Запрет на рабочие контакты сотрудников NASA с российскими коллегами пока никак не сказался на работе трех российских приборов, установленных на борту американских космических аппаратах. Об этом «Газете.Ru» сообщил заведующий лабораторией спектрометрии космического гамма-излучения Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.

Речь идет о созданных в России приборах HEND (аппарат Mars Odyssey), LEND (лунный зонд LRO) и нейтронном детекторе DAN (марсоход Curiousity). По его словам, пока известно о внутреннем документе NASA, который ограничивает научные контакты, официальных же заявлений их американские коллеги не делали.

«Между Роскосмосом и NASA есть соглашение по работе наших приборов на борту их аппаратов. В нем прописано, что в случае одностороннего отказа какой-либо стороны от участия об этом должно сообщаться за 6 месяцев», — пояснил он. По словам Митрофанова, его коллеги продолжают получать рассылку с данными о работе этих приборов, и следующий сеанс наблюдений на приборе ДАН российскими учеными, которые принимают участие в управлении марсоходом, пройдет следующей ночью.

Ученый недоумевает, как NASA может в одностороннем порядке отказаться хотя бы от переписки с российскими коллегами, участвующими во многих совместных проектах. «Больше всего мы опасаемся за работу ДАНа, ведь, если он останется выключенным более чем 2–3 недели, его можно потерять. Я надеюсь, что до этого не дойдет», — сообщил Митрофанов.

К.И.