Новости Космонавтики - Новости

Архив номеров

№ 12 (431), 2018

Подписка на новости

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

14.03.2013 Разведка США ожидает угроз в космосе со стороны России и Китая

США в ближайшие десятилетия столкнутся с угрозой в космосе со стороны ряда стран, в том числе Китая и России, говорится в ежегодном докладе директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера, посвященном современным угрозам.

"Космические системы и сопровождающая инфраструктура позволяют обеспечивать целый спектр жизненно важных сервисов: позиционирование, навигацию, подсчет времени, разведку, наблюдение и рекогносцировку. Все они жизненно необходимы для нашей науки, экономики, общества и армии. Другие страны осознают наше лидерство и разрабатывают собственные стратегии, которые предусматривают ограничение или прекращение нашего доступа в космос", — говорится в докладе, который Клэппер представил во вторник в сенатском комитете по разведке.

По словам главы разведки, лидерами в этой области являются традиционные соперники США — Россия и Китай.

"Угроза космическим проектам США в ближайшее десятилетие будет расти. В 2007 году Китай провел испытания системы уничтожения спутников, в 2009 году один из российских военных руководителей в заметке, опубликованной в СМИ, заявил, что Москва разрабатывала системы противодействия в космосе", — говорится в документе. При этом в докладе не называется имя чиновника, не приводятся выдержки из публикации и не называется опубликовавшее ее СМИ, передает РИА Новости.

14.03.2013 Швейцарская компания намерена создать мини-шаттл для запуска спутников

Швейцарская компания S3 (Swiss Space Systems Holding SA) объявила в среду о планах создать многоразовую систему для запуска в космос мини-спутников массой до 250 килограммов по цене в четыре раза ниже рыночной, первый запуск планируется на 2017 год.

Сама компания была учреждена в 2012 году, однако только сейчас прошла церемония ее официального "запуска". Основатель и глава компании Паскаль Жаусси (Pascal Jaussi), бывший летчик-испытатель швейцарских ВВС, представил проект пусковой системы.

Она будет состоять из авиалайнера класса Airbus A300, на "спине" которого будет устанавливаться небольшой суборбитальный космоплан. После взлета, на высоте около 10 километров космоплан будет отделяться от самолета, запускать двигатели и подниматься на высоту 80 километров. Здесь будет запускаться вторая ступень, которая и доставит спутники на орбиту высотой до 700 километров. Затем самолет и космоплан сядут на тот же аэродром, откуда взлетели.

При создании новой системы S3 будет опираться на разработки своего партнера, компании Dassault Aviation, которая в 1980-е годы участвовала в создании европейского шаттла "Гермес" (Hermes). S3 заявляет, что за счет использования этого наследия, а также наработок других партнеров, в частности, Европейского космического агентства, создание системы обойдется лишь в 250 миллионов швейцарских франков (203 миллиона евро) вместо нескольких миллиардов. Стоимость одного запуска составит лишь 10 миллионов франков — примерно в четыре раза дешевле, чем текущая рыночная цена.

В 2015 году S3 планирует построить космопорт в Пайерне (кантон Во), что обойдется в 50 миллионов франков, а в 2016 году закончить постройку шаттла, передает РИА Новости.

14.03.2013 В Твери скончался первый командир Юрия Гагарина

8 марта 2013 года в Твери на 79-м году жизни скоропостижно скончался полковник в отставке Иван Куприянович Чеботарев, сообщает “Комсомольская правда”.

Заслуги Ивана Чеботарева перед Родиной отмечены медалями и орденом “За службу Родине в ВС СССР” 3-й степени.

Иван Куприянович был командиром звена у Юрия Гагарина, служил вместе с Германом Титовым. Именно этот человек дал Гагарину путевку в космос, подписав положительную характеристику будущему космонавту.

14.03.2013 Памятные даты космонавтики. 14 марта 2013 г.

14 марта исполняется 85 лет (1928) со дня рождения американского астронавта Фрэнка Фредерика Бормана (Frank Frederick Borman).

14 марта исполняется 50 лет (1963) со дня рождения испанского астронавта Педро Дуке (Pedro Duque).

