Ученые объяснили высокую температуру верхних слоев атмосферы Сатурна. В этом им помогли данные, собранные межпланетной станцией «Кассини» во время завершающего этапа ее миссии, с 26 апреля до 15 сентября 2017 года, и получившей название Grand Finale («Большой финал»). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Долгое время загадкой для ученых оставалась высокая температура верхних слоев атмосферы Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна, равная температуре Земли, при том, что они находятся значительно дальше от Солнца, чем наша планета.

Благодаря данным этапа Grand Finale была составлена карта распределения температур в верхних слоях атмосферы газового гиганта, позволившая исследователям ответить на вопрос, почему она такая горячая.

Оказывается, плотность атмосферы Сатурна уменьшается с высотой, а разница снижения плотности зависит от температуры. Температурные же максимумы располагаются вблизи полюсов планеты.

Причина этого — электрические токи, вызванные взаимодействием между солнечным ветром и заряженными частицами от спутников Сатурна. Эти токи создают эффект, аналогичный земным полярным сияниям.

Таким образом электрические токи нагревают верхние слои атмосферы в полярных областях Сатурна. Затем глобальная система ветров распределяет тепловую энергию, накопившуюся у полюсов по всей планете. За счет этого температура атмосферы у экватора вдвое выше по сравнению с температурой, ожидаемой только от солнечного нагрева.

«Результаты исследования важны для общего понимания процессов в верхних частях атмосфер планет и являются важной составляющей наследия «Кассини», — рассказал один из авторов исследования, Томми Коскинен.

Ученые также полагают, что результаты исследования атмосферы Сатурна можно распространить и на другие гигантские планеты Солнечной системы.