Содержание номера

ГЛАВНОЕ

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет экипажа МКС-38. Декабрь 2013 года

EVA-24, или О чем умолчал Мастраккио?

EVA-25, или Успеть до Рождества

ВКД-37, или Все насмарку

ПИЛОТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА

Китайская орбитальная станция обрела имя

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Тридцать семь лет спустя. «Чанъэ-3» и «Юйту» работают на Луне

Пробный шар. Falcon запустил геостационарный спутник

Космическое будущее для всех откладывается. В планах – борьба за рынки запусков

USA-247: как захватить весь мир, не привлекая внимания?..

Новое поколение морских спутников. В полете – Inmarsat-5 F1

С Тайюаня в Атлантику, или Недолгая жизнь CBERS-3

Макака Фаргам на «Кавошгяре»

Работа «галактического картографа» началась

Tupac Katari 1 – первый боливийский

Связники Минобороны

Мощный телекоммуникационный «Экспресс-АМ5»

Первый старт «Союза-2.1В». Драма со счастливым исходом

КОСМОДРОМЫ

«Восточное» ускорение

ЮБИЛЕИ

Федерации космонавтики СССР/России – 35 лет

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

Знакомство с небом

Фёдор Юрчихин: «МКС – мой второй дом»

Создается Объединенная ракетно-космическая корпорация

Автор: Афанасьев И.

2 декабря 2013 г. Президент России В. В. Путин подписал указ №874 «О системе управления ракетно-космической отраслью», предусматривающий создание Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).

Образование новой структуры
Согласно тексту указа, приоритетными направлениями деятельности ОРКК будут «обеспечение разработки, производства, испытаний, поставок, модернизации, реализации, сопровождения эксплуатации, гарантийного и сервисного обслуживания, ремонта ракетно-космической техники (РКТ) военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, и оказание услуг в области космической деятельности».

На Корпорацию возлагается задача проведения единой технической политики при создании современной космической техники, в том числе по централизации закупок электронной компонентной базы иностранного производства и оптимизации ее номенклатуры.

Основная цель создания ОРКК – интеграция разработчиков и производителей РКТ в единую научно-производственную структуру, которая позволит оптимизировать количество предприятий, их имущественный комплекс и численность работников. Предполагается, что унификация технических решений при создании РКТ и единый технологический подход к производству комплектующих изделий позволят устранить конкуренцию между предприятиями на внутреннем рынке и усилить их влияние на внешнем.

ОРКК будет отвечать за разработку, создание, испытания, техническое обслуживание и утилизацию военной техники, ракетных двигателей и их комплектующих, нести ответственность за создание и запуск КА, пилотируемых и беспилотных кораблей, орбитальных и межпланетных станций. Первичная обработка информации, получаемая со спутников двойного и гражданского назначений, также отнесена к компетенции ОРКК. Полный спектр услуг Корпорация будет оказывать и в наземном сегменте: это операции со стартовыми и техническими комплексами, пусковыми установками, командно-измерительными комплексами.

В состав Корпорации войдут предприятия отрасли, в то время как в ведении Федерального космического агентства останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры (см. также НК № 12, 2013, с. 2-5). По плану Корпорация будет состоять из восьми интегрированных структур, в которые войдут 33 предприятия и организации.

Указ предписывает преобразовать девять федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в открытые акционерные общества с последующим внесением их акций в уставной капитал ОРКК. Это ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, НПО имени С. А. Лавочкина, НПЦ автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина, НИИ машиностроения, КБ «Арсенал» имени М. В. Фрунзе, Московское ОКБ «Марс», НИИ микроприборов-К, ОКБ «Факел» и НПО «Гео­физика».

В уставной капитал ОРКК в качестве вклада РФ будут внесены находящиеся в федеральной собственности акции РКК «Энергия» имени С. П. Королёва, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнёва, НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А. Г. Иосифьяна, МЗ «Арсенал», Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем, НПК «Системы прецизионного приборостроения», ГРЦ имени академика В. П. Макеева, НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко, НПО «Искра», ОАО «Композит», корпорации «Компомаш», ОАО «Стройкомплекс НПО ПМ», Института подготовки кадров машиностроения и приборостроения, Технического центра «Новатор» (г. Мирный) и ОАО «Эхо» (г. Москва). Это же произойдет после завершения уже проводимой реорганизации с акциями Ракетно-космического центра «Прогресс» (г. Самара), а в 2016 г. – с акциями корпорации «Московский институт теплотехники». Акции еще 16 предприятий-смежников передаются в уставные капиталы пяти ОАО «верхнего» уровня.

В уставной капитал ОАО «Эхо» будет передано по одной акции девяти реорганизуемых ФГУПов и семи ОАО.

