Российские ученые из Института космических исследований (ИКИ) РАН предложили свой прибор для будущего марсохода НАСА, который отправится на Марс в 2020 году — прибор NORD сможет находить воду, определять элементный состав грунта и исследовать космические лучи, сказал в интервью РИА Новости Игорь Митрофанов, глава лаборатории космической гамма-спектроскопии ИКИ.

Ранее НАСА объявило конкурс на предложения научных приборов для марсохода, который предполагается построить на базе конструкции ровера Curiosity и отправить на Марс в 2020 году. Пока у него нет собственного имени, его называют «марсоход-2020». В середине января прием заявок был закончен, НАСА получило 58 проектов, в числе которых — российский проект прибора NORD.

«Это продолжение наших разработок, развитие тех приборов, которые уже много лет успешно работают на американских зондах — на борту марсохода Curiosity, на лунном аппарате LRO, на зонде «Марс-Одиссей», — сказал Митрофанов.

Все эти приборы предназначены для поиска воды и гидратированных минералов в верхних слоях грунта путем измерения потока вторичных нейтронов («выбитых» первичными — космическими нейтронами). Известно, что водород активно поглощает нейтроны, поэтому если в том или ином районе поток нейтронов оказывается слабым, это означает, что в грунте много водорода, а следовательно, воды, льда или гидратов.

Первый из этого семейства российских нейтронных телескопов — прибор ХЕНД на «Марс-Одиссее» — ранее обнаружил участок вечной мерзлоты в приполярных и даже средних широтах Марса, а впоследствии аналогичный прибор ЛЕНД нашел запасы воды на полюсах Луны. «Младший» прибор ДАН сейчас работает на борту Curiosity.

Новый прибор NORD будет уметь значительно больше своих предшественников: кроме потока нейтронов, он будет измерять параметры гамма-излучения от поверхности, а также космических лучей — заряженных частиц из космоса.

«В гамма-лучах можно увидеть элементный состав грунта. Линии спектра гамма-излучения, которое испускает грунт под действием бомбардировки космическими лучами, указывают, сколько под поверхностью железа, сколько кремния, сколько кальция. То есть можно определить элементы таблицы Менделеева с точностью до 0,1%», — говорит Митрофанов.

Он добавил, что благодаря российскому прибору будущий марсоход сможет определять химический состав грунта на глубине до 60 сантиметров и в радиусе до пяти метров вокруг себя.

«На поверхности все выглядит одинаково, сверху лежит слой пыли и песка, но наш прибор сможет увидеть интересные для ученых минералы под этим слоем. Получается такая флюорография, рентгеновский снимок. Марсоход сможет откопать этот образец и исследовать», — пояснил ученый.

К.И.