Первый комитет Генассамблеи ООН во вторник принял три предложенных Россией проекта резолюций, касающихся космического пространства, передает ТАСС. Документы нацелены на сдерживание гонки вооружений в космосе, а также выстраивание мер доверия в данной сфере.

Хотя все документы были приняты большинством голосов, Вашингтон трижды проголосовал против. Позицию США поддержал и Израиль. После рассмотрения комитетом резолюции будут обсуждаться на пленарном заседании Генассамблеи, где результаты голосования обычно схожие.

«США пытаются навязать нам всем свои правила и идею своего единоличного доминирования в космосе, — отметил на заседании комитета зампостпреда России при отделении ООН в Женеве Андрей Белоусов. — При этом Вашингтон в целях реализации своих амбициозных планов не исключает применения любых средств, включая прямое силовое воздействие и снятие с орбит космических объектов других государств под каким-либо удобным предлогом вроде борьбы с космическим мусором».

«Россия в тесном взаимодействии с другими государствами предпринимает реальные усилия для недопущения развития событий по самому негативному сценарию, связанному с превращением мирного космоса в арену вооруженного противостояния», — подчеркнул он.

В свою очередь американский представитель заявил, что США «предпочли бы, чтобы космическое пространство оставалось бесконфликтным». «Но, как заметил недавно вице-президент США Майкл Пенс, Россия и Китай агрессивно используют космические технологии, которые превращают космическое пространство в пространство войны», — заявил он, поясняя мотивы голосования. Дипломат назвал предложенные Россией меры «лживыми и двойственными».

Резолюция, озаглавленная «Меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» призывает международное сообщество «продолжать усилия, направленные на предотвращение гонки вооружений, включая размещение оружия, в космическом пространстве в целях поддержания международного мира и укрепления глобальной безопасности». Проект поддержали 124 государства. При этом 40, включая США, Израиль, Германию, Францию и ряд других европейских стран, выступили против.

В документе «Неразмещение первыми оружия в космосе» комитет «настоятельно призывает все государства, в особенности те, которые обладают космическим потенциалом, к рассмотрению возможности выразить приверженность обязательству о неразмещении первыми оружия в космосе». 123 страны проголосовали за документ, 14 — против.

Третий принятый во вторник документ — «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» — рекомендует государствам-членам «продолжать рассматривать и осуществлять на добровольной основе и посредством соответствующих национальных механизмов меры транспарентности и укрепления доверия в максимально возможной и практически осуществимой степени». Документ был поддержан практически единогласно — 166 странами, США и Израиль выступили против, еще пять государств воздержались.