Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Система наблюдения за космическим мусором поможет отследить кометы 09.11.2019 Система наблюдения за космическим мусором поможет отследить кометы

Систему по наблюдению за космическим мусором в будущем модернизируют для контроля за астероидами и кометами, сообщил исполнительный директор "Роскосмоса" по перспективным проектам и науке Александр Блошенко.

"Автоматизированная система предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве в дальнейшем разовьется в систему наблюдения за астероидно-кометной опасностью. Пока система работает на низкой геостационарной орбите, но дальше будет развиваться в дальний космос", - сказал Блошенко "Интерфаксу".

В данный момент, согласно документам "Роскосмоса", ведется научно-исследовательская работа по совершенствованию системы. В частности, разрабатывается методика прогнозирования распространения объектов космического мусора, с учетом взаимных столкновений крупных обломков.

Кроме этого, ведется разработка нескольких средств борьбы с космическим мусором. Среди них - космический аппарат на основе транспортно-стыковочного модуля для увода крупных объектов космического мусора с орбиты, а также аппарат, воздействующий на частицы мусора ионным пучком.

Также в госкорпорации разрабатывают проект орбитального комплекса предупреждения о астероидно-кометной опасности.

Огневые испытания двигателей Crew Dragon снова перенесли 09.11.2019 Огневые испытания двигателей Crew Dragon снова перенесли

Статические огневые испытания двигателей корабля  Crew Dragon снова перенесли. Ранее они планировались на  9 ноября, но сегодня их не будет. Новая дата проведения теста пока не определена.

Состоялась презентация Парка покорителей космоса 09.11.2019 Состоялась презентация Парка покорителей космоса

Спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что реализация проекта Парка покорителей космоса связана с большим риском. Об этом он заявил на презентации проекта в Саратовском государственном техническом университете после просмотра видеосюжета о Юрии Алексеевиче Гагарине.

"Мы сегодня обсудим проект, о котором уже говорят, что он грандиозный, беспрецедентный проект. А вдруг не получится?" - поприветствовал всех Володин, на что получил коллективный ответ: "Обязательно получится".

Выступая перед собравшимися, он рассказал о реконструкции проспекта Кирова, строительстве пляжа и будущих планах 8-ми километровой пешеходной зоны.

"Когда мы говорим о Парке покорителей космоса, то должны помнить, что наш регион отличается от других регионов страны. В России с полета Гагарина началась космическая эра. Но свой подвиг Юрий Алексеевич Гагарин совершил на Саратовской земле. Именно здесь он приземлился", - отметил Володин.

Он напомнил, что именно в Саратове учился Юрий Гагарин, а затем проходил здесь же подготовку в летный отряд космонавтов.

"Мы должны осознать, что история покорения космоса началась здесь", - заявил он.

По его словам, обсуждаемый проект – большой риск.

"Планку мы поставили себе намного выше, чем когда обещали привести в порядок проспект Кирова или построить самую большую пешеходную зону. Это все наше. Но Парк покорителей космоса – это уже мировая история. Мы должны отдавать себе отчет, что здесь нет места провинциальности. Мы должны вызвать интерес не только у россиян, но и жителей всего мира. И такую задачу мы должны решить. Мы не должны подвести жителей области, взяв на себя такую ответственность", - потребовал он.

Вячеслав Володин сообщил, что проект должен изменить жизнь тех, кто находится рядом с местом приземления.

"Мы обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что нам нужно переосмыслить все. Нужно, чтобы проходящие мимо теплоходы могли останавливаться. Было бы правильно, чтобы рядом был пляж для туристов. Было бы правильно, чтобы был сервис. И многое, многое другое. Если раньше мы говорили только о месте приземления Гагарина, то теперь мы берем более широкий охват", - сообщил Володин.

После этого он представил Сергея Капкова, создавшего "несколько мест в Москве, которые являются достопримечательностями".

"У него есть опыт реализации таких проектов. Все лучшее должно использоваться при строительстве. Будут использованы лучшие архитектурные практики Европы. Это должен быть проект мирового уровня", - заявил спикер Госдумы.

Вячеслав Володин отметил, что первый этап может быть завершен в 2021 году, а полностью завершен - в 2023 году.

Он также отметил, что в Саратовской области необходимо "возродить архитектурную школу".