14 марта исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) метеорологического спутника “Космос-209”.

14 марта исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в США (База ВВС США “Ванденберг”) разведывательного спутника KH-4A 1046.

14 марта исполняется 25 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника морской разведки “Космос-1932”.

14 марта исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Байконур грузового транспортного корабля “Прогресс М-38”.

14 марта исполняется 5 лет (2008) со дня запуска с космодрома Байконур американского телекоммуникационного спутника AMC-14.

13.03.2013 О заседании коллегии Федерального космического агентства

13 марта под руководством В.А.Поповкина состоялось заседание коллегии Роскосмоса по вопросу готовности к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-08М» и выполнению программы работ экипажа тридцать пятой/тридцать шестой экспедиций на МКС.

Старт ТПК «Союз ТМА-08М» запланирован на 29 марта 2013 г. с космодрома Байконур.

На коллегии с докладами выступили представители предприятий ракетно-космической промышленности, Института медико-биологических проблем РАН, Федерального медико-биологического агентства, Росавиации.

В настоящее время на МКС работает экипаж МКС-35 в составе командира Романа Романенко (Роскосмос), бортинженеров Томаса Машбёрна (НАСА) и Криса Хадфилда (ККА).

В текущий момент транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-08М» проходит на космодроме Байконур заключительный цикл испытаний перед заправкой.

Основной и дублирующий экипажи в полном объеме завершили подготовку к предстоящему космическому полету.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, коллегия приняла решение согласиться с предложением ОАО «РКК «Энергия», одобренным Советом главных конструкторов 6 марта 2013 г., о запуске 29 марта 2013 г. к Международной космической станции ТПК «Союз ТМА-08М» с экипажем экспедиций МКС-35/36.

Коллегия приняла к сведению доклад начальника ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина» С.К.Крикалева о подготовке основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз ТМА-08М» в следующем составе.

Основной экипаж:

- командир Павел Виноградов (Роскосмос),

- бортинженер Александр Мисуркин (Роскосмос),

- бортинженер Кристофер Кэссиди (НАСА).

Дублирующий экипаж:

- командир Олег Котов (Роскосмос),

- бортинженер Сергей Рязанский (Роскосмос),

- бортинженер Майкл Хопкинс (НАСА).

Окончательное решение о составах экипажей ТПК «Союз ТМА-08М» будет принято Государственной комиссией по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов.

Коллегия поручила Генеральным и главным конструкторам, руководителям организаций взять под личный контроль качество выполнения работ при проведении операций по подготовке к запуску составных частей ракетно-космического комплекса, обратив особое внимание на вопросы обеспечения надежности и безопасности проводимых работ, сообщила пресс-секретарь руководителя Роскосмоса.

13.03.2013 NASA заманивает в космос играми

NASA пытается сделать идею освоения космоса популярной среди большинства американцев. Достичь нужного эффекта в ведомстве решили при помощи новых образовательных игр, которые должны, в идеале, создавать увлеченные космосом энтузиасты. Объединять разработчиков должен ресурс darksidejam.com. Проект получил название в честь легендарного альбома Pink Floyd.

Разработка компьютерных игр, которые призваны стать популярными среди простых пользователей ПК, будет вестись в Исследовательском центре NASA имени Эймса. До сих пор у агентства была только одна подобная игра – Moonbase Alpha. Ее выпустили в 2010 году как рассказ о миссии по высадке первых людей на поверхность Луны.

Вместе с появлением новых продуктов широкой общественности должно стать понятнее, чем конкретно занимается NASA и в чем состоят его последние достижения, пишет Полит.ру.

13.03.2013 Спасатель стал кандидатом на суборбитальный полет на корабле Lynx

Косметический бренд AXE объявил первого из трех победителей российского этапа конкурса, призом в котором станет бесплатный суборбитальный полет на корабле Lynx — им стал спасатель, 30-летний сотрудник МЧС РФ Денис Ефремов, сообщила РИА Новости представитель бренд-группы.

