Ученые центра «Инновационные горные технологии» (ЦИГТ) представили 26 января в Горном институте МИСиС аппарат для производства аналога реголита – лунного грунта, сообщил ТАСС. Он необходим ученым для испытания техники, которая в будущем сможет работать на Луне.

Аппарат представляет собой плазменную установку ГАН-ЛП, разработанную учеными ЦИГТ в сотрудничестве с компанией ГАН, производящей оборудование для магнитно-импульсной обработки материалов, Горным институтом и Томским университетом систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

«Реголит отличается от аналогичных по составу минеральных пород Земли повышенной абразивностью и наличием большого электрического заряда. Наш аппарат позволяет создать аналог из земных составляющих», – рассказал ТАСС один из разработчиков аппарата Павел Ларионов.

Ученые показали журналистам два экспериментальных состава аналога реголита, серого и черного цвета. Они были разработаны в Томске и Москве. «В феврале планируется вывести плазменную установку ГАН-ЛП на производительность в 50 килограмм реголита в час», – заявил глава ЦИГТ Павел Ананьев. Уже началась подготовка к серийному производству аппарата.

В ходе предшествовавшего презентации круглого стола «Новые возможности инновационного развития горной перерабатывающей отрасли. К вопросу освоения сырьевой космической базы» его участники обсудили перспективы нового направления российской промышленности – космической горно-перерабатывающей отрасли и способы коммерциализации разработок в этой области в рамках коротких венчурных проектов в интересах горно-перерабатывающей отрасли.

По итогам круглого стола подписано соглашение о реализации совместных космических разработок и их использования в горнорудной промышленности. Документ подписали проректор по инновационной деятельности Томского государственного университета Константин Беляков, директор Горного института Александр Мясков, генеральный директор инвестиционной компании Kama Flow Эдуард Адамян, проректор по науке и инновациям ТУСУР Роман Мещеряков, представитель компании Itessa по сотрудничеству России и ЮАР Владимир Вербицкий и глава компании по сотрудничеству России и Ирана Александр Шаров.

Большинство подписантов около двух лет назад создали Клуб космических старателей, который задумался о возможности производства компонентов горючего (например, водородного топлива) и создании элементов и конструкций космической техники непосредственно в космосе .

«Есть идея заправлять спутники с Луны. Она оформилась в так называемый проект «Космический Газпром». Для его реализации нужны технологии по добыче энергии на Луне», – рассказал Беляков, добавив, что речь идет о совершенно новых технологиях, которых нет ни в России, ни в других странах, «о смене инженерной парадигмы». «Это технологии послезавтрашнего дня», – подчеркивает Мещеряков.

В ходе реализации этой задумки и появился ГАН-ЛП. Наличие аналога лунного грунта позволит опробовать технологию получения из реголита воды, которая потребуется при изготовлении топлива.

Сам по себе реголит – ценный коммерческий объект, который можно успешно продавать в страны, реализующие собственные космические программы, например, в США, где знаменитый лунный экскаватор NASA, робот RASSOR, ездит в лаборатории по поверхности, которая весьма отлична по своим физическим параметрам от лунного грунта, отметили участники круглого стола. Они планируют налаживать взаимовыгодное сотрудничество с учеными из ЮАР, Ирана и по возможности – Латинской Америки. Вузы ЮАР уже подтвердили готовность работать с Горным институтом МИСиС в этой области, рассказал Ананьев.

«На реализацию горно-космического проекта может потребоваться от 5 до 15 лет. Если начать уже сегодня, то возникнут предпосылки для создания основы лидерства России в области космических услуг», – подчеркивают в пресс-службе МИСиС.