Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

06.05.2013 Осколок челябинского метеорита в качестве подарка преподнесли Валентине Терешковой

Во многих коллекциях по всему миру уже есть осколки челябинского метеорита. Еще один осколок был презентован первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, это, пожалуй, один из самых больших и весомых кусочков, упавшего небесного тела, сообщает ИА ЧелНовости.Ру. На заседании Госдумы Терешкова показала “гостя из космоса”.

Черный камень был подарен космонавту, герою СССР на очередном заседании Госдумы. Этот сувенир, который имеет не большое количество аналогов, удостоился пристального внимания народных избранников. Мария Кожевникова, депутат и актриса, даже сделала несколько фотографий Терешковой с осколком метеорита.

Кожевникова сказала, что очень символично, что в руках у Терешковой оказался “космический гость”, ведь ей посчастливилось 50 лет назад побывать в гостях у этого “пришельца”. Актриса добавила, что не ожидала, что такой небольшой кусок метеорита окажется таким тяжелым.

Осколок челябинского метеорита, который был подарен Валентине Терешковой – один из самых больших – около трех сантиметров в диаметре. Он представляет собой гладкий камень с вкраплениями хрома, железа и никеля.

06.05.2013 “Шеньчжоу-10” стартует 7 июня

После сообщения о доставке на космодром Цзюцюань ракеты-носителя "Чанчжэн-2F", предназначенной для запуска космического корабля "Шэньчжоу-10", в сети появилась неофициальная информация о возможных дате и времени старта. Как известно, представители китайской ракетно-космической отрасли ранее заявляли о запуске корабля предстоящим летом, не конкретизируя ни месяц¸ ни, тем более, число. На форумах же указывается определенно – запуск должен состояться 7 июня в 11:35:03 UTC (15:35:03 мск).

06.05.2013 Столкновения не произошло

Спустя год после разрешения потенциально опасной ситуации для космического телескопа Fermi (33053 / 2008-029A), в NASA решили рассказать, как удалось избежать потери космической лаборатории за $690 млн., сообщилт телеканал Russia Today.

Вечером 29 марта 2012 года Джули Макэнери (Julia McEnery), одна из ученых, работающих над программой Fermi, получила сообщение от автоматизированной службы NASA по анализу риска столкновений, где говорилось, что маршрут телескопа через неделю пересечется с траекторией неработающего спутника “Космос-1805” (17191 / 1986-097A). Аппарат весом почти 1,5 тонны был запущен Советским Союзом в 1986 году в разведывательных целях. Космические аппараты сближались с относительной скоростью около 43 тыс. км/ч.

NASA рассчитало, что в момент сближения дистанция между ними составит около 200 метров, но авария, случившаяся на орбите за два года до этого (столкновение спутников “Космос-2251” и Iridium-33), не позволила испытывать оптимизм. Тогда, по прогнозам, дистанция между аппаратами должна была составить порядка 580 метров. Однако, расчеты оказались неточными. В результате столкновения на орбите образовалось около 600 обломков.

Инженер проекта Fermi Эрик Стоункинг (Eric Stoneking) в пресс-релизе указал, что “такие предсказания подобны тому, чтобы за неделю спрогнозировать дождь в определенное время в определенном месте”.

Было принято решение скорректировать орбиту телескопа Fermi. В полдень 3 апреля двигатели аппарата были запущены на одну секунду, и в результате два объекта разошлись на расстоянии около 10 км друг от друга.

06.05.2013 Памятные даты космонавтики. 6 мая 2013 г.

6 мая исполняется 80 лет (1933) со дня рождения начальника отделения – главного конструктора НПО ИТ Александра Николаевича Фролова.

6 мая исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) навигационного спутника “Космос-1459” (“Парус”).

6 мая исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника “Космос-1460” (“Зенит-6У”).

6 мая исполняется 35 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи “Экран-18”.

05.05.2013 Французская баллистическая ракета М-51 взорвалась вскоре после старта

Новая французская баллистическая ракета М-51 взорвалась во время испытательного пуска с борта атомной подлодки, сообщает La Nouvelle Republique.