В последнем этапе российского конкурса участвовали девять человек, в числе которых были менеджеры коммерческих фирм, студенты, инженеры, сотрудник "космического" Института медико-биологических проблем и сотрудник МЧС. Последний и стал победителем.

Еще два российских победителя будут определены позже — один по результатам конкурса в социальных сетях, а третьим станет "счастливчик", которому в руки попадет один из продуктов бренда с соответствующей меткой.

13.03.2013 SpaceX провела испытание ракеты-носителя Grasshopper

В компании SpaceX в понедельник сообщили о проведении третьего теста новых коммерческих ракет-носителей многоразового использования Grasshopper. Об этом сообщает CyberSecurity.

В отличие от используемых компанией SpaceX сейчас ракет-носителей Falcon, являющихся одноразовыми, новые Grasshopper ориентированы на многоразовое использование: они могут совершать не только вертикальный взлет, но и мягкую вертикальную посадку на твердую поверхность.

Строго говоря, посадку совершает не полностью ракета Grasshopper, но ее верхняя ступень, где могут располагаться грузы (а в более отдаленном будущем и люди), имеются собственные двигатели и система стабилизации, позволяющая ступени устойчиво стоять на твердой ровной поверхности без использования стартового стола космодрома.

Как и во время двух других тестов, сейчас Grasshopper совершила вертикальный взлет и через непродолжительное время ракета вернулась на стартовую позицию. Высота взлета составила 80 метров. Весь полет продолжался около 34 секунд, приземлилась ракета в то же место стартовой площадки, откуда взлетала.

13.03.2013 Первые реальные меры противодействия астероидам появятся не ранее 2018-2020 гг. - Поповкин

Первые реальные меры противодействия астероидам появятся не ранее 2018-2020 гг. Об этом сообщил во вторник на брифинге в Совете Федерации глава Федерального космического агентства /Роскосмос/ Владимир Поповкин, передает ИТАР-ТАСС.

По его словам, на сегодняшний день первоочередной задачей в области противодействия космическим угрозам является выработка единого подхода трех различных ведомств - Роскосмоса, Минобороны и РАН. "Существуют три плана, которые нужно объединить и посмотреть, где мы больше всего отстаем, - сказал он. - До мер противодействия мы дойдем не раньше, чем через 5-7 лет".

Говоря о недавно предложенной Федеральной целевой программе по противодействию астероидной угрозе, Поповкин отметил, что о ее стоимости говорить пока рано, хотя ранее называлась сумма 58 млрд рублей. Он уточнил, что эта программа будет окончательно доработана к концу текущего года.

Кроме того, Поповкин пояснил, что на сегодняшний день кроме астероидной существует ряд других серьезных космических угроз. В частности, отметил глава Роскосмоса, электромагнитный импульс Солнца может быть настолько губительным, что "сгорят" все космические аппараты на геостационарной орбите.

13.03.2013 Минобороны РФ не собирается заказывать средства обнаружения комет, угрожающих Земле

Министерство обороны не располагало и в перспективе не будет располагать системами предупреждения падения астероидов и комет на Землю, заявил в ходе круглого стола по разработке мер обеспечения защиты от космических рисков и угроз начальник Научно-исследовательского центра ракетно-космической обороны четвертого Центрального НИИ МО РФ Олег Аксенов, передает РИА Новости.

"Российская и американская системы контроля космического пространства предназначены для обнаружения и контроля за искусственными объектами, которые обращаются на дальности до 50 тысяч километров от Земли. Астероиды и кометы являются объектами иного типа, для слежения за которыми требуется иная техника. Министерство обороны соответствующими средствами не располагает и в перспективе не планирует делать соответствующий госзаказ", - сказал Аксенов.

Вместе с тем он отметил, что Минобороны совместно РАН и МЧС будет вести анализ последствий падения метеорита под Челябинском.

13.03.2013 Следующий пуск с “Морского космодрома” намечен на конец года

Возобновление запусков с плавучего океанского космодрома в рамках программы "Морской старт" планируется осуществить в конце года, сообщил журналистам глава РКК "Энергия" Виталий Лопота, передает РИА Новости.

