Редчайшие метеориты-палласиты, похожие по своей структуре на сыр, возникают в результате столкновения астероида с протопланетой и проникновения расплавленного железа из недр меньшего небесного тела в мантию второго участника «космического ДТП», заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Science.

Палласиты относятся к очень редкому типу железисто-каменных метеоритов, похожих на срезе на швейцарский сыр. Метеорит состоит из соединений железа и никеля, а «дырки» образованы частично прозрачными кристаллами оливина. Многие астрономы считают, что такая структура палласитов обусловлена тем, что они формировались на границе между мантией и ядром, где присутствуют и оливин, и металлы.

Группа планетологов под руководством Джона Тардуно (John Tarduno) из университета Рочестера (США) показала, что это далеко не так, изучив магнитные свойства двух образцов палласита, известных под названиями Имилак и Эскель, упавшие на территорию Чили и Аргентины в 19 и 20 веках.

Как объясняют ученые, все астероиды не обладают собственным магнитным полем, и лишь некоторые особо крупные безвоздушные небесные тела, такие как Веста, могли обладать им в далеком прошлом. Тем не менее, некоторые метеориты, падающие на Землю, несут в себе магнитные следы. Считается, что такие следы возникают при столкновении двух астероидов и частичного расплавления их пород.

Тардуно и его коллеги проверили, намагничены ли породы Имилака и Эскеля, после чего попытались выяснить природу «следов» магнитного поля. Для этого ученые отделили несколько кусочков оливина от палласитов, нагрели их при помощи лазера и изучили их магнитные свойства при помощи сверхпроводникового датчика магнитного поля.

Оказалось, что палласиты содержат в себе следы сильнейшего магнитного поля, чья интенсивность могла достигать значений до 134 микротесла. Для сравнения, максимальная сила магнитного поля Земли у поверхности в два раза меньше — всего 65 микротесла.

По словам астрономов, это открытие делает классический сценарий образования палласитов крайне маловероятным — столь сильное магнитное поле было бы возможно для паласситов, образовавшихся на очень большой глубине, у самого ядра астероида. Этому будет мешать высокая температура — около 930 градусов Цельсия, которая будет постоянно «стирать» следы магнитного поля из будущего палласита.

Авторы статьи предложили собственный сценарий образования «сырных» метеоритов. По этой гипотезе, подобные объекты должны были формироваться при столкновении небольшого железистого небесного тела с очень большим астероидом, чей диаметр превышал 200 километров. При столкновении малое тело расплавится, а его железное ядро просочится в приповерхностные слои мантии второго астероида, образуя характерную «сырную» структуру палласита.

Как считают Тардуно и его коллеги, большой радиус астероида позволяет считать его так и не родившимся «зародышем» планеты. В пользу этого говорит и необычный химический состав металлических включений в палласитах, в которых практически отсутствуют некоторые «метеоритные» металлы, такие как иридий.

Открытие авторов статьи уже нашло признание среди других астрономов, изучающих Солнечную систему. В частности, Джошуа Файнберг из университета штата Миннесота в Миннеаполисе (США) заявил, что «исследование Джона Тардуно и его команды поставило общепринятую теорию формирования палласитов с ног на голову», передает РИА Новости.