Блок панели управления с российской космической станции «Мир», которая в 2001 году была затоплена в Тихом океане, был продан во вторник на торгах аукционного дома Bonhams, посвященных истории освоения космоса, за 9,3 тыс. долларов.

Это одна из трех панелей дистанционной ручной системы сближения и стыковки космических аппаратов, применявшейся на станции. Данный блок использовался, в частности, во время стыковки с «Миром» корабля «Прогресс-М34» в 1997 году. Тогда из-за потери управления космический грузовик врезался в станцию, повредив солнечные батареи и оставив пробоину в модуле «Спектр».

Детализированная модель аппарата «Луноход-2», выполненная специалистами НПО им. Лавочкина в масштабе 1:7, ушла с молотка за 15 тыс. долларов. Второй автоматический советский лунный планетоход совершил посадку на естественный спутник Земли в январе 1973 года и в течение четырех месяцев изучал его поверхность. В декабре 1993 года НПО им. Лавочкина выставило луноход на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке. Его купил за 68,5 тыс. долларов будущий космический турист Ричард Гэрриотт, сын астронавта НАСА Оуэна Гэрриотта.

Модель космической ракеты «Восток», созданная специалистами НПО «Энергия» в масштабе 1:25, была продана за 13,7 тыс. долларов. В апреле 1961 года ракета-носитель «Восток» вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый первым советским космонавтом Юрием Гагариным.

За 2 тыс. долларов ушел с молотка гидрокостюм «Форель», созданный специально для Александра Викторенко — командира космического корабля «Союз ТМ-3», отправившегося к станции «Мир» в июле 1987 года.

Между тем, не нашел покупателя советский высотный скафандр «Стриж», входивший в комплекс средств спасения пилотов многоразового космического корабля «Буран». Он должен был обеспечивать спасение космонавта при катапультировании на активном участке полета на высотах до 30 км. В период с 1981 по 1991 год для испытательных целей в НПО «Звезда» было изготовлено 27 таких скафандров, многие из которых впоследствии оказались повреждены или уничтожены. Оценочная стоимость данного лота составляла 20 тыс. долларов.

На торги была также выставлена эмблема, которая была нашита на скафандры астронавтов миссии Apollo 11 Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Базза Олдрина, отправившихся 16 июля 1969 года на Луну. На ней изображен орел, держащий в лапах оливковую ветвь и садящийся на лунную поверхность. Этот артефакт был продан за 62,5 тыс. долларов, став одним из самых дорогих лотов аукциона.

Кроме того, за 43,7 тыс. долларов ушел с молотка скафандр, использовавшийся американскими астронавтами во всех полетах по программе Mercury — первой пилотируемой космической программе США. Эти скафандры, разработанные компанией B.F. Goodrich, были модификацией используемых пилотами ВМС скафандров Mark IV. Они изготавливались из нейлона, покрывавшегося сверху алюминием, что придавало им серебристый оттенок. На торги был выставлен один из серии скафандров, изготовленных около 1960 года.

В общей сложности вниманию коллекционеров было предложено около 300 предметов. Какую сумму удалось выручить за них устроителям аукциона, пока не раскрывается, сообщает ИТАР-ТАСС.