Ученые, занимающиеся космическими исследованиями, в долгу перед скончавшимся в среду экс-главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным, они обязаны ему появлением программы «ЭкзоМарс», сказал РИА Новости академик РАН, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

«Так получилось, что с Владимиром Александровичем мы долгое время были, можно сказать, соседями — он командовал подразделением Военно-космических сил, которое соседствует с нашим институтом (ИКИ РАН). По-настоящему мы познакомились, когда он возглавил Российское космическое агентство, это было несколько лет назад. Так сложилось, что руководил он им не очень долго, но за это время произошли кардинальные изменения в нашей программе. Владимир Александрович был действительно выдающимся человеком, он понимал важность космической науки. Мы, ученые, которые занимаются космическими исследованиями, научными исследованиями на космических аппаратах, все перед ним в долгу. Надо сказать, что благодаря его инициативе возникла российско-европейская программа «ЭкзоМарс», — сказал Зеленый.

Он напомнил, что в тот год, когда Поповкин возглавил Роскосмос, произошла катастрофа с аппаратом «Фобос-Грунт» — автоматическая станция, которая должна была доставить образцы с Фобоса, была запущена в конце 2011 года, не смогла выйти на траекторию перелета к Марсу.

«Это не была вина Поповкина — он руководил несколько месяцев всего, а аппарат создавался гораздо дольше и там были внутренние серьезные технические проблемы. Владимир Александрович чувствовал свою какую-то ответственность за это, и много раз он говорил о том, что у нас будет хорошая марсианская программа, и о том, что не сразу, но однажды мы восстановим «Фобос». Это все произошло, происходит сейчас. Возникла программа «ЭкзоМарс» совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА), где Россия играет очень значимую роль, мы с европейскими коллегами возвращаемся на Марс. И уже мы снова обсуждаем — это тоже в каком-то смысле было его инициативой — повторение экспедиции к Фобосу. То есть наши усилия на Марсе продолжаютс, и в следующий раз с нами будет больше удачи», — рассказал собеседник агентства.

Он добавил, что, помимо марсианской программы, ученые благодаря Поповкину получили возможность развивать и программу лунную.

«Она тоже в каком-то смысле стала возможной благодаря помощи и активной позиции Владимира Александровича. У нас была смутная ситуация — на одном носителе было нужно запускать два аппарата, не хватало места, приходилось убирать приборы. Он сумел эту трудную ситуацию уладить. Теперь наша лунная программа — это три аппарата, отдельные запуски, для каждого аппарата мы делаем самодостаточный и конкурентоспособный комплекс научных экспериментов и не жмемся за каждый грамм», — считает Зеленый.

Со слов директора ИКИ, о болезни экс-главы Роскосмоса было известно и ранее, однако его коллеги и друзья до последнего надеялись на то, что Поповкин выздоровеет. «Я знал, что он болел, но новость сегодняшняя меня, честно говоря, ударила по голове. Мы надеялись, что он поправится, вернется в космическую отрасль, возможно, в каком-то новом качестве. У него громадный опыт космических исследований, прикладных работ. Этого не случилось. Это большая трагедия. Тяжелый, обидный и безвременный уход из жизни замечательного, яркого, красивого и умного человека», — завершил рассказ Зеленый.

К.И.