный спутник

19 марта 2013 года в 21:21 UTC (20 марта в 01:21 мск) с площадки SLC-41 Станции ВВС США “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5 / 401 (AV-037) со спутником системы предупреждения о ракетном нападении SBIRS [Space-Based Infrared System] GEO-2 (2013-011А).

Через 43 мин. 20 с спутник отделился от разгонного блока Centaur и вышел на геопереходную орбиту.

Космический аппарат разработан и изготовлен специалистами компании Lockheed Martin. Его масса – 4,5 тонны.

20.03.2013 Зонд LRO заснял место падения аппаратов GRAIL

Орбитальный лунный зонд LRO сделал снимки мест падения аппаратов-близнецов GRAIL, составивших первую гравитационную карту Луны, — на месте падения остались кратеры размером около 5 метров, сообщил журналистам Марк Робинсон (Mark Robinson), научный руководитель экспериментов с камерой высокого разрешения LROC на борту орбитального аппарата.

"Искать ударные кратеры было не проще, чем искать иголку в стоге сена… Оба (кратера) были всего лишь 5 метров (в диаметре). Это очень мало, мы не ожидали найти их", — сказал Робинсон, выступая в Хьюстоне на конференции, посвященной исследованиям Луны и планет (LPSC), передает РИА Новости.

20.03.2013 Curiosity вышел из безопасного режима и готовится "помахать рукой"

Марсоход Curiosity, который с конца февраля испытывает технические проблемы из-за сбоя памяти в одном из двух бортовых компьютеров, вернулся к нормальной работе после очередного "выпадения" в безопасный режим, как ожидается, он вернется к научным исследованиям до конца недели, сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения НАСА.

В конце февраля специалисты были вынуждены переключить марсоход, с августа 2012 года работающий в кратере Гейла в южном полушарии Марса, на дублирующий бортовой компьютер В из-за проблем с флэш-памятью на основном бортовом компьютере А. При этом ровер был переведен в безопасный режим с минимальным потреблением энергии, поскольку в случае сбоя в резервном компьютере замены для него уже не окажется, а специалисты занялись анализом причин сбоя памяти и восстановлением компьютера A.

Как сообщил накануне научный руководитель проекта Джон Гротцингер (John Grotzinger), в воскресенье марсоход вновь переключился в "безопасный режим" из-за незначительного программного сбоя. Однако теперь эта проблема позади, и марсоход вернулся в активное состояние. Сейчас специалисты намерены проверить работоспособность компьютера B — он должен будет впервые попробовать управлять манипулятором марсохода. Ранее этим занимался только компьютер A.

Сейчас компьютер A уже восстановлен и может в случае необходимости послужить дублером. "Мы полагаем, что сможем вернуться к исследованию образцов к концу недели", — сказала менеджер проекта Дженнифер Троспер (Jennifer Trosper).

Кроме того, сейчас специалисты готовят марсоход к апрельскому перерыву в связи с тем, что Марс будет закрыт от Земли Солнцем и радиосвязь станет практически невозможной, передает РИА Новости.

20.03.2013 Заправленный "Союз ТМА-08М" доставлен в МИК

Как сообщает пресс-служба РКК "Энергия", 19 марта заправленный топливом и сжатыми газами корабль доставлен в МИК КА для проведения заключительных операций подготовки.

20.03.2013 По обвинению в шпионаже

Китайский ученый Бо Цзян, нанятый NASA для работы по контракту в Исследовательском центре имени Лэнгли, был арестован в минувшее воскресенье агентами Федерального бюро расследований в Международном аэропорте имени Далласа при попытке покинуть США. Об этом сообщил журналистам конгрессмен Фрэнк Вольф (Frank Wolf).

Бо Цзян подозревается в шпионаже в пользу Китайской Народной Республики.

20.03.2013 Контракт Arianespace и Intelsat

Компания Arianespace анонсировала заключение контракта с консорциумом Intelsat S.A. на запуск трех телекоммуникационных спутников. Старты должны состояться до 2017 года с космодрома Куру во Французской Гвиане. Для выведения на геостационарную орбиту будут использоваться ракеты-носители Ariane-5ECA.

20.03.2013 Памятные даты космонавтики. 20 марта 2013 г.

20 марта исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) метеорологического спутника “Метеор-1-14”.

19.03.2013 Роскосмос узнал о проблемах компаний благодаря аварии "Зенита"

Деятельность ряда подведомственных Роскосмосу корпораций ракетно-космической отрасли настолько непрозрачна, что о проблемах в некоторых из этих компаний в ведомстве узнали только благодаря аварии при запуске ракеты "Зенит-3SL" по проекту "Морской старт", сообщил во вторник глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

"Если бы не авария "Морского старта", мы бы до сих пор не знали истинного финансового состояния РКК "Энергия", ни истинного финансового положения с "Морским стартом", потому что у Роскосмоса как у федерального органа исполнительной власти нет права контролировать акционерные общества (ракетно-космической отрасли), кроме как через совет директоров", — сказал он на совещании по проблемам реформирования отрасли.

По словам Поповкина, деятельность федеральных государственных унитарных предприятий в настоящее время гораздо более прозрачна, чем деятельность подведомственных Роскосмосу акционерных обществ.

"Это показал опыт РКС, куда мы очень долго не могли войти, чтобы посмотреть, что же там было, опыт второго акционерного общества — РКК "Энергия" с "Морским стартом", — пояснил Поповкин. Он посетовал, что, несмотря на соответствующие поручения премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, Роскосмосу до сих пор не удается наладить конструктивные отношения с Росимуществом, который исполняет функции собственника предприятий ракетно-космической отрасли.

"Мы говорим: "Надо провести аудит акционерного общества "Энергия", на что нам Росимущество пишет: "Это не ваше право, это право совета директоров, пусть собираются". Мы даже были вынуждены написать инициативное поручение совету директоров о собрании совета директоров и проведении инициативного аудита, чтобы понять реальную картину", — отметил глава Роскосмоса, передает РИА Новости.