США утратили в последние годы четкую стратегию в космической области, а НАСА не может определить главные направления своей деятельности и ставит перед собой сомнительные и труднодостижимые цели. Такой вывод содержится в докладе группы авторитетных американских экспертов, подготовленном под эгидой Национальной академии наук США.

Авторы документа, который был в среду распространен в Вашингтоне, возлагают основную вину за невнятную космическую политику на администрацию Барака Обамы и Конгресс США, не сумевших правильно сформулировать приоритеты в работе НАСА. В докладе также отмечается, что у НАСА просто не хватает средств на осуществление всех намеченных проектов и эффективную деятельность его десяти научных центров.

Бывший астронавт Боб Криппен, принимавший участие в подготовке исследования, заявил, что еще никогда не видел космическое ведомство США таким дезориентированным, как сейчас. По его словам, сотрудники НАСА «хотели бы, чтобы перед ними были поставлены более ясные цели, и они могли определить, в каком направлении им следует двигаться в своей работе».

С мнением Криппена согласен Джон Логсдон, не входивший в группу экспертов под эгидой академии наук, но консультировавший по вопросам космической политики команду Обамы еще четыре года назад. В докладе, сказал он, «достаточно верно указано, что во всем виноват Белый дом», который не смог предложить НАСА точные ориентиры в работе. «Все разочарованы из-за того, что администрация не проявила смелости и дальновидности при разработке космической программы», — добавил Логсдон.

Особо жесткой критике были подвергнут план отправки американских астронавтов на астероид, который должен стать этапом подготовки пилотируемого полета на Марс в 2030-х годах. «Прошло уже пару лет после того, как президент объявил о промежуточной цели отправки человека на астероид к 2025 году, однако никаких усилий для осуществления этой миссии не предпринято», — отмечается в исследовании. А Криппен вообще считает, что этот проект не имеет смысла ни с научной, ни с политической точки зрения, а вдобавок слишком сложен технически.

Космическое ведомство США, как и следовало ожидать, не согласилось с выводами доклада. Его официальный представитель Дэвид Вивер заявил, что НАСА последовательно осуществляет ряд важных научных и технических проектов, в числе которых использование Международной космической станции, сооружение нового орбитального телескопа, а также разработка тяжелой ракеты-носителя и пилотируемого корабля «для полетов в дальний космос».

Под дальним космосом подразумевается в первую очередь отправка американских астронавтов на астероид, а затем — на Марс. Директор НАСА Чарльз Болден неоднократно подтверждал в своих последних выступлениях, что эти проекты по-прежнему входят в число приоритетов космического ведомства США, передает ИТАР-ТАСС.