Знаменитые гейзеры на южном полюсе Энцелада, одного из спутников Сатурна, стали похожими на темные полосы на тигровой шкуре благодаря уникальному механизму их формирования. Он связан с накоплением льда на краях трещин в ледовом щите небесного тела. Статью об этом опубликовал научный журнал Nature Astronomy, передает ТАСС.

«Эти гейзеры раскрыли состав подледного океана Энцелада, и поэтому нам было крайне важно понять, что породило и поддерживает «тигровые полосы». Наша компьютерная модель ледовой оболочки Энцелада указывает на уникальную цепочку событий, благодаря чему возникли условия, при которых эти полосы могут существовать», — прокомментировал результаты исследования один из его авторов, планетолог из Института Карнеги в Вашингтоне Даг Хемингуэй.

Как показали наблюдения, эти гигантские струи из частиц водяного льда и пара выбрасываются в космическое пространство из четырех параллельных трещин вблизи южного полюса — так называемых «тигровых полос». Это заставило ученых задуматься, откуда берутся эти выбросы.

Ответ на эту загадку планетологи получили через десять лет после того, как открыли эти выбросы, в марте 2015 года. Замеры с «Кассини» показали, что в недрах Энцелада есть глобальный океан из жидкой и горячей воды. Об этом ученым рассказали частицы песка, которые попали в безвоздушное пространство космоса вместе с извержениями гейзеров.

Как отмечает Хемингуэй, сам механизм появления гейзеров Энцелада не вызывает споров среди исследователей. Они предполагают, что эти выбросы появляются благодаря приливным силам, которые возникают в результате гравитационных взаимодействий между Сатурном и его спутниками. Они постоянно растягивают и сжимают каменное ядро Энцелада и разогревают воды его океана.