"Мы готовы возобновить пуски хоть летом, но межведомственная комиссия, расследующая причины нештатного запуска, еще не вынесла своего окончательного заключения, поэтому возобновление пусков планируется в конце года", - сказал Лопота.

13.03.2013 Эффективную систему мониторинга астероидов можно создать у Луны, считает президент РКК “Энергия”

Мощную систему мониторинга за астероидами можно создать у Луны, но только в рамках международной кооперации. Об этом заявил во вторник на "круглом столе" в Совете Федерации президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота.

По его словам, можно отправить три космические обсерватории с так называемых точек Лагранжа /в этих точках космические аппараты будут оставаться неподвижными относительно системы Земля-Луна - прим. ИТАР-ТАСС/. Эти три станции, находящиеся на расстоянии приблизительно 400 тыс км от Земли, обеспечат трехканальное объемное слежение за потенциально опасными для нашей планеты небесными телами.

"Но это не под силу одной нашей стране, нужна мощная кооперация, в которой должны участвовать соответствующие госорганы", - сказал Лопота. Он уточнил, что создание такой системы потребует аппараты с массой на уровне 20 тонн и энерговооруженность порядка 1 мегаватт.

Касаясь возможности подрыва опасных астероидов термоядерными зарядами, Лопота информировал, что это потребует космических систем уже массой около 50 тонн, что предполагает создание сверхтяжелых ракетоносителей.

13.03.2013 Япония и США договорились осуществить мониторинг морской среды из космоса

Япония и США в понедельник провели первый всеобъемлющий диалог по вопросам освоения и использования космического пространства и договорились осуществлять мониторинг морской среды из космоса, передает агентство Синьхуа.

В опубликованном по итогам диалога совместном заявлении говорится, что стороны договорились обмениваться информацией со своих спутниковых систем и наладить сотрудничество в сфере надзора над кораблями с помощью искусственных спутников и разработки норм международных действий в космосе.

Стороны согласились провести второй подобный диалог в будущем году в Вашингтоне.

В диалоге приняли участие высокопоставленные чиновники внешнеполитического, военного и научного ведомств Японии, а также Госдепартамента, Пентагона, Совета национальной безопасности и НАСА США.

13.03.2013 Россия выступает за запрет на развертывание оружия в космосе под видом борьбы с мусором на орбите - Поповкин

Россия выступает за закрепление на международном уровне запрета на развертывание оружия в космосе под видом борьбы с мусором на орбите. Об этом заявил во вторник глава Роскосмоса Владимир Поповкин, выступая на "круглом столе" в Совете Федерации.

Говоря о проблеме космического мусора, Поповкин отметил, что "нельзя не учитывать тот факт", что разработка технологий его активного удаления "может служить и удобным прикрытием для отработки технологий военного назначения". Он пояснил, что решение техническим путем проблемы остатков человеческой деятельности на орбите представляет собой задачу по обнаружению холодных тел в космическом пространстве, приближение к ним специальных аппаратов и, в конце концов, уничтожение или увод на другую орбиту.

"Это, конечно, всегда будет вызывать недоверие международного сообщества", - подчеркнул глава Роскосмоса. "Поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо разработать документы, включающие запрет на возможность испытания и развертывания оружия в космосе под прикрытием борьбы с астероидной опасностью и отработки технологии активного удаления космического мусора", - заключил Поповкин, передает ИТАР-ТАСС.

13.03.2013 Коммерческая стоимость производства РН “Протон” за десятилетие возросла в разы

Стоимость производства ракеты-носителя "Протон-М" для коммерческих заказчиков за десятилетие выросла в пять раз, сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.

"Согласно данным контрактов с инозаказчиками, в 2003 году стоимость производства ракеты-носителя "Протон-М" равнялась $8 млн, а в контрактах 2011 года указана стоимость в $40 млн, то есть менее чем за десятилетие произошел рост в пять раз", - сказал собеседник агентства.

По его словам, такие цены на производство одной ракеты-носителя заложены в коммерческие контракты.

При этом стоимость услуг по запуску ракеты-носителя "Протон-М" с космодрома Байконур (Казахстан) оценивается в $80-100 млн.