Испытания проходили в департаменте Финистер. Так как ракета не несла боезаряда, а район испытаний был закрыт для гражданских судов, никто не пострадал. Причины инцидента уточняются.

05.05.2013 Патриарх Кирилл поздравил с Пасхой космонавтов на МКС

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по закрытому каналу связи поздравил с Пасхой российских членов экипажа Международной космической станции (МКС). Об этом сообщает "Интерфакс", ссылаясь на Центр управления полетами.

"Состоялся сеанс связи", — сказали в ЦУПе.

Разговор патриарха с экипажем продлился 15 минут.

05.05.2013 В США над Тихим океаном прошли успешные испытания гиперзвуковой крылатой ракеты X-51A WaveRider

В США над Тихим океаном проведены успешные испытания гиперзвуковой крылатой ракеты X-51A Waverider. Об этом сообщили в пятницу представители ВВС страны.

Отмечается, что ракета развила скорость в 5,1 Маха /6,1 тыс км в час/ и находилась в воздухе 360 секунд, что является абсолютным рекордом. "Это означает полный успех миссии", - заявил руководитель проекта Чарли Бринк . "Полет оказался самым продолжительным и успешным из всех проведенных ранее", - добавил он. "Полученные наработки позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее гиперзвуковых полетов", - заключил Бринк.

Ракету запустили с борта бомбардировщика Б-52 /B-52/, вылетевшего с авиабазы "Эдвардс" в Калифорнии. До команды на самоуничтожение аппарат проделал путь в 426 км.

В случае успешной реализации проекта США надеются получить оружие, позволяющее наносить точечные удары в любой точке мира. Согласно плану, X-51A WaveRider должна развивать максимальную скорость около 6-7 Махов /7,2 - 8,4 тыс км в час/, это позволит достигать любой цели в течение часа, передает ИТАР-ТАСС.

05.05.2013 MDRS: “Миссия на Марс” завершена

Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает о завершении работы 129-го экипажа.

Последний полный день на Mars Desert Research Station (MDRS) начался с привычного умывания и завтрака.

Не смотря на завершающий день, у нас были очень обширные планы и мы реализовали их в полной мере.

Саша и Пётр надели скафандры и отправились на ВКД-14, посвящённый поиску урана. Мы в это время занялись уборкой в Хэбе, чтобы прилично сдать станцию следующему экипажу MDRS Crew 130 - Georgia Tech.  Завтра Николай Дзись-Войнаровский передаст командование (смену) Кристине Редмонд (Christine Redmond).

Пока мы разбирали вещи, зарядки и т.д. я увидел в иллюминатор одинокого космонавта на квадроцикле, и в этот момент на радиосвязь вышел Пётр, а приехал Саша. Оказалось, что у Петра его ATV №3 перегрелся. Поэтому Саша пересел с квадроцикла №4 на №2 и взял канат, вернувшись за Петром, притащил его на буксире. Они были у двух каньонов. Один был покрыт чёрной глиной (с примесью каменного угля), в которой Пётр обнаружил следы урана. Фон там был 27 микрорентген в час, а в трёх точках 31 микрорентген в час.

Не успели они вернуться, как мы начали готовиться к ВКД-15. Успели только подзарядить аккумуляторы скафандров и выпить чая.  Вышли Саша, Илья и я. Завершающая внекорабельная деятельность нашей миссии. У нас было две цели: запустить ракету и сделать хорошие фотографии с «Селеноходом». Тест в движении был невозможен, слоёная самодельная шестерня выдержала 4 шага и сломалась накануне. Но всё-таки сделать фотографии было важно – этим занялся я. А Саша подготовил ракету к пуску. Потребовалось время, но всё-таки он её запустил. А мне удалось вслепую сделать хорошее фото – я снимал на Солнце, ничего не видел, но мне повезло угадать направление полёта.

К сожалению, сработала только первая ступень – ракета поднялась на 95 метров (по показаниям высотометра).

