11 апреля в Центре подготовке космонавтов чествовали экипаж 33/34-й длительной экспедиции на МКС в составе Олега Новицкого, Евгения Тарелкина (Россия) и Кевина Форда (США). Экипаж вернулся на Землю 16 марта 2013 года после 143-суточной экспедиции.

Ровно в полдень космонавты, руководство Федерального космического агентства, Центра подготовки космонавтов и смежных организаций возложили цветы к памятнику первому космонавту Земли Юрию Алексеевичу Гагарину. Поздравить экипаж пришли коллеги по отряду космонавтов, ветераны космоса, сотрудники ЦПК, жители Звёздного городка, а также гости — воспитанницы пансиона Министерства обороны, суворовцы и студенты Российского государственного социального университета.

После церемонии возложения цветов в ЦПК состоялось торжественное собрание, посвященное возвращению экипажа из космического полёта.

Торжественное собрание началось с доклада начальника 1 управления ЦПК В. Г. Корзуна о результатах работы экипажа на орбите. Экипаж МКС-33/34 в составе О. Новицкого, Е. Тарелкина и К. Форда выполнил космический полёт длительностью 143 суток с 23 октября 2012 года по 16 марта 2013 года. Оба российских космонавта ранее не имели опыта космических полётов. Совместно с МКС-32/33 и МКС-34/35 (Ю. Маленченко, С. Уилльямс, А. Хошиде, Р. Романенко, К. Хадфилд, Т. Машбёрн) в соответствии с программой полёта экипаж выполнил стыковку ТГК «Прогресс М-17М», «Прогресс М-18М», расстыковку «Прогресс М-16М», расстыковку SpaceX-1 Dragon и SpaceX-2 Dragon. Космонавтами выполнена запланированная программа научной работы – 40 экспериментов из 47, проводившихся на тот момент на МКС. Достигнутые показатели работы – одни из лучших на МКС. Программа полёта выполнена в полном объёме и с высоким качеством работы. Заканчивая совё выступление, Валерий Григорьевич Корзун выразил глубокую благодарность и наилучшие поздравления экипажу МКС-33/34 с завершением полёта и Днём космонавтики, а также пожелал новых стартов.

Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов поздравил экипаж, отряд космонавтов, специалистов отрасли, которые обеспечили поддержание полёта, с окончанием космической экспедиции и наступающим Днём космонавтики. Экипаж удачно, вовремя приземлился, успешно выполнил полёт. Удалось сделать многое. Госкомиссия рассмотрела результаты работы и оценила её как хорошую. А. Б. Краснов выразил надежду, что космонавты смогут реализовать себя в профессиональном качестве ещё не один раз, а как минимум трижды. В преддверии главного мирового космического праздника Алексей Борисович упомянул о свершениях – так, МКС успешно эксплуатируется на орбите уже 15 лет, создавая предпосылку для развития космической инфраструктуры по освоению Луны, скорее всего, при международном участии.

Временно исполняющий обязанности начальника авиации ВВС, Герой РФ, полковник ВВС Сергей Кобылаш обратился к чествуемым космонавтам, как коллегам, ведь Военно-воздушные силы являлись кузницей кадров для первых космических полётов. Среди первых космонавтов 90% прошли подготовку в рядах ВВС. С. И. Кобылаш отметил, что все члены экипажа МКС-33/34 – лётчики: Олег Новицкий имеет общий налёт около 700 часов на Л-39 и Су-25, Евгений Тарелкин – около 300 часов на Л-29, Л-39, Ил-76МДК, Кевин Форд – 4700 часов на различных типах самолётов, вертолётов и планеров. Интересно, что Сергей Кобылаш командовал 368-м штурмовым авиационным полком, из которого Олег Новицкий пришёл в отряд космонавтов Роскосмоса, и сегодня лётчик поделился воспоминаниями о том дне, когда будущий командир ТПК «Союз ТМА-06М» сообщал ему о своём решении стать космонавтом. С. Кобылаш передал О. Новицкому поздравления от однополчан. Завершая свою речь, он поздравил экипаж с успешным выполнением задания и Днём космонавтики от лица командования ВВС.

Заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Вячеслав Рогожников и директор Института медико-биологических проблем Российской академии наук Игорь Ушаков в своих приветственных речах уделили особое внимание уникальным экспериментам, которые Олег Новицкий и Евгений Тарелкин провели сразу после возвращения на Землю. Отличное физическое состояние российских космонавтов, позволившее им принять участие в новых исследованиях, было результатом выполнения всех медицинских рекомендаций с Земли. И. Ушаков отметил, что космонавты прекрасно выполнили медицинскую программу. «Эксперименты, выполненные после полёта, закладывают совершенно новое направление, и это в шаг сторону межпланетной космонавтики», — сказал директор ИМБП.

