Первым и важнейшим шагом к предотвращению милитаризации космоса должен стать запрет на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО, заявил президент международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор.

«Для эффективной реализации возможных договоренностей мы предлагаем в качестве первого эффективного шага на пути к предотвращению милитаризации космического пространства договориться о запрете на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО», – сказал Кантор.

При его участии в Вашингтоне (округ Колумбия, США) состоялась презентация новой книги Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (Nuclear Threat Initiative, США) «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм». Книга представляет собой экспертный взгляд на наиболее важные вопросы нераспространения, а также проблемы сокращения и ограничения ядерных вооружений.

Собравшиеся на презентации в Вашингтоне эксперты отметили, что российско-американские отношения находятся на переломном этапе. По их словам, надежды на быстрое разрешение кризиса отношений двух держав, имевшиеся у многих политиков и экспертов в связи с ожиданием и приходом к власти президента Трампа, пока не оправдываются. В условиях отсутствия предметного диалога политики и военные с обеих сторон продолжают обвинять противоположную сторону в действиях, направленных на нарушение имеющихся договоренностей и раскручивание гонки вооружений.

Авторы книги напомнили, что попытки закрепить в международном праве положения, которые максимально закрывали бы возможности милитаризации космоса, предпринимались с первых запусков в космос. СССР в 1958 году внес в ООН предложение о запрещении использования космического пространства в военных целях. В 1963 году был принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – тем самым, на подобное «использование» космоса был наложен полный запрет. В 1967 году вступил в силу разработанный по инициативе СССР Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Этот документ запрещает выведение на орбиту вокруг Земли и размещение в космосе каким-либо иным образом любых объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. В итоге космос стал безграничной безъядерной зоной.

Однако эксперты напоминают, что если ядерное оружие в космосе запрещено, то с неядерными системами вооружений дело обстоит сложнее, так как космическое право не запрещает размещение в космосе любого оружия, не являющегося ОМУ. Не существует и запрета на создание, испытание и развертывание в космосе противоспутникового оружия. Вместе с тем, Россия еще в 1983 году взяла на себя обязательство не выводить первой в космическое пространство каких-либо видов такого оружия до тех пор, пока другие государства будут от этого воздерживаться, сообщило 24 марта РИА Новости.

А.Ж,