Специальный институт по созданию компактных мобильных лазерных часов для космических аппаратов может быть создан в Сибирском отделении РАН, сообщает центр общественных связей отделения.

В настоящее время Институт лазерной физики (ИЛФ) СО РАН, который является одним из мировых лидеров в области лазерной спектроскопии и создании квантовых стандартов частоты, а также оптических часов на их основе, участвует в европейской программе по созданию квантовых часов нового поколения.

«В этом направлении СО РАН очень много сделало и будет делать — сейчас организована европейская программа по конструированию таких часов, в ней участвует и ИЛФ СО РАН», — заявил директор ИЛФ академик Сергей Багаев, слова которого приводятся в сообщении.

Ученый отметил, что в настоящее время обсуждается вопрос о создании специального института, площадки которого будут размещены и в Европе, и в Сибирском отделении РАН.

Задача состоит в том, чтобы достичь более высокой точности, чем есть сейчас — на уровне от 10 в минус 17-й степени до 10 в минус 18-й степени секунды.

«Новое поколение — оптические стандарты частоты на основе ультрахолодных атомов и ионов с использованием метода лазерного охлаждения частиц и их локализации в оптических ловушках», — рассказал Багаев.

Разработка оптических часов подобной точности позволит реализовать более надежный контроль за полетом аппаратов в далеком космосе, создать новое поколение систем спутниковой навигации, позволяющей осуществить субсантиметровую точность (сейчас — десятки метров), поспособствует более выверенным астрономическим наблюдениям и мониторингу различных объектов.

Что касается фундаментальных аспектов, то, по словам ученого, прогресс в вышеупомянутой технологической отрасли улучшит наши знания об основополагающих принципах природы, а также сыграет роль в проверке теорий относительности и гравитации, передает “Интерфакс”.