Российские ученые успешно провели стендовые испытания новых моделей двигателей для сверхлегких ракет-носителей и межорбитального буксира. Создание летных образцов техники ожидается в 2025 году, сообщили ТАСС в субботу в пресс-службе Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ).

Разработка двигателей — часть плана подготовки перспективного вытягивающего проекта «Космос 2.0», предполагающего создание возможностей выведения груза до 250 килограммов на околоземную орбиту.

«В этом году мы провели успешные огневые испытания водородного жидкостного двигателя малой тяги для малого орбитального разгонного блока. В нем реализуется инновационная схема «газ + газ». Для этого была разработана конструктивная схема, отработаны технологии изготовления. <…> Испытания широкодиапазонного двигателя для ракет-носителей, [в свою очередь], показали преимущество по удельному импульсу разработанной схемы перед традиционным жидкостным ракетным двигателем с соплом Лаваля на высотах до 20 км», — приводит пресс-служба Платформы НТИ слова Игоря Волобуева, генерального директора компании «ВНХ-Энерго», которая совместно с Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург) тестирует разработки.

Волобуев пояснил, что преимущество широкодиапазонного двигателя заключается в том, что он может работать в режимах, близких к расчетным, как у поверхности Земли, так и в безвоздушном пространстве — давление на срезе сопла примерно равно давлению в окружающей среде. Поэтому при полете в космосе такой двигатель формирует компактную струю, которая не загрязняет элементы конструкции и приборы спутника.

 

А.Ж.