Российские ученые разработали первый отечественный 3D-принтер, который может работать в невесомости и печатать инструменты для космонавтов, передает ТАСС. В 2018 году устройство будет отправлено для эксперимента на Международную космическую станцию (МКС), сообщил 10 ноября журналистам директор Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Сергей Псахье.

«В соответствии с планом, в конце 2018 года – отправка на МКС. Но до этого мы должны отработать все режимы, научить людей работать, – сказал он. По словам ученого, на первоначальном этапе планируется использовать для печати полимерный материал. Разработкой принтера занимаются специалисты ТПУ, ИФПМ, Сколковского института науки и технологий («Сколтех»), а также РКК «Энергия».

В свою очередь, начальник Отделения проектирования пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия» Алексей Бидеев рассказал журналистам, что такое устройство может пригодиться в будущем для длительных космических экспедиций.

«Он перспективен сейчас как космический эксперимент – это просто интересно, потому что никто раньше этого не делал. Это очень важно для всех наших будущих программ. Представьте, летит экспедиция на Марс, летит около года. Запасы, которые они могут с собой взять, – по инструментам, деталям, принадлежностям – очень ограничены. Мы возлагаем на подобную технологию большие надежды», – отметил представитель РКК «Энергия».

Он подчеркнул, что специалистам предстоит еще отработать множество деталей для отправки устройства в космос. «Если при 3D-печати на Земле можно включить мощную производственную вытяжку, систему фильтров, которая обезопасит персонал, то когда то же самое происходит в замкнутом объеме космического пилотируемого аппарата, нам очень важно убедиться в том, что космонавты защищены», – добавил директор института.

По его словам, в дальнейшем планируется промышленная эксплуатация 3D-устройств в пилотируемых космических программах. «То, что в 2018 году будет реализовано в качестве космического эксперимента, после 2020 года пойдет в качестве штатной системы для наших лунных и марсианских комплексов, – отметил Псахье.