Илья подвозил «Селеноход» на квадроцикле, а мы с Сашей ходи туда и обратно пешком. Я отметил, как сильно подкрашивают поверхность солнцезащитные очки. А Саша вновь сожалел, что нельзя погулять без скафандра. Здесь очень красиво.

Вернувшись, мы пообедали жареной картошкой с зеленью. А затем принялись за продолжение уборки – навели порядок на двух этажах и сделали фотографии для службы поддержки. Коля весь день кроме уборки писал итоговый отчёт нашей команды.

Да, пора подводить итоги и это моё последнее сообщение с MDRS, завтра мы в полдень передадим смену, каждый своему коллеге, и отправимся сначала в Гранд-Джанкшен, а потом в Солт-Лейк-Сити. Утром 5 мая мы улетаем через Нью-Йорк в Москву. Только Саша задержится на день, у него другой рейс.

Впечатлений и ощущений от станции много. Есть недостатки, но есть очень вдохновляющие моменты. Иногда я вспоминал фильм «Солярис», иногда тяжёлые приключения команды звездолёта «Тантра» на планете железной звезды («Туманность Андромеды»). У нас было много работы и разговоров. Интересным ощущением было исчезновение потребности в деньгах. Немало впечатлений мы получили от комментариев из России к нашим сообщениям (в блогах, на форумах). К сожалению, из-за плохой связи нам трудно было отвечать.

Есть грусть от того, насколько много заблуждений по поводу пилотируемой космонавтики и Марса. Вспомнилось, как перед отъездом две подруги прочитали новость о MDRS и испуганно спросили, действительно ли я улетаю на Марс. Нет, к сожалению, Марс ещё очень далёк – это нужно признать и понять – понять, как много ещё нужно сделать на этом пути. И самое главное начать этот путь. Пока же человечество топчется на одном месте.

Не оправдались опасения некоторых людей, что нас экипаж не сможет дружно работать даже две недели, напротив, мы очень хорошо взаимодействовали. Спасибо Коле за ответственность при руководстве миссией. Он замечательный командир.

Мы много шутили в эти дни, коронными были фразы Саши: «Селеноход» сам себя не соберёт», «суп сам себя не сварит», «чай сам себя не выпьет».

Я отдаю себе отчёт, что если бы Марианне дали визу, и она была бы с нами, то многое было бы иначе. Очень жаль, что бюрократическая проволочка помешала участвовать команде в полном составе.

Будет ли следующая российская команда на MDRS? Вернусь ли я сюда? Эти вопросы пока открыты.

В финальном сеансе связи Чак Киллиан написал, что наша команда была одной из лучших и мы не уронили честь России на этом рубеже (не буквально). Он поблагодарил нас за работу и процитировал поэму Роберта Хайнлайна (Robert A. Heinlein) "The Green Hills of Earth".

На этом я завершаю свой рассказ. Марс и космос ждут нас.

05.05.2013 Пентагон: КНДР готовит ракету, чтобы поразить США

КНДР ведет разработку ракеты, потенциально способной достичь территории США. Об этом говорилось в ежегодном докладе Пентагона о военном потенциале КНДР.

Из доклада Пентагона: “Северная Корея продолжает дорабатывать „Тэпходон-2“, которая может достичь некоторых районов Соединенных Штатов в случае ее конфигурирования в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку”.

Тем не менее, пока Северная Корея не проводит испытания головной части ракет, без которой невозможно доставить ядерный заряд к цели, отмечают в ведомстве. Вместе с тем Минобороны США признает, что, очевидно, вывод Пхеньяном спутника в космос 12 декабря 2012 года прошел успешно.

В исследовании отмечается, что КНДР, как бы далеко не заходила в своих провокациях на теме войны, всегда учитывает реакцию Китая и России, сообщает ИТАР-ТАСС.

05.05.2013 Памятные даты космонавтики. 5 мая 2013 г.

5 мая исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-556” (“Зенит-4МК”).

5 мая исполняется 35 лет (1978) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1004” (“Зенит-2М”).