"Мы ставим задачу, чтобы у нас архитектурная школа появилась в СГТУ. Она будет отличаться от других школ. Она будет обогащать наших ребят. Нам важно вернуть эти позиции. Раньше саратовские проектировщики свои работы и заказы могли отправлять не только соседям, но и в зарубежные страны. Нам с вами это немаловажно", - отметил Володин.

Инвестором обсуждаемого проекта станет бизнесмен Роман Абрамович, пишет «Взгяд-инфо».

В Китае началась подготовка к запуску очередного навигационного спутника 09.11.2019 В Китае началась подготовка к запуску очередного навигационного спутника

Сегодня утром на СК № 3  космодрома Сичан установлена РН “Чанчжэн-3В/YZ-1”. Ракета предназначена для запуска двух навигационных спутников “Бейдоу-3”. Пуск намечен на 23 ноября.

На космодроме Цзюцюань будет открыт новый стартовый комплекс 09.11.2019 На космодроме Цзюцюань будет открыт новый стартовый комплекс

На космодроме Цзюцюань корпорация CASIC (China Aerospace Science & Industry Corporation) завершила строительство новой стартовой площадки с башней обслуживания. Предположительно комплекс будет использоваться для запуска РН “Куайчжоу”.

Официальное открытие площадки еще не состоялось, но все работы на ней уже завершены.

Суда SpaceX выдвинулись в заданные районы 09.11.2019 Суда SpaceX выдвинулись в заданные районы

Принадлежащие компании SpaceX корабли ‘Go Ms. Tree’ и’ Go Ms. Chief’, предназначенные для ловли створок головного обтекателя РН Falcon-9, выдвинулись в заданные районы. Им предстоит поймать створки в ходе миссии по выводу на орбиту 60 спутников Starlink. Запуск носителя намечен на 11 ноября.

Индия рассматривает возможность отправки миссии к Венере 09.11.2019 Индия рассматривает возможность отправки миссии к Венере

Специалисты Индийской организации космических исследований (ISRO) представили на рассмотрение правительства проект миссии по исследованию Венеры. Космический зонд может быть запущен уже через четыре года. На его борту предлагается разместить более десятка научных инструментов.

«Основной целью экспедиции является  составление карт поверхности Венеры и ее подповерхностного слоя», – заявил представитель ISRO Нигар Шаджи, обращаясь к группе экспертов по Венере на собрании, проходившем на минувшей неделе в Колорадо.

По его словам, этот венерианский орбитальный аппарат, сможет сформировать такую базу данных по Венере в течение примерно одного года. Кроме составления карты поверхности он также сможет заглянуть чуть глубже – под поверхность, где специалисты  планируют обнаружить центры вулканической активности.

Бортовые инструменты зонда также помогут изучить атмосферу и ионосферу планеты, проанализировать взаимодействие Венеры с окружающей средой, сказал Шаджи.

Александр Блошенко возглавил Координационный совет по экспериментам на МКС 09.11.2019 Александр Блошенко возглавил Координационный совет по экспериментам на МКС

Исполнительный директор по перспективным программам "Роскосмоса" Александр Блошенко возглавил Координационный научно-технический совет (КНТС) по программам исследований и экспериментов на борту Международной космической станции, рассказал РИА Новости сам Блошенко.

На этом посту он сменил космонавта, дважды Героя Советского Союза, руководителя полета российского сегмента МКС Владимира Соловьева.

Как рассказал Блошенко, на должность, которую он будет совмещать с должностью в госкорпорации, он назначен совместным решением "Роскосмоса" и РАН 30 октября.

Среди задач, которые перед ним поставлены, Блошенко отметил повышение эффективности экспериментальных работ. "Во-первых, ревизия экспериментов, отказ от уже неактуального "долгостроя". Введение практики заблаговременной оценки всего жизненного цикла экспериментальных работ. Существенное повышение эффективности и целевой направленности работ. Во-вторых, пересмотр и облегчение правил и требований по подготовке экспериментов, разработке научного оборудования. В-третьих, существенное сокращение сроков постановки экспериментов", - сказал он.

Кроме того, он ставит перед собой задачи наращивания числа коммерческих космических экспериментов, внедрение практики "службы одного окна", организацию системной работы с вузами в более эффективном формате, интенсификацию работ по совместным космическим экспериментам с зарубежными агентствами с целью трансфера научных знаний и технологий в Россию.

