Подписание договора между Роскосмосом и Европейским космическим агентством по совместному осуществлению проекта «ЭкзоМарс» срывается из-за бюрократических сложностей, существует риск, что документ не будет подписан до марта 2013 года, что ставит под угрозу всю миссию в целом, сообщил РИА Новости источник в российской ракетно-космической отрасли.

«Дело идет к тому, что все может затянуться до марта», — сказал источник.

Проект «ЭкзоМарс» предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — отправку марсохода. Первоначально это была совместная миссия НАСА и ЕКА, но американская сторона вышла из него, оставив проект без носителя. После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить ракету «Протон». В свою очередь, российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия в проекте — с российскими приборами на борту зондов.

Управляющий совет ЕКА 19 ноября одобрил проект исполнительного соглашения по миссии. Ожидалось, что глава Роскосмоса Владимир Поповкин и руководитель ЕКА Жан-Жак Дорден подпишут документ 27 ноября в Париже. Однако выяснилось, что российская сторона еще не согласовала текст договора, МИД РФ предложил внести в него ряд поправок, чтобы «уравновесить» и «поднять роль России».

«Возникла коллизия — управляющий совет ЕКА уже одобрил документ, и европейцы не хотят вносить в него предлагаемые Россией поправки. Самый худший сценарий — подписание документа может быть отложено до марта, до следующей встречи управляющего совета», — сказал источник.

Он подчеркнул, что проект реализуется в очень жестких временных рамках, и задержка на несколько месяцев может сорвать весь проект.

«Представители Роскосмоса говорят европейцам, что если оно (соглашение) не будет подписано, то российская сторона не успеет поставить научную аппаратуру, а если не будет научной аппаратуры, то не будет «Протона», — сказал собеседник агентства.

Ранее Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН, где будут создаваться научные приборы для «ЭкзоМарса», заявлял, что задержка с подписанием договора поставит их «в катастрофическую ситуацию».

Проект соглашения предусматривает, что европейские специалисты будут создавать орбитальный зонд TGO (Trace Gas Orbiter), основной задачей которого будет изучение малых газовых составляющих атмосферы Марса, а также демонстрационный посадочный модуль EDM. Российские ученые создадут для орбитального аппарата научные приборы. Кроме того, российская сторона предоставляет ракету-носитель «Протон-М» и обеспечивает запуск зонда с космодрома Байконур.

Для миссии 2018 года, которая предполагает доставку на Марс европейского исследовательского ровера и российской посадочной платформы, Россия также предоставляет ракету и ряд научных приборов.

В соответствии с проектом документа, стороны не выплачивают друг другу никаких денег, выполняя каждый свою часть проекта за собственные средства.