04.05.2013 Запуск европейской ракеты "Вега" перенесен из-за погодных условий

Запуск европейской легкой ракеты-носителя "Вега" с космодрома Куру во Французской Гвиане отложен из-за неблагоприятных погодных условий, сообщается на новостном портале Spaceflightnow.

Как сообщает портал со ссылкой на представителя Arianespace, решение о дате следующей попытки запуска ракеты будет принято в позднее в субботу, передает РИА Новости.

04.05.2013 Ракета-носитель пилотируемого космического корабля доставлена на космодром

Ракета "Чанчжэн 2-F", которая станет носителем нового китайского пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-10", была 2 мая доставлена на космодром Цзюцюань, сообщил официальный представитель китайского ведомства по осуществлению программы пилотируемых космических полетов.

Ракета-носитель "Чанчжэн 2-F" является технологически доработанной и более надежной в сравнении с ракетой, использовавшейся для запуска корабля "Шэньчжоу-9", сообщается в пресс-релизе.

Корабль "Шэньчжоу-10", запуск которого планируется в начале июня, был доставлен на расположенный в Северо-Западном Китае космодром Цзюцюань 31 марта, передает агентство Синьхуа.

04.05.2013 MDRS: День тринадцатый (02.05.2013). Каньон

Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает.

Утром в оранжерее я обнаружил неприятное происшествие – в трёх контейнерах были повреждены ростки посаженных мною семян. Четвёртый контейнер, который стоял выше и в другой части GreenHab не пострадал. У меня было три версии: мыши или другие мелкие животные, ночной холод или напротив воздействие инфракрасных нагревателей. Раньше подобного не случалось – всё было нормально на тех же местах (причину гибели растений я так и не понял). В итоге я переставил все контейнеры, выше и в другие места. Посмотрим, что будет дальше. К сожалению, свободного места больше нет, пришлось уплотнять контейнеры и горшки. Мы знаем, что на MDRS иногда пробираются «марсианские грызуны». В самом начале собрали несколько мышеловок из разных углов станции – в одной была мышь. Но заново мы их не заряжали.

Днём я закончил пересаживать саженцы салата, есть который, я надеюсь, будет следующий экипаж (а посадил один из предыдущих). Я занял все свободные места на стеллажах, хотя это не так важно. Следующий 130 экипаж завершит сезон 2012-2013 года, и растения увезут со станции (во всяком случае, часть).
Я продолжил собирать урожай, сегодня это вновь лук, салат, шпинат, а также впервые зелёный горох и четыре ягоды садовой земляники.

На ВКД-13 поехали Пётр, Коля и Саша. Они доехали до одного из окрестных каньонов, которых немало как в Юте, так и на Марсе. Пётр также искал слой со следами выбросов вулкана, где могли быть остатки иридия (Чиксулуб). Он взял пробу чёрно-зелёной глины, редкой в этих местах.

Пока ребята были на EVA-13, мы с Ильёй работали в Хэбе. Он выпиливал новую слоёную шестерню для «Селенохода», а я готовил обед (суп с рыбой и грибами) и наводил порядок.

Встретив космонавтов, мы сели за обед. Потом начали готовиться к сеансу связи и ежедневным отчётам. Впереди работа по итоговому отчёту и фотографированию станции перед сдачей, чтобы служба поддержки убедилась, что всё в порядке. Конечно, сначала мы приберёмся, чтобы новая команда не получила базу в том виде, в котором получили её мы от техасских студентов.

Осталось два дня. Усталость чувствуется, но есть сожаление, что не смогли нагуляться по просторам пустыни вокруг, не успели многое сделать и обдумать. Времени действительно катастрофически не хватало. Это тоже хороший опыт – работа в таких рамках (цейтнота и в обычной жизни хватает, но здесь особые условия).

Вечером успел сыграть партию в шахматы с Петром. Саша переделал ракету, сделал из двух одну и соединил два двигателя – получилась двухступенчатая ракета. Завтра будут испытания.

