Группа китайских исследователей предложила запустить космический телескоп для поиска ближайшей «двоюродной сестры» Земли — планеты такого же размера и массы, как наша, и вращающейся в обитаемой зоне вокруг солнцеподобной звезды, пишет Лин Синь на страницах South China Morning Post. Такая планета еще не найдена, но она может дать ключ к вопросу о том, «является ли жизнь уникальной для Земли или широко распространенной во Вселенной», сказал руководитель проекта Цзи Цзянхуи из Обсерватории Purple Mountain (Пурпурная гора) Китайской академии наук (CAS) в Нанкине.

Среди 5000 с лишним экзопланет (планет за пределами нашей Солнечной системы), обнаруженных на сегодняшний день, многие намного больше Земли или находятся в обитаемой зоне меньшей и более холодной звезды, такой как красный карлик, в условиях, в которых, как мы понимаем, менее вероятно наличие жидкой воды или жизни.

Миссия Closeby Habitable Exoplanet Survey (CHES), над которой команда Цзи работала почти десять лет, направлена ​​на мониторинг около 100 солнцеподобных звезд на расстоянии 32 световых лет от Солнечной системы и измерение крошечных изменений их относительного положения на небе для поиска вокруг них похожих на Землю планет.

Планета и ее материнская звезда влияют на движения друг друга из-за взаимного гравитационного притяжения, и если ученые смогут обнаружить небольшое, но периодическое колебание положения звезды, есть большая вероятность, что вокруг нее вращается планета.

Цзи сказал, что такой метод обнаружения очень эффективен, потому что «он может обнаружить любую планету земного типа, которая существует в обитаемой зоне звезды или рядом с ней». Для сравнения, популярные миссии по поиску экзопланет, такие как телескоп NASA «Кеплер» и TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), могут наблюдать только те планеты, плоскости орбит которых совпадают с нашей линией обзора [планета частично закрывает звезду], что снижает уровень их обнаружения примерно до 0,5%.

По его словам, в рамках проекта CHES ожидается обнаружение примерно 50 планет, подобных Земле, или так называемых суперземель.

Метод астрометрии, используемый CHES, был классической техникой в ​​астрономии, но стал применяться для исследования экзопланет только в последние годы благодаря технологическим достижениям, отметил Ван Вэй, ученый из Национальной астрономической обсерватории Китая в Пекине.

CHES нужно будет измерить колебание звезды с точностью до 1 микросекунды дуги, что равно видимому с Земли перемещению всего лишь на один миллиметр на Луне, сказал Ван, который не является частью команды CHES.

Чтобы достичь этой точности, которая в 10 раз выше, чем используемая сейчас в флагманских астрометрических миссиях мира, финансируемая CAS команда Цзи работала и добилась прорыва с помощью [изобретения] ключевой технологии, называемой лазерной метрологией в фокальной плоскости.

Вскоре проект будет рассмотрен группой экспертов, чтобы решить, получит ли он окончательное одобрение для перехода от этапа проектирования к этапу реализации.

Если они получат зеленый свет, команда надеется завершить строительство телескопа примерно через пять лет и вывести его на орбиту на расстоянии 1,5 миллиона км (932 000 миль) от Земли в месте, известном как точка Лагранжа L2 системы Солнце — Земля. Это стабильная и экономящая топливо точка наблюдения, которую выбирают для многих существующих космических аппаратов, в том числе космическом телескопе Джеймса Уэбба NASA.

Помимо CHES, есть как минимум три других предложения, связанных с обнаружением экзопланет, которые в настоящее время изучаются научным сообществом Китая. Earth 2.0 будет использовать семь телескопов для наблюдения за экзопланетами в галактике Млечный Путь транзитным методом, подобным использовавшимся телескопом Кеплер, но с более широким (в 10 раз) полем зрения. Как и CHES, Earth 2.0 также должна пройти экспертную оценку в июне и в случае одобрения будет запущена в 2026–2027 годах.

Все еще на стадии концептуального проектирования находится проект Miyin, в котором планируется использовать несколько небольших телескопов для поиска пригодных для жизни планет, а также очень амбициозный космический телескоп под названием HABITATS (HABItable Terrestrial Planetary ATmospheric Surveyor). Этот космический телескоп с апертурой 6 метров предназначен для обнаружения молекул воды, кислорода и озона в атмосфере экзопланет и должен начать работу в течение 15-20 лет.