Китай, похоже, разрабатывает полностью многоразовую версию своей сверхтяжёлой ракеты «Чанчжэн-9». Появление планов по созданию новых многоразовых РН на метане и кислороде свидетельствует о том, что Китай намерен внести существенные изменения в свои будущие планы по запуску тяжёлых грузов на орбиту, сообщает SpaceNews.
В прошлом году правительство страны одобрило продолжения разработки сверхтяжелой ракеты, известной как «Чанчжэн-9». Планируется, что ранее запланированная одноразовая РН будет введена в эксплуатацию к 2030 году для поддержки строительства китайской исследовательской лунной станции. Одноразовая версия ракета «Чанчжэн-9» будет иметь длину ~103 м, диаметр — 10 м, взлётную массу — 4140 т и грузоподъёмность — 140 т на низкую околоземную орбиту. Она также сможет выводить до 50 т к Луне.
При этом, в 2021 году страной были анонсированы планы и на частично многоразовую версию ракеты — с многоразовой первой ступенью на керосине и кислороде, которая должна иметь 16 двигателей тягой 360 тс без боковых ускорителей.
Однако, судя по ​​недавней публичной лекции главного конструктора ракет серии «Чанчжэн», Китай, похоже, переходит на новую концепцию — полностью многоразовую двух/трёх-ступенчатую сверхтяжёлую ​​ракету, которая разрабатывается параллельно с одноразовой версией. При этом концепция ракеты будут резко отличаться, как от одноразовой «Чанчжэн-9», так и от версии с многоразовой первой ступенью, представленной в прошлом году, ведь теперь целью является полное повторное использование.
Планируется, что многоразовая версия «Чанчжэн-9» будет состоять из двух/трёх ступеней и четырёх боковых ускорителей. Первая ступень, диаметром 10,6 м будет оснащена 26 металоксовыми двигателями с тягой по 200 тс. Ракета будет способна доставлять 150 т полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту, 65 т на геосинхронную орбиту или выводить до 50 т к Луне. Её первый запуск планируется в 2035 году.
Самый большой вариант ракеты, по-видимому включающий третью ступень, будет иметь длину в 110 м и взлётную массу 4122 т. Кроме того, была представлена ещё одна, меньшая ракета, с диаметром 5 м, которая должна заменить младшие версии ракеты «Чанчжэн». Планы Китая довольно кардинально меняются, и причиной тому может быть концепция системы Starship, а именно — её топливо.
Металоксовые двигатели (метан + кислород) обеспечивают лучшую производительность и снимают проблемы образования сажи и коксования, что важно для повторного использования. Поэтому переход на металокс-концепцию двух/трёх-ступенчатой ​​РН, выглядит логичным. Китай уже давно работает над двигателями на метане, что делает вполне возможным такое серьёзное изменение планов на новую ракету. Китайские частные космические компании, такие как Landspace и iSpace уже разрабатывают металоксовые ракеты. Landspace собирается осуществить первый запуск своей ракеты Zhuque-2 в ближайшем будущем. iSpace готовится провести прыжковые испытания первой ступени на метане для своей многоразовой ракеты Hyperbola-2.

А.Ж.