Российский «Центр пусковых услуг наноспутников «СоюзСтарт-Н» (ЦПУНССН, участник инноцентра «Сколково») планирует занять не менее 20% мирового рынка выведения в космос наноспутников к 2018 году, сообщил РИА Новости директор по развитию бизнеса компании Дмитрий Цейтлин.

«Потребности рынка пусковых услуг в ближайшие годы превысят уровень 100 и более космических аппаратов нано-класса в год», — добавил он, отметив, что к 2020 году объем мирового рынка запусков наноспутников достигнет 50 миллионов долларов.

«СоюзСтарт-Н» специализируется на разработке технологии, которая позволит предоставлять услуги выведения наноспутников на околоземные орбиты в переходном отсеке третьей ступени ракеты-носителя серии «Союз», оснащенном дополнительными конструктивными элементами для крепления и отделения аппаратов. По словам Цейтлина, объем потенциального рынка составляет от 3 до 5 наноспутников для каждого пуска РН «Союз», что составит от 200 до 400 тысяч долларов доходности с каждого пуска.

В рамках развития проекта в 2013 году планируется создать платформу с крепежами и контейнерами для размещения дополнительной отделяемой и неотделяемой полезной нагрузки. В 2014 году — разработать конструкторско-технические модели и принципы системы управления и отделения КА-Н, закрепленных на дополнительных конструкциях в переходном отсеке ракеты «Союз». А в 2015 году — построить блок управления отделением наноспутников.

«В настоящее время уже проведены эксперименты по использованию систем отделения наноспутников с магнитно-импульсным приводом, получен патент на изобретение. В процессе согласования техническое задание от ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Проанализированы системы крепления и отделения спутников класса CubeSat различных типоразмеров, а также проведены переговоры с потенциальными клиентами», — добавил Цейтлин.

По его словам, клиентами могут стать частные и государственные компании-производители спутников массой до 10 килограмм, а также российские и зарубежные университеты, научно-образовательные учреждения и исследовательские центры, нуждающиеся в выведении на орбиту космических аппаратов сверхмалых типоразмеров.

«Мы считаем проект «СоюзСтарт» весьма перспективным. На мой взгляд, наши инноваторы в данном случае нащупали удачный баланс между стремлением выйти на серьезный рынок космических услуг, в данном случае услуг по выведению космических аппаратов, и возможностью реализации проекта в приемлемые сроки и в рамках реального бюджета. В этом смысле микро- и наноспутники — одно из ключевых направлений деятельности нашего кластера, и мы всячески поддерживаем наших резидентов из Самары, открывающих новые возможности по созданию и эксплуатации космической техники этого перспективного класса», — сказал в свою очередь директор по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Дмитрий Пайсон.