2 декабря, отвечая на вопрос журналистов о дополнительных средствах, выделяемых на создание ОРКК, заместитель председателя Правительства РФ Д. О. Рогозин сказал: «Никаких новых средств нам не понадобится. Наоборот, за счет консолидации предприятий страны появится резерв». Он добавил, что средства определены в рамках бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 – 2016 гг., в рамках федеральной космической программы и федеральной целевой программы по развитию ОПК. «Они (средства) заложены во всех госпрограммах, связанных с гособоронзаказом, космосом и т. д.», – отметил вице-премьер.

Выступая на совещании по развитию ракетно-космической отрасли, Дмитрий Олегович сообщил, что в состав Корпорации войдут как предприятия космической тематики, работающие на гражданскую отрасль, так и выполняющие заказы Минобороны. При этом, как известно, Роскосмос предлагается сохранить в качестве контролирующего федерального органа исполнительной власти и госзаказчика ракетно-космической промышленности, для чего само ведомство предложило увеличить свою штатную численность со 190 до 450 человек.

Согласно указу, на преобразования отводится два года. Формирование Корпорации пройдет в три этапа. Этап консолидации придется на 2014 – 2015 гг., этап реформирования планируется реализовать до 2017 г., а этап развития – до 2020 г.

Юридическое оформление ОРКК завершится до февраля 2014 г.; до 17 марта ее включат в перечень стратегических предприятий страны*, и до 1 апреля необходимо избрать органы правления Корпорации. Об этом сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства И. А. Комаров, выступая 19 декабря 2013 г. в Совете Федерации на заседании экспертного совета по состоянию и проблемам правового регулирования космической отрасли. «С учетом того, что на первом этапе нужно акционировать Научно-исследовательский институт космического приборостроения (НИИ КП), передать акции в федеральную собственность, а потом внести в уставной капитал ОРКК, что потребует времени с точки зрения процедур, мы планируем, что к апрелю Корпорация будет создана», – разъяснил он.

После этого будет проведена независимая оценка акций (предприятий), входящих в Корпорацию, а также акционирование ФГУП. В рамках первого этапа формирования уставного капитала ОРКК до 5 августа 2014 г. Росимущество обеспечит внесение пакетов акций акционерных обществ отрасли в качестве оплаты эмиссии акций Корпорации.

Основной целью создания ОРКК является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности России в производстве космической продукции и услуг при безусловном достижении целей и решении задач в области космической деятельности, установленных государством. По словам замглавы Роскосмоса, необходим системный подход к контролю качества в отрасли. И. А. Комаров также отметил, что на некоторых предприятиях отрасли объем долговой нагрузки превышает размер выручки. По его словам, одна из задач Корпорации – обеспечить финансовое оздоровление и рекапитализацию предприятий, а также прибыльность их работы.

30 декабря О. Н. Остапенко и И. А. Комаров были включены в состав комиссии по структурированию системы управления ракетно-космической отраслью. Комиссии под руководством Д. О. Рогозина, которая была создана в конце июня, поручено разработать планы оптимизации и совершенствования системы управления организациями ракетно-космической промышленности и механизмы их реализации. В состав комиссии, помимо О. Н. Остапенко и И. А. Комарова, входят замминистра обороны РФ Ю. И. Борисов, глава Минэкономразвития А. В. Улюкаев, его заместитель – руководитель Росимущества О. К. Дергунова, министр финансов А. Г. Силуанов, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ И. Н. Харченко.

Новые проекты
17 декабря, во время заседания экспертного совета ВПК, состоявшегося в Центре управления полетами (ЦУП) в г. Королёв, заместитель председателя правительства особо подчеркнул, что у нашей страны есть всё, чтобы вернуться в число лидеров на мировом рынке космических услуг и заниматься освоением космоса с большей пользой. «Российская Федерация является одной из немногих стран, которая имеет замкнутый цикл разработки, изготовления, запуска, управления полетом и использования по назначению космических аппаратов», – отметил Д. О. Рогозин. По его мнению, этот потенциал позволяет ставить самые амбициозные задачи.

Среди таких задач он отметил борьбу с астероидной опасностью, создание постоянно действующей лунной станции и межпланетных буксиров. При этом вице-премьер подчеркнул, что не менее важными и на данный момент наиболее актуальными являются задачи, связанные с прагматичным решением экономических вопросов: создание спутниковой группировки для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), решение вопросов навигации, связи, картографии.

Вице-премьер также сообщил, что подписал поручение, согласно которому все модули по приему сигналов ГЛОНАСС должны состоять из российских компонентов. В свою очередь, руководитель Федерального космического агентства О. Н. Остапенко заверил, что его ведомство будет работать на опережение конкурентов из других стран.

Полный текст статьи читайте на страницах нашего журнала