Директор пилотируемых программ НАСА в России Майкл Сёрбер, поздравляя экипаж с окончанием космической экспедиции, по очереди обратился к каждому из участников экспедиции: «Поздравляем Кевина Форда с выполнением первого длительного полёта. Было интересно наблюдать за его занятиями на беговой дорожке, которую он же и доставил на МКС на борту шаттла STS-128 («Дискавери»). Олег возглавил экипаж корабля «Союз ТМА-06М», который стартовал с 31-й площадки космодрома Байконур. Это был первый за 29 лет пилотируемый старт с 31-й площадки (после 17 июля 1984 года, старта «Союза Т-12» с экипажем в составе В. Джанибекова, И. Волка и С.Савицкой)». Евгений, Вам многого удалось достичь со времени первого прыжка с парашютом, который выполнили ещё школьником». М. Сёрбер в завершение приветствия вручил О. Новицкому и Е. Тарелкину медали НАСА «За заслуги перед обществом», а К. Форду – медаль НАСА «За космический полёт».

Глава представительства ЕКА в России Рене Пишель произнёс приветственную речь на прекрасном русском языке: «Вы ещё раз доказали, что люди разных национальностей могут успешно работать вместе, если у них есть общая цель. Вы выполнили большой объём задач для стран-партнёров по программе МКС, провели много европейских экспериментов, Олег и Евгений непосредственно участвовали в российско-европейском эксперименте «Иммуно», провели подготовку к работе корабля ATV. Спасибо за ваш труд. МКС – идеальная площадка для тесного международной кооперации, которая учитывает интересы всех участников и является надёжной опорой для того, чтобы в дальнейшем строить совместные проекты. Желаю здоровья и успехов в работе!»

С завершением полёта экипаж поздравили представители руководства предприятий и учреждений ракетно-космической отрасли, сотрудники Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, представители администрации, жители и гости Звёздного городка. Среди пришедших поздравить космонавтов были глава городского округа Звёздный городок Н. Н. Рыбкин; руководитель научно-технического Центра Ракетно-космической корпорации «Энергия», лётчик-космонавт РФ А. Ю. Калери; заместитель начальник управления авиационно-космического поиска и спасения А. Н. Лукьянов; вице-президент Федерации космонавтики России, президент ассоциации «Байконур – Чебоксары» В. П. Тихонов; представитель президента Чувашии А. И. Григорьев, настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке игумен Иов и многие другие. Космонавтам были вручены памятные адреса и подарки.

Затем слово взяли члены экипажа МКС-33/34. Первым выступил командир ТПК «Союз ТМА-06М», бортинженер МКС-33 и -34 Олег Новицкий. Своё выступление он начал с благодарности тем, кто готовил его к полёту: «Благодарим вас за поддержку и навыки, которые вы давали нам на протяжении всей подготовки». Олег Новицкий поблагодарил тех, кто сегодня приехал из других регионов и стран, чтобы поприветствовать вернувшийся на Землю экипаж, и особые слова благодарности он адресовал родителям и семьям за тепло и моральную поддержку на протяжении всего полёта.

Далее на трибуну поднялся Кевин Форд. Американский астронавт выразил благодарность российской стороне за подготовку, возможность полететь на корабле «Союз» и работу на борту в составе международной экспедиции. «Во время полёта мне довелось общаться с центрами управления полётами Москвы, Цукубы, Хантсвилла – ЦУПами по всему миру, и это было здорово! Когда перелетаешь из японского модуля «Кибо» в европейский «Коламбус», из американского сегмента в российский, понимаешь, насколько тесен наш мир, насколько мы едины», — признался астронавт.

Российский космонавт Евгений Тарелкин с улыбкой поделился воспоминаниями о полёте: «В нашем экипаже появилась почти телепатическая связь. Иногда во время работы на борту мы понимали друг друга с полуслова, а порой и вовсе без слов». Космонавт поблагодарил всех за терпение и поддержку, без которых было бы намного тяжелее. «Спасибо тем, кто дал нам путёвку в космос. Ваши знания и умения, вложенные в нас, очень помогли в полёте», — сказал Е. Тарелкин.
Подвёл итоги торжественной встречи Сергей Крикалёв. Зачитав поздравительный адрес от временно исполняющего обязанности губернатора Московской области А. Воробьёва, поздравил экипаж с возвращением и наступающим Всемирным днём космонавтики и поблагодарил всех, кто сделал этот полёт осуществимым, передает пресс-служба ЦПК.