Посмотрели серию «Звёздного пути – Новое поколение». Очень интересный сериал о приключениях команды звездолёта «Энтерпрайз». Часто я думаю о том, как мы можем стать такими – людьми с другой моралью и этикой. Что позволит нам объединиться и выйти к звёздам?

04.05.2013 Марсоход Opportunity вернулся к нормальной работе

Специалисты НАСА получили подтверждение, что марсоход Opportunity ("Оппортьюнити") выполнил серию посланных ранее с Земли команд, говорится в сообщении на сайте НАСА.

В конце апреля Opportunity, десятый год работающий на поверхности Марса, во время перерыва в связи с Землей перезагрузился и вошел в "спящий" режим. Инженеры тогда рассчитывали вернуть аппарат в рабочее состояние в ближайшее время.

"Opportunity больше не находится в спящем режиме и продолжает нормальную работу", — говорится в сообщении, передает РИА Новости.

04.05.2013 Разгонный блок «Бриз-М» для запуска спутника связи SES-6 доставлен на Байконур

Разгонный блок «Бриз-М», который будет использоваться в составе ракеты космического назначения «Протон-М» для выведения на орбиту спутника связи SES-6,  доставлен на космодром Байконур  для подготовки к запуску.

Транспортный самолет АН-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Полет» с разгонным блоком на борту приземлился на аэродроме «Юбилейный» космодрома во вторник утром 30 апреля.

Контейнер с разгонным блоком перевезен в монтажно-испытательный корпус площадки 92А-50 космодрома, где «Бриз-М»  будет проходить подготовку к предстоящему запуску, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

04.05.2013 На Байконуре проводится сборка космической головной части РКН "Протон"

В монтажно-испытательном комплексе площадки 92-А50 космодрома проходят операции по сборке космической головной части ракеты космического назначения «Протон-М»/РБ «Бриз-М»/КА W3D.

Согласно графику подготовки по программе W3D, 30 апреля специалисты провели работы по установке створок головного обтекателя на сборку  из космического аппарата W3D, переходной системы (адаптера)и разгонного блока «Бриз-М».

Согласно графику подготовки по программе W3D  до конца недели будут проведены заключительные электрические проверки космической головной части  и подготовка ее к вывозу в зал 111 для стыковки с ракетой–носителем, сообщает пресс-служба ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

03.05.2013 MDRS: День двенадцатый. Тест "Селенохода"

Александр Хохлов с Марсианской пустынной исследовательской станции сообщает.

Утром ветер не утих. Продолжал завывать снаружи. Мы долго завтракали, разговаривая на околокосмические темы. Потом я дописывал  рассказ о предыдущем дне и поливал растения в оранжерее. Основная работа началась около 15:00. Илья и Коля собрали шагоход для проведения теста на поверхности «Марса». Илья уже сделал ряд доработок и теперь мы смогли испытать «Селеноход». На выход оделись Саша, Илья и Коля. Мы с Петром остались в Хэбе. Я фотографировал работу ребят из большого иллюминатора и одновременно варил рыбный суп на обед (в наш двухнедельный рацион входило 4 банки консервированной рыбы, две я использовал сегодня).

План ВКД (EVA)-12 (перенесённая ВКД-7) был выполнен,  не смотря на сильный ветер – шагоход устоял перед его порывами. Тест проводился около обсерватории Маска, чтобы подключить к питанию управляющий ноутбук. «Селеноход» прошёл около 10 метров, потом остановился. Причина – вновь сломалась шестерёнка, сделанная из подручных средств. Илья попробует выпилить ещё одну, а так ситуацию изменит нормальная металлическая шестерня, теперь уже в России.

Все трое участников выхода имеют прямое отношение к созданию «Селенохода». Коля Дзись-Войнаровский основатель проекта «Селеноход», участника конкурса Google Lunar X-PRIZE,  Саша Ильин вложил свои деньги в производство макета шагохода (это пока ещё не «штатное» изделие), Илья Чех участвовал в проектировании «Селенохода».

Расскажу о нашем досуге на станции. Здесь есть книги на английском языке: фантастика (в том числе книги Кима Стенли Робинсона («Марсиане») и Роберта Зубрина («Первая посадка»)), научно-популярные о космосе, о длительных морских путешествиях, даже есть пособие по тайцзицюань.

