Содержание номера


ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

«Тарханам» не страшны туманы!

Итоги полета 42-й основной экспедиции на МКС

Одиннадцатимесячная командировка на орбиту

Биографии членов экипажа ТК «Союз ТМА-16М»

К длительной экспедиции готовы!

Годовой полет: вопросы и ответы. Конференция в ТАСС

Начало космического марафона

Курс на освоение Луны и Марса. Предстартовая пресс-конференция экипажа «Союза ТМА-16М»

Космос – зона сотрудничества. Пресс-конференция руководителей Роскосмоса и NASA

Полет экипажа МКС-42/43. Март 2015 года

ПИЛОТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Первый дуплет «Фалкона»

MMS: сквозь глаз магнитного урагана

Первый из трех. В полете – «Экспресс-АМ7»

«Денеб» пополнил созвездие GPS

Двухсистемный корейский обзорный аппарат

Пятый оптический спутник видовой разведки Японии

Исправление ошибок

Четыре – уже рабочая сеть: IRNSS-1D в строю

Китайская «Экспедиция» к «Большой Медведице»

Система «Гонец-Д1М» достигла штатного состава

СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Памяти Леонида Ивановича Гусева

Памяти Бориса Семёновича Лобанова

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Современные тестовые системы от «Информтест» для космической отрасли

Новости Роскосмоса

XVI конференция Российской академии космонавтики

ЮБИЛЕИ

Триумф и трагедия Бориса Губанова. К 85-летию со дня рождения главного конструктора РН «Энергия» и МКС «Буран»

Вручение Международной премии имени академика В. П. Глушко ДонНТУ

Пятьдесят лет «Близнецам»

Реклама

Новости космонавтики на Google Play Новости космонавтики на AppStore

Новая модификация «Союза» полетит через год

Автор: Красильников А.



Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва уделяет особое внимание усовершенствованию пилотируемого корабля «Союз». Свой первый космический полет этот корабль осуществил в ноябре 1966 г. Для решения различных задач было создано несколько вариантов «Союза», которые затем подвергались многократным модернизациям. Практически не отразившись на внешнем облике корабля, они существенно улучшили его тактико-технические характеристики. В результате корабль стал отвечать всем современным требованиям и демонстрирует исключительную надежность при доставке людей на орбиту и обратно на Землю.
В марте 2016 г. намечается старт первого корабля новой серии, получившей название «Союз МС». Подробнее о причинах появления кораблей этой серии и об их системах НК рассказал первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», академик РАН, д.т.н., профессор Евгений Анатольевич Микрин.


– Евгений Анатольевич, когда и почему возникла необходимость в создании кораб­ля «Союз МС»?

– С начала 2000-х годов все модернизации «Союзов» в основном связаны с заменой приборов, входящих в систему управления кораблем. Это компьютер управления спуском КС-020М, блок измерения линейных ускорений, пульт космонавтов «Нептун-МЭ». Затем был осуществлен переход на новые компьютеры бортового цифрового вычислительного комплекса ЦВМ-101 и блоки согласующих устройств БУС101-1 и БУС101-2. На борту была также установлена новая цифровая малогабаритная информационно-телеметрическая система (МБИТС). Внедрение и отработка аппаратуры, включая сложное программное обеспечение, вначале проходили на грузовых транспортных кораблях «Прогресс», и после успешных летных испытаний переносились на «Союзы». Не приостанавливая реализацию пилотируемой программы, не прерывая полетов и не проводя никаких беспилотных испытаний «Союзов», мы смогли заменить практически все его системы. Обо всем этом я подробно рассказывал вашему журналу в 2010 г. (НК № 12, 2010, с. 14-17).

В 2009 г. Роскосмос обратился к нам с просьбой рассмотреть возможность модернизации кораблей «Прогресс М-М» и «Союз ТМА-М» в связи с тем, что в наземном автоматизированном комплексе управления выводятся из эксплуатации морально устаревшие станции связи систем «Квант» и «Кама».

Наземные станции «Квант» обеспечивают основной контур управления полетом кораблей «Союз» и «Прогресс» с Земли через бортовой радиотехнический комплекс (БРТК) «Квант-В». Для понимания: существуют три контура управления космическим аппаратом. Первый – это автоматический контур, когда задачи управления кораблем решаются его бортовой системой управления без какого-либо вмешательства извне. У нас корабль традиционно автоматический. Второй контур управления обеспечивает «Земля», используя для этого различные радиотехнические средства. Третий контур – экипаж корабля. Как вы, наверное, поняли, в результате предыдущих модернизаций кораблей мы полностью поменяли приборы и системы, обеспечивающие работу автоматического контура и экипажа. Пришло время заняться радиотехническими средствами.

Так что же именно случилось с «Квантом»? Бортовую аппаратуру «Квант-В», которая обеспечивает связь с Землей, изготавливали на Черниговском заводе радио­приборов («Чезара») на Украине. И ранее уже ставился вопрос о том, что ее надо производить в России.