Рябков обсудил с замгенсека ООН вопросы предотвращения гонки вооружений в космосе 08.11.2019 Рябков обсудил с замгенсека ООН вопросы предотвращения гонки вооружений в космосе

Заместитель главы Министерства иностранных дел России Сергей Рябков обсудил с замгенсека ООН Исуми Накамицу вопросы разоружения, в том числе ядерного. Об этом говорится в сообщении МИД РФ.

Встреча дипломатов состоялась 8 ноября на полях Московской конференции по нераспространению.

«Обсужден широкий круг вопросов контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ. Особое внимание уделено проблематике ядерного разоружения и стратегической стабильности, включая предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве», - сказано в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

Базз Олдрин: SpaceX высадит человека на Луну раньше НАСА 08.11.2019 Базз Олдрин: SpaceX высадит человека на Луну раньше НАСА

Астронавт Базз Олдрин считает, что SpaceX сможет высадить человека на Луну раньше, чем это сделает НАСА в рамках своей программы "Артемида". Его слова привела на страницах издания Politico Жаклин Фельдшер (Jacqueline Feldscher).

Олдрин уверен, что SpaceX в состоянии реализовать свои планы в ближайшие четыре года. А вот в возможностях НАСА реализовать свои планы в названные сроки (2024 г.) астронавт сомневается и считает, что вряд ли случится ранее 2028 года.

Невесомость изменила работу тысяч генов в клетках сердца 08.11.2019 Невесомость изменила работу тысяч генов в клетках сердца

Опыты с культурами клеток сердца на борту Международной космической станции (МКС) показали, что жизнь в космосе меняет работу нескольких тысяч генов в их ДНК, передает ТАСС. Но примерно через две недели после возвращения на Землю все эти аномалии пропадают, пишут ученые в статье для научного журнала Stem Cell Reports.

"Мы впервые использовали перепрограммированные стволовые клетки для изучения того, как космические полеты влияют на работу сердца человека. Пока не совсем понятно, как именно микрогравитация влияет на работу нашего тела. Подобные опыты помогут нам найти ответы на эти вопросы, что крайне важно для будущих полетов на Марс и Луну", - прокомментировал один из авторов работы, Джозеф Ву из Стэнфордского университета (США).

Отечественные и зарубежные биологи и медики уже много лет изучают то, как жизнь в космосе влияет на здоровье и работу иммунной системы людей и животных. Один из экспериментов такого рода, как отмечает Ву, недавно завершился на борту станции. По ходу этого опыта ученые и астронавты на протяжении шести недель наблюдали за тем, как жизнь в условиях невесомости влияла на жизнедеятельность образцов мышечной ткани сердца.

В этом случае ученые не "вырезали" эти образцы из тела трех добровольцев, которые участвовали в исследовании, а создали их искусственным путем из культур перепрограммированных стволовых клеток. При определенных условиях эти тельца могут превращаться в кардиомиоциты, мышечные клетки сердца, и формировать своеобразные листы из сердечной ткани, способные сокращаться.

После того как эти культуры клеток были доставлены на борт МКС, астронавты начали регулярно следить за их жизнью, периодически замораживая образцы для их последующего анализа после возвращения на Землю. Сравнивая структуру клеток, их реакцию на импульсы тока и различные химические раздражители, а также активность разных генов, ученые надеялись понять, как именно невесомость меняет работу сердца.

С одной стороны, медики зафиксировали множество изменений в жизнедеятельности этих листов после попадания в космос, в том числе в регулярности сокращений, их скорости и реакции на ионы кальция. С другой, многие из них исчезли или были сглажены через две-три недели жизни в невесомости. При этом все эти изменения пропали после возвращения образцов на Землю.

Исследователи предполагают, что эти аномалии были связаны с тем, что уровень активности почти 3 тыс. генов заметным образом изменился после попадания кардиомиоцитов в космос. Значительная часть этих сдвигов может помогать клеткам сердца адаптироваться к жизни в невесомости, а другие могли вызвать те негативные эффекты, которые ученые открыли во время наблюдений за животными и экипажем станции.

"Мы были удивлены тем, как быстро клетки сердца адаптируются к жизни в новой среде, в том числе и в условиях микрогравитации. Эти опыты помогут нам найти клеточные механизмы, которые могут защитить организм астронавтов от последствий длительной жизни в космосе или же улучшить здоровье пациентов на Земле", - подытожил Ву.

