Российские космические аппараты «Ионосфера-М», первые из которых планируется запустить в 2021 году, займутся не только мониторингом космической погоды — основной научной задачей, но и составлением карты озонового слоя Земли, рассказал РИА Новости главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Сергей Пулинец.

«Долго мы к этому шли, а сейчас программа предполагает создание четырех спутников, которые будут запускаться попарно в качестве попутной нагрузки. Первый запуск вместе с метеорологическим аппаратом «Метеор» планируется в конце 2021 года. Летные образцы бортовых ионозондов изготовлены», — рассказал Пулинец.

Для составления карты озоновых дыр на спутниках будет установлен специальный прибор – озонометр, который станет улавливать отраженный от поверхности планеты солнечный свет, получая полное содержание озона во всей толще атмосферы.

«Не все ученые придерживаются идеи, что промышленное производство является основным фактором разрушения озонового слоя. Длительные наблюдения показали, что озоновые дыры появляются и исчезают, они могут появляться в различных местах, не только над полярными областями. Как показал почетный научный сотрудник МГУ, доктор геолого-минералогических наук Владимир Сывороткин, уровень озона каким-то образом связан с климатом и погодой. Области с повышенным содержанием озона страдают от морозов, а пониженная концентрация ведет к повышению температуры», — рассказал ученый.

Новые данные со спутников, по его словам, смогут помочь разобраться в ситуации.