Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, предлагающую отложить преобразование Центра подготовки космонавтов и Испытательного центра ракетно-космической техники в акционерные общества. Прежде всего, надо будет решить вопрос, как будут финансироваться такие важнейшие для космической отрасли предприятия в случае реорганизации, пишет «Российская газета».

«В этом году планировалось завершить преобразование государственных унитарных предприятий, подведомственных Роскосмосу, в акционерные общества. Надо подчеркнуть, что при этом сохраняется стопроцентное государственное участие, но меняются многие правовые основы функционирования, — рассказывает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Среди подведомственных Роскосмосу предприятий, которые подлежали реогранизации, находятся Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности и Центр подготовки космонавтов».

По его словам, экспериментальная база Научно-исследовательского центра ракетно-космической промышленности является уникальной и используется только на завершающих этапах создания новой ракетно-космической техники. «В связи с этим стенды используются не постоянно, что связано с длительностью разработки новых образцов ракетно-космической деятельности, — продолжает Владимир Груздев. — Но все оборудование и соответствующие системы должны постоянно поддерживаться в рабочем состоянии, а обслуживающий персонал — находиться в постоянной готовности. Для этого ежегодно Научно-исследовательскому центру предоставляется государственная субсидия в размере до 500 миллионов рублей».

В случае превращения предприятия в акционерное общество, как подчеркивает председатель правления АЮР, будут утрачены правовые основания для оказания финансовой поддержки за счет бюджета, а это может привести к банкротству предприятия и разрушению инфраструктуры.

«Также субсидии получает Центр подготовки космонавтов, — рассказывает Владимир Груздев. — В случае его превращения в акционерное общество предоставление субсидии за счет бюджета будет затруднительно. Поэтому изменение организационно-правовой формы Научно-исследовательского центра ракетно-космической промышленности и Центра подготовки космонавтов без определения порядка дальнейшего финансирования работ нецелесообразно. Потому пока данные учреждения остаются в федеральной собственности.

Точно так же предлагается отложить акционирование дирекции космодрома «Восточный», так как после преобразования из федерального казенного учреждения в акционерное общество она не сможет выступать государственным заказчиком по строительству объектов космодрома».