Александр Сергеев об успехах китайской космонавтики 08.11.2019 Александр Сергеев об успехах китайской космонавтики

Китай в последние годы демонстрирует серьезные успехи в космосе, а посадка аппарата на обратной стороне Луны вывела КНР в число лидеров в области освоения естественного спутника Земли, заявил в интервью РИА Новости президент Российской академии наук Александр Сергеев.

"Китай демонстрирует серьезные успехи, и не только по числу запускаемых спутников, но и по новым для него направлениям. Например, не так давно он осуществил посадку спускаемого аппарата на обратной стороне Луны, до сих пор этого никому не удавалось сделать. И это серьезное достижение, которое поставило Китай в области освоения Луны сразу не только в число тех стран, которые имеют здесь результаты, но и в определённой степени в число лидеров", - заявил Сергеев.

По его словам, "Китай, конечно, очень прогрессирует в космосе, и сказать о том, обогнал ли Китай нас, очень сложно, ведь здесь очень много направлений, это и исследования дальнего космоса, и исследования Луны, Марса, это и ближний космос, и создание современных геоинформационных систем".

"Мы констатируем, что какое-то время тому назад у нас между нашими программами было не много корреляции, Китай пошел своей дорогой в этом направлении, и космонавтов запустили, и Луной, и ближним космосом они занимаются, но сейчас явно видна тенденция, чтобы вектора эти разворачивались в близких направлениях", - отметил собеседник агентства.

Он также сообщил, что "уже подписаны соглашения о намерениях по сближению этих программ, и я думаю, что мы с КАН тоже внесем свой вклад в то, чтобы сформулировать какие-то совместные эксперименты по космической тематике".

Илон Маск рассказал о перспективах создания колонии на Марсе 08.11.2019 Илон Маск рассказал о перспективах создания колонии на Марсе

Илон Маск заявил, что в ближайшее время будет проблематично разместить колонию на Марсе. Об этом бизнесмен написал написал в своем аккаунте в Twitter.

По словам Маска, для проектирования самодостаточного города на необитаемой планете потребуется несколько десятков лет и тысяч полетов на ее поверхность.

Бизнесмен считает, что для строительства колоний потребуется примерно 20 лет, пишет "Газета.ру".

Президент РАН рассказал о возможностях космической обсерватории "Спектр-РГ" 08.11.2019 Президент РАН рассказал о возможностях космической обсерватории "Спектр-РГ"

Астрофизическая космическая обсерватория "Спектр-РГ" позволит собрать уникальную информацию о небесной сфере, заявил в интервью РИА Новости президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Он напомнил, что в июле ракета-носитель "Протон-М" со "Спектром-РГ" была запущена с Байконура, космический аппарат "уже встал на многолетнее дежурство в так называемой точке Лагранжа на расстоянии около 1,5 миллиона километров".

"Он собирает информацию об источниках рентгеновского излучения по всей небесной сфере, которая является более полной и детальной, чем имеют американские, европейские и китайские аппараты", - заметил Сергеев.

"Поэтому я думаю, что этот наш последний успех дополнительно стимулирует китайских коллег к расширению сотрудничества", - добавил собеседник агентства.

Российскую лунную программу могут реализовать на космодроме Восточный 08.11.2019 Российскую лунную программу могут реализовать на космодроме Восточный

Российская лунная программа может быть реализована на космодроме Восточный, заявил журналистам заместитель директора - начальник организационно-административного отдела филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Насуленко, передает РИА Новости.

"Космодром Восточный, если будет введен в эксплуатацию, перспектив очень много, в том числе и лунная программа. То, что она будет, пока это перспектива, пока это разрабатывается... Задачи, которые выполняются на космодроме, должны определить научно-исследовательские институты", - сказал Насуленко.

На космодроме Восточный поставят шатер, чтобы ускорить строительство 08.11.2019 На космодроме Восточный поставят шатер, чтобы ускорить строительство

Шатер размером с футбольное поле развернут над строящимся на космодроме Восточный стартовым комплексом под ракету-носитель "Ангара", чтобы бетон быстрее застывал зимой.

Об этом рассказал журналистам в пятницу директор филиала ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Игорь Оленичев. Мороз на космодроме зимой достигает 50 градусов.

