Сегодня утром на Землю вернулась 39/40 экспедиция с МКС в составе космонавтов Роскосмоса Александра Скворцова, Олега Артемьева и американца Стивена Свонсона. Приземление капсулы космического корабля “Союз ТМА-12М” произошло в расчетном районе, в полутора сотнях километров на юго-восток от города Жезказган. В операции участвовало около двухсот специалистов Роскосмоса, NASA и военнослужащих РФ, которые обеспечивают поисково-спасательные операции такого рода. Была также задействована специальная техника, больше десятка вертолетов и три самолета. Но погода благоволила, наградив орбитальных гостей теплым солнцем и легким степным ветерком.

Космонавты покинули капсулу и были встречены специалистами, врачами. Чуть позже были дружеские объятья, приветствия, скромные ромашки, душистые яблоки и даже арбуз!

Через несколько часов прошла традиционная встреча экспедиции в международном аэропорту города Караганды “Сары-Арка”, передает ИА Total.kz. В районе приземления космонавтов лично приветствовал аким Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков. Он поделился, что и раньше встречался с летчиками-космонавтами, поскольку родом из Аркалыка, где часто производились посадки в 1970-х. Но непосредственно в такой операции участвовал впервые. По традиции он поприветствовал интернациональный экипаж на казахстанской земле, нашел для них теплые и радушные слова поддержки, выразив надежду, что благодаря таким событиям десятки наших мальчишек «заболеют» космосом. Гости не ушли без подарков: им вручили национальные чапаны, сувениры в виде позолоченной копии “Шахтерской славы”, конфеты, выпущенные к 80-летию города. Командир экипажа Скворцов выронил пояс, улыбнулся и пошутил:

“Я привык, что в невесомости он бы просто плыл рядом со мной, а тут притяжение!” – держался он очень бодро и уверенно. Бортинженер Артемьев прикладывал некоторые усилия, чтобы не отставать от командира. Но это результат того, что почти 170 суток они провели на орбите. Третьего члена экипажа Свонсона было решено сразу доставить в самолет, поскольку ему еще предстоит долгая дорога в Хьюстон, Техас. “Это жизнь и работа, – отметил Скворцов. – Он наш друг, коллега, мы с огромным уважением относимся к нему, поэтому здесь не стоит искать каких-то других причин, чувствует он себя хорошо”. Подарки от Карагандинской области и города Байконура ему взялся передать руководитель операции с американской стороны Джоэл Монталбано, который поблагодарил всех за радушный прием.

Необычный подарок преподнесли и звездные посланники. Они вручили полотнище с гербом Караганды, которое побывало в космосе и “собрало” на себе автографы четырех экипажей! Под аплодисменты встречавших, аким заверил, что этот необычный экспонат займет достойное место в областном краеведческом музее.

Александр Скворцов кратко отчитался перед собравшимися о проделанной работе: более 50 экспериментов, два выхода в открытый космос, встреча грузовых кораблей, среди которых последний европейский “грузовик” ATV-5. Олег Артемьев, закончивший школу в Байконуре (он хоть и является уроженцем Риги, по сути, стал первым байконурцем, побывавшим в космосе!), посетовал на то, что в сутках всего 24 часа, восемь из которых приходятся на сон. “Так много хочется успеть сделать”.

А затем космонавты отправились в самолет, на котором вылетели в Росси.