В то же время, несмотря на рост стоимость производства ракеты-носителя, ряд неудачных запусков, пуски ракет "Протон" расписаны на два года вперед.

13.03.2013 Концепция “ядерной атаки” на угрожающие Земле астероиды пока нет альтернатив, считает глава департамента Росатома

"Ядерная атака" на астероиды остается наиболее эффективным вариантом предотвращения столкновения их с Землей, но на решение подобной задачи потребуется не менее 10 лет. Об этом сообщил сегодня директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок "Росатома", доктор технических наук Олег Шубин, выступая на "круглом столе" в Совете Федерации, посвященном защите Земли от космических угроз, передает ИТАР-ТАСС.

"Альтернативные ядерному взрыву экзотические способы отклонения астероидов, которые приходится встречать в литературе /установка ракетных двигателей - традиционных или ионных, вплоть до солнечных парусов/ крайне малоэффективны", - сказал он, пояснив, что импульс, аналогичный контактному мегатонному ядерному взрыву, создается ракетным химическим двигателем массой 20 тыс тонн или плазменным двигателем с массой вещества около 1 тыс тонн с ядерной энергетической установкой.

В свою очередь, в случае "бомбардировки" астероидов на дальних подступах - на расстоянии порядка радиуса орбиты нашей планеты, угрожающее Земле объекты размером до 300 м можно отвести от нее на расстояние радиуса планеты с помощью контактного ядерного взрыва мощностью 1 мегатонна. "В свою очередь, "заглубленный" ядерный взрыв в теле астероида /как в кинофильме "Армагеддон" - прим. ИТАР-ТАСС/ мощностью 1 мегатонна в зависимости от глубины взрыва может быть эквивалентен контактному взрыву в 10-50 мегатонн", - сказал ученый. Таким образом, пояснил Шубин, с помощью "заглубленного" мегатонного ядерного взрыва на таком же расстоянии до планеты можно отвести от Земли астероиды радиусом до 1 км.

"Перехват астероидов размером более 1 км потребует применения ядерных взрывных устройств мощностью, существенно превышающей 1 мегатонну, что составляет отдельную научно-техническую задачу", - сказал глава департамента "Росатома".

Однако, продолжил Шубин, обнаружение и определение траектории астероидов составляет отдельную проблему. Так, по некоторым оценкам, доля опасных астероидов и комет, которые не могут быть обнаружены заблаговременно - за несколько лет или десятилетий до столкновения их с Землей - может составлять около 50 проц. "В этой связи для предотвращения столкновения мы будем иметь крайне ограниченное время - порядка года, включая запуск перехватчика и время, необходимое для разведения осколков астероида в пространстве", - сказал ученый.

На данном этапе развития науки и техники для выполнения этой задачи необходим значительной больший срок. "Мы в течение 10 лет готовы свою часть проблемы решить - обеспечить соответствующее ядерное взрывное устройство, обеспечить его необходимую мощность, режим взаимодействия с астероидом, сохранность устройства в космосе, и механизм заглубления", - сказал Шубин. Однако остаются проблемы обнаружения опасного объекта и доставки ядерного заряда, подчеркнул он.

13.03.2013 Летчики ЦВО приступили к облету района посадки спускаемого аппарата “Союз ТМА-06М”

Российские военные летчики приступили к облету основного и запасного района посадки спускаемого аппарата “Союз ТМА-06М”, который расположен вблизи города Аркалык в Казахстане. Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в пресс-службе Центрального военного округа /ЦВО/, спуск корабля запланирован на 15 марта. В поисково-спасательной операции примут участие более 200 военнослужащих ЦВО. Группировка насчитывает 14 вертолетов Ми-8, 4 самолета Ан-26 и 6 специализированных поисково-эвакуационных машин.

13.03.2013 Супертелескопы помогут России вовремя определять опасные астероиды

Для обнаружения опасных космических объектов (ОКО), подобных челябинскому метеориту, нужно создавать системы наземного и космического базирования, в том числе достроить в России сверхширокоугольный телескоп в районе Байкала, заявил директор Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при Совете по космосу РАН Борис Шустов на круглом столе по космическим рискам в Совете федерации РФ, передает РИА Новости.