"Мы полностью готовы к зимнему бетонированию. На стартовом комплексе будем применять шатер 90 на 35 метров. Туда будут заезжать автомобили, краны. Шатер начнут собирать в декабре, им будет закрыто практически футбольное поле", - заявил Оленичев.

Boeing объяснила отказ парашюта на космическом корабле Starliner 08.11.2019 Boeing объяснила отказ парашюта на космическом корабле Starliner

Один из трех парашютов не раскрылся при испытании системы аварийного спасения пилотируемого космического корабля Starliner из-за человеческого фактора, сообщила компания Boeing.

"Благодаря анализу детальных снимков и осмотру парашюта команда Starliner быстро определила причину нераскрытия одного из трех парашютов - отсутствие зафиксированного соединения между вытяжным и основным парашютом на третьем парашюте", - говорится в сообщении Boeing в Twitter.

Как сообщил вице-президент Boeing Джон Малхолланд, слова которого приводит американский специализированный сайт Spacenews, механизм, соединяющий вытяжной и основной парашюты, был неправильно подготовлен, в результате чего вытяжной парашют не смог вытащить основной.

"Это очень трудно, когда подсоединяешь его (механизм - ред.), проконтролировать визуально, что он зафиксирован правильно", - объяснил Малхолланд, добавив, что контролю мешает защитный кожух механизма.

Треть оборудования для запуска "Ангары" с Восточного поступит на космодром до конца года 08.11.2019 Треть оборудования для запуска "Ангары" с Восточного поступит на космодром до конца года

Треть всего наземного оборудования, необходимого для обеспечения запуска российской ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", в 2023 году будет доставлена на космодром Восточный до конца 2019 года, передает ТАСС. Об этом сообщил журналистам в пятницу директор филиала ЦЭНКИ - КЦ "Восточный" Роман Бобков.

"На сегодняшний день мы принимаем оборудование на 13 систем, на две системы оборудование поставлено в полном объеме. Еще на три системы мы допоставим оборудование до конца этого года и обеспечим стопроцентное выполнение графика. Более 30% уже в этом году будет поставлено", - сказал Бобков.

Космонавты на МКС в декабре обновят тренажер для бега 08.11.2019 Космонавты на МКС в декабре обновят тренажер для бега

Новое полотно для замены поврежденного на российской беговой дорожке БД-2 будет отправлено на Международную космическую станцию (МКС) в декабре на грузовом корабле "Прогресс МС-13", сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Института медико-биологических проблем РАН.

Сейчас на МКС имеются две беговые дорожки - российская БД-2, установленная в модуле "Звезда", и американская T2, находящаяся в модуле Tranquility.

"Полотно для замены уже на (космодроме) Байконуре и с декабрьским грузовиком будет доставлено на борт МКС", - сказал собеседник агентства.

По его словам, полотно не привозили заранее на станцию, так как оно имеет определенный гарантийный срок хранения и большие габариты.

В середине октября космонавт Александр Скворцов сообщил специалистам подмосковного Центра управления полетами, что бегать на дорожке нельзя, так как на ней порвалось полотно.

Астронавт рассказал о запрете садиться за руль по возвращении на Землю 08.11.2019 Астронавт рассказал о запрете садиться за руль по возвращении на Землю

Астронавт НАСА Крис Кэссиди рассказал, что после возвращения на Землю астронавтам в течение двух недель запрещают управлять автомобилем.

"Нам нельзя водить машину две недели, но после двух недель народ уже вовсю перемещается: если бы увидели сейчас Ника Хейга (астронавт НАСА Ник Хейг вернулся на Землю 3 октября после почти семи месяцев на МКС - ред.) в магазине, вы бы даже не узнали, что он только что вернулся из космоса", - рассказал астронавт на пресс-конференции в НАСА. Кэссиди в апреле отправится в свой третий космический полет.

Астронавт пояснил, что главное по возвращении на Землю – привыкнуть к силе притяжения. "Первая реакция - о боже, какой тяжелый телефон, с которого вы звоните родным после приземления, как я могу перевернуть страницу бортового журнала. Но постепенно все становится легче и легче", - поделился воспоминаниями о возвращении на Землю Кэссиди.

Он отметил, что в целом адаптация после возвращения из космического полета проходит очень быстро и занимает несколько недель.