Но читать мы не успеваем даже русскоязычные книги, которые есть в электронном виде. Очень много работы. Но иногда играем в шахматы, слушаем музыку, ребята снимают стресс компьютерными играми в недолгие минуты отдыха.

А сегодня, можно сказать, что в честь праздника, всем экипажем смотрели комедию 1966 года "The Russians are coming! The Russians are coming!". Очень добрый и забавный фильм.

Когда была анонсирована в «фэйсбуке» Марсианского общества наша команда, они вспомнили именно этот классический американский фильм.

О физкультуре: на MDRS, в отличие от первой станции FMARS на острове Девон (сейчас законсервированной) нет спортивных тренажёров. Основная физическая нагрузка это бегать туда сюда по лестнице с первого на второй этаж и внекорабельная деятельность, которая  требуют много сил и хорошо тренирует мышцы. И всё-таки на Марсе обязательно будут нужны тренажёры, иначе в замкнутой среде легко потерять форму, тем более при меньшей силе тяжести.

03.05.2013 Пуск геофизической ракеты в США

1 мая 2013 года с полигона на атолле Кваджлейн в Тихом океане специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Terrier-Orion (полетное задание NASA 41.100 DR). Основной задачей полета являлось изучение ионосферы. Размещенная в головной части ракеты оборудование было изготовлено специалистами ВВС США во главе с Рональдом Кэтоном (Ronald Caton).

02.05.2013 Запуск телекоммуникационного спутника в Китае

1 мая 2013 года в 16:06:04.405 UTC (20:06:04.405 мск) со стартового комплекса № 2 космодрома Сичан осуществлен пуск ракеты-носителя “Чанчжэн-3B/E” (Y25) с телекоммуникационным спутником “Чжунсин-11” [Chinasat-11] (39157/2013-020A). Пуск успешный. Космический аппарат выведен на целевую орбиту.

Спутник "Чжунсин-11" был разработан с использованием собственной китайской спутниковой платформы "Дунфанхун-4" и произведен Китайским НИИ космических технологий в составе Китайского объединения космических технологий, он является 14-м коммерческим спутником связи, эксплуатируемым входящей в данное объединение Китайской корпорацией спутниковой связи, сообщает агентство Синьхуа.

02.05.2013 Самый опасный астероид получил имя в честь египетского бога-цапли

Астероид 1999 RQ36, куда в 2016 году отправится зонд OSIRIS-REx для сбора образцов и доставки их на Землю, по итогам конкурса среди школьников получил новое имя — Бену, в честь древнеегипетского божества-цапли, олицетворения души Озириса, сообщается на сайте проекта.

Астероид (101955) 1999 RQ36 размером 500 метров, открытый учеными из проекта LINEAR Массачусетского технологического института, в 2182 году сблизится с Землей. После "отмены" угрозы Апофиса и ряда других астероидов он стал главным потенциально опасным объектом для нашей планеты. Участники проекта OSIRIS-REx, чтобы получить для небесного тела "имя, которое будет легче произнести, чем 1999 RQ36", объявили конкурс на лучшее название, участниками которого могли стать школьники из любой страны мира младше 18 лет.

На конкурс поступило более 8 тысяч вариантов от школьников из 25 стран. В итоге Комитет по названиям малых тел Солнечной системы Международного астрономического союза принял вариант, предложенный девятилетним Майклом Пьюзио (Michael Puzio) из Северной Каролины. По словам победителя, образ цапли пришел ему в голову по ассоциации с механизмом по сбору образцов (Touch-and-Go Sample Mechanism) на борту "Озириса".

Теперь предложенное им название стало официальным для астероида 1999 RQ36. Бену — египетское божество-цапля, оно появилось в самом начале творения мира из водного хаоса. Бену считался душой бога Солнца Ра, а впоследствии — душой Озириса. Древние греки называли Бену фениксом, передает РИА Новости.

Новости 17441 - 17460 из 19283