"Первоочередная проблема ОКО - обнаружение небесных тел.

Количество тел, сравнимых или превышающих по размеру тунгусское тело и являющихся потенциально опасными в силу возможного столкновения с Землей в ближайшие 100-200 лет, составляет около 200-300 тысяч, а известно нам только 2%. Появление опасных тел вблизи Земли не исключение, а типичная ситуация. Почему мы мало информированы? Дело в том, что обычные, даже самые крупные астрономические телескопы для обнаружения опасных тел не пригодны. Нужны специальные широкоугольные телескопы. В России таких инструментов нет, но хочется надеяться, что общими усилиями (они) будут созданы. Как минимум, нужно закончить строительство телескопа АЗТ-33 в районе Байкала. Конечно, нужно создавать и инструменты космического базирования", - сказал он.

По словам ученого, для достройки такого телескопа нужно полмиллиарда рублей.

Ученый напомнил, что на Землю ежедневно падает огромное количество тел "естественного происхождения".

Общая масса притока такого вещества оценивается во много десятков тонн в сутки. Большая часть - очень мелкие тела, пыль, не представляющие для нас опасности. Нижняя граница опасного тела - 40-50 метров, это примерно размеры тунгусского тела. В этом смысле тело, взорвавшееся на Челябинском, не относится к классу опасных, хотя нам в Челябинске повезло - при более крутой траектории входа метеорита в атмосферу последствия были бы гораздо более катастрофичны. А вот если тело было бы 50 метров, тогда шансов на везение вообще не было бы", - подытожил ученый.

13.03.2013 РФ задумала удвоить группировку аппаратов ДЗЗ

В 2013 году Россия планирует запустить как минимум четыре космических аппарата дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Это позволит удвоить орбитальную группировку спутников этого типа, рассказал "Интерфаксу" источник в российской ракетно-космической отрасли.

По состоянию на начало текущего года орбитальная группировка космических аппаратов ДЗЗ состояла из четырех действующих спутников, это — "Ресурс-ДК1", "Метеор-М" №1, "Электро-Л" №1 и "Канопус-В" №1". Но отдельные используемые в настоящее время по целевому назначению космические аппараты гидрометеорологического назначения и ДЗЗ не в полном объеме реализуют заложенные для них технические характеристики.

К запуску в текущем году готовятся космические аппараты "Ресурс-П" №1, "Электро-Л" №2, "Метеор-М" №2 и "Кондор".

Говоря о планах на 2013-й, источник указал, что "реализация части из них будет зависеть от разрешительных документов" казахстанской стороны.

Ранее сообщалось, что Россия планирует запустить десять космических аппаратов с трех космодромов весной 2013 года. Два космических запуска планируется осуществить в марте, еще четыре — в апреле и еще четыре — в мае. Семь запусков состоятся на космодроме Байконур, два — на космодроме Плесецк и еще один — на космодроме Куру во Французской Гвиане.

13.03.2013 МЧС РФ обещает до конца года разработать программу защиты от космических угроз

МЧС России до конца 2013 года завершит разработку ведомственной программы по защите населения от космических угроз, сообщил журналистам во вторник глава ведомства Владимир Пучков, передает РИА Новости.

Особое внимание этой проблеме власти и общественность стали уделять после недавнего падения метеорита в Челябинской области, в результате которого свыше 1,5 тысячи человек получили травмы, а экономике был причинен крупный ущерб.

"К концу этого года соответствующая программа будет утверждена, и мы шаг за шагом начнем ее реализацию", - сказал Пучков. По его словам, программа будет включать, в частности, вопросы информирования и обучения населения действиям при опасных космических явлениях, а также обучение руководителей органов управления.

В разработке и реализации программы будут участвовать и федеральные структуры, и субъекты федерации, указал министр.

"Финансирование предусмотрено в рамках бюджетирования МЧС РФ, средства уже выделены", - добавил Пучков.

По его словам, под эгидой МЧС планируется создать функциональную подсистему единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, призванную работать для защиты от космических угроз.