Новая ракета-носитель легкого класса «Союз-2.1в» во время своего первого запуска будет выводить на орбиту созданный самарскими студентами спутник «Аист», во время второго — спутник МГУ «Ломоносов», сообщил РИА Новости Александр Кирилин, директор ЦСКБ «Прогресс», где создавалась ракета.

«Первый запуск «Союза-2.1в» должен обеспечить выведение на опорную орбиту связку космических аппаратов, один из которых — опытный образец малого космического аппарата «Аист», разработанного совместно с Самарским государственным аэрокосмическим университетом. Космический аппарат предназначен для решения образовательных, научно-технических и экспериментальных задач, а также демонстрации научно-технического и промышленного потенциала вузов и предприятий Самарской области», — сказал Кирилин.

Информация об остальных спутниках, которые будут выводиться во время этого запуска, является закрытой, уточнили РИА Новости в пресс-службе предприятия.

Первый испытательный пуск ракеты станет также первым запуском для блока выведения «Волга», разработанного в ЦСКБ «Прогресс».

Первоначально запуск «Союза-2.1в» с космодрома Плесецк планировался на октябрь 2012 года. Однако после аварии при огневых испытаниях первой ступени ракеты в подмосковном Научно-исследовательском центре ракетно-космической промышленности (НИЦ РКП) в Пересвете, произошедшей в августе, запуск был отложен.

Кирилин сообщил, что причиной нештатной ситуации во время испытаний стал сбой в наземном сегменте системы аварийной защиты. Из-за нештатного прерывания циклограммы запуска экспериментальный блок первой ступени был поврежден и сейчас находится на заводе-изготовителе для восстановления и завершения программы огневого испытания в полном объеме.

«Завершение огневых испытаний блока первой ступени «Союза-2.1в» запланировано на начало 2013 года. Решение о начале летно-конструкторских испытаний (запуске) будет принято по итогам испытаний», — отметил он.

Кирилин отметил, что второй запуск «Союза-2.1в» запланирован также на 2013 год. «В качестве полезной нагрузки определен космический аппарат «Ломоносов», — добавил он.

Спутник «Ломоносов» должен стать третьим спутником, созданным в МГУ, после «Татьяны-1» и «Татьяны-2», работавших на орбите с 2005 по 2010 год. Его масса составляет около 500 килограммов, спутник создавался на базе платформы «Канопус», разработанной ВНИИЭМ имени Иосифьяна. На спутнике будут стоять десять детекторов — вся эта аппаратура предназначена для изучения космических лучей сверхвысоких энергий, фиксации гамма-всплесков, заряженных частиц, захваченных магнитосферой земли.