Что касается наземных станций «Кама», они обеспечивают измерение параметров (радиоконтроль) орбиты корабля. 

Начиная с 2009 г. мы стали решать поставленную Роскосмосом задачу. Дело было очень серьезным, потому что станции «Квант» и «Кама» начали выводить из эксплуатации. Деваться было просто некуда: нужно было срочно создать замену. 

Кроме того, появились проблемы с поставками электронной компонентной базы для приборов бортовой системы управления движением. Эта система имеет основной и резервный контуры. В итоге для блока управления причаливанием и ориентацией (БУПО) и блока преобразования сигналов (БПС), входящих в резервный контур, фактически не осталось комплектующих. Поэтому мы начали разрабатывать блок управления резервным контуром (БУРК), который также вошел в состав бортовой аппаратуры кораблей модификаций «Союз МС» и «Прогресс МС».

Замена таких ключевых бортовых систем и приборов вызвала необходимость серьезной доработки системы управления движением, системы управления бортовым комплексом и разработки нового программно-математического обеспечения для бортового цифрового вычислительного комплекса. Поэтому было принято решение о серьезной модификации кораблей «Прогресс М-М» и «Союз ТМА-М» с соответствующим выпуском технического задания, эскизного проекта и конструкторской документации. Этим и объясняется появление новых названий – «Союз МС» и «Прогресс МС».

– Расскажите подробнее, какие системы будут модернизированы в «Союзе МС».

– Еще раз подчеркну, что модификации «Союз МС» и «Прогресс МС» стали логическим продолжением предыдущей серьезной поэтапной модернизации, которая была проведена на «Прогрессе М-М» в 2008 г. и «Союзе ТМА-М» в 2010 г.

Итак, о модернизируемых системах. Во-первых, бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» меняется на единую командно-телеметрическую систему (ЕКТС) с дополнительным телеметрическим каналом. Правда, телеметрическая система нами была модернизирована еще на кораблях «Союз ТМА-М» и «Прогресс М-М», на которых появилась система МБИТС, но функционально она входит в ЕКТС. Новая командно-телеметрическая система будет иметь уникальные возможности: командная радиолиния обеспечит работу через спутники-ретрансляторы «Луч-5», что значительно увеличит зоны радиовидимости кораблей – до 70 % длительности витка.

Во-вторых, появится новая бортовая радиотехническая система сближения «Курс-НА», которая уже прошла летные испытания на двух «Прогрессах М-М». По сравнению с «Курсом-А» она обеспечит улучшение массово-габаритных и энергетических характеристик и позволит исключить одну из трех сложных радиоантенн. Аппаратура «Курс-НА» сделана на новой элементной базе и, что немаловажно, производится в России.

Кроме того, бортовая система радиоконтроля орбиты меняется на аппаратуру спутниковой навигации АСН-К. Новый прибор мы уже поставили на «Прогрессах М-М» и обкатали его в телеметрическом режиме. По окончании всеобъемлющего анализа его работы мы планируем использовать АСН-К в основном контуре управления.

АСН-К – это ключевая система, которая позволяет значительно улучшить функциональные возможности системы управления движением. Это обеспечит функциональный резерв для построения ориентации корабля и выполнение его сближения со станцией за счет получения навигационных данных с АСН-К. Иными словами, радиоконтроль орбиты становится попросту ненужным, то есть АСН-К вместе с «Курсом-НА» образуют полностью автономную систему управления сближением и стыковки корабля.

Я уже говорил, что мы устанавливаем на «Союзе МС» новый цифровой прибор БУРК вместо аналогового БУПО-1, а на «Прогрессе МС» – вместо аналоговых БУПО-1 и БПС. Между прочим, БУРК разработан в корпорации «Энергия». Он расширяет возможности резервного контура системы управления движением и исключает проблему со снимаемыми с производства комплектующими.

Взаимодействие вновь разрабатываемых приборов с бортовым цифровым вычислительным комплексом будет выполняться по прямому цифровому каналу, что потребует серьезной доработки программного обеспечения.

Необходимо отметить, что вместо аналоговой телевизионной системы «Клест» будет использоваться цифровая телевизионная система. Благодаря этому связь между кораблем и станцией будет осуществляться посредством межбортовой радиолинии.

Вследствие снятия с производства комплектующих также меняются: блок датчиков угловых скоростей БДУС-3М – на модернизированный БДУС-3А; светильник СМИ-4 с галогенными лампами накаливания – на светодиодную фару СФОК.

Надо еще сказать, что система телефонно-телеграфной связи «Рассвет-М» меняется на «Рассвет-3БМ». Эта доработка делается для того, чтобы система «Рассвет-3БМ», также как и МБИТС, функционально входила в ЕКТС.

Отмечу, что на «Союзе МС» и «Прогрессе МС», как и на их предыдущей модификации, обеспечивается полная интеграция систем управления этих кораблей в бортовой комплекс управления российским сегментом МКС. Раньше нам приходилось управлять кораблями по отдельной от станции командной радиолинии.


Полный текст статьи читайте на страницах нашего журнала
Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты