Засорение космического пространства вокруг Земли уже через 50 лет может существенно затруднить дальнейшее освоение космоса и стать угрозой для национальной безопасности России, считают в головном институте Роскосмоса ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения).

«Проблема борьбы с космическим мусором приобретает исключительно актуальное значение. Ее можно сформулировать в достаточно категоричной форме: если в ближайшие десятилетия не будет осуществлен переход на новые технологии эксплуатации ракетно-космической техники с целью предотвращения образования космического мусора, то через 50-60 лет уровень засорения околоземного космоса может существенно затруднить дальнейшую космическую деятельность, что может негативно повлиять на многие стороны деятельности государства и представлять угрозу национальной безопасности России», — сообщили 8 сентября ТАСС в пресс-службе ЦНИИмаша.

В Институте отметили, что и сегодня космический мусор представляет существенную угрозу для деятельности в космосе. «В последние годы операторы космических аппаратов все чаще и чаще получают сообщения об угрозе столкновения функционирующих космических аппаратов с каталогизированными объектами космического мусора размером более 10 сантиметров», – напомнили там.

В ЦНИИмаш пояснили, что столкновение космических аппаратов с такими объектами в лучшем случае повлечет за собой полную или частичную потерю функциональности спутника, а в худшем – разрушение с образованием большого количества новых фрагментов мусора. При этом на сегодняшний день единственный способ избежать такого инцидента – это маневр уклонения, который влечет за собой непредусмотренные затраты топлива, сокращает срок функционирования космического аппарата и даже может привести к срыву программы полета.

Для защиты космических аппаратов от столкновения с фрагментами космического мусора размером менее 10 сантиметров и микрометеороидами используются специальные защитные конструкции, пояснили в пресс-службе Института.

Всего на орбитах вокруг Земли может находиться более 750 миллионов объектов размером более 1 миллиметра, из них 4,5 миллиона больше 1 см и примерно 22700 объектов – более 10 см. Как пояснили в пресс-службе, эти данные следуют из отечественной модели космического мусора Space Debris Prediction and Analysis, разработанной профессором, членом Международного комитета по проблеме космического мусора Андреем Ивановичем Назаренко.

Технические средства Минобороны РФ, Роскосмоса и Российской академии наук способны обнаружить и отследить на низкой околоземной орбите объекты размером более 10 см, сообщили в ЦНИИмаш. «В Российской Федерации на сегодняшний день задача наблюдения за космическим мусором решается в Минобороны РФ средствами Системы контроля космического пространства, в Роскосмосе — средствами Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве и в Академии наук средствами Научной сети оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений», — пояснили в институте. В ЦНИИмаше уточнили, что эти системы используют радиолокационные и оптические средства, которые позволяют наблюдать объекты размером более 10 см в низкоорбитальной области и объекты размером более 1 м в области геостационарной орбиты. «Существуют также средства наблюдения более ограниченного использования в различных научно-образовательных и иных организациях», – добавили в институте.

«По состоянию на 31 июля 2015 года общее количество находящихся в космическом пространстве и каталогизированных в базах данных Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве космических объектов техногенного происхождения составило 17141 космических объектов, из них 1361 – это действующие космические аппараты, остальные 15780 – космический мусор», – сказали в пресс-службе. В последнюю категорию включены 2684 недействующих космических аппаратов, 1906 последних ступеней ракет-носителей разгонных блоков и 11190 операционных фрагментов и фрагментов разрушения.

В июле специалисты Космического центра имени Джонсона NASA в Хьюстоне (штат Техас) привели свои данные, согласно которым вокруг Земли обращается 16925 объектов искусственного происхождения. Из них 3917 – работающие и вышедшие из строя спутники и 13008 других искусственных объектов, включая ступени ракет, разгонные блоки, крупные обломки космической техники.