Содержание номера


ГЛАВНОЕ

«Олимпы» взошли на МКС

Биографии членов экипажа ТК «Союз ТМА-09М»

Экзамены экипажей МКС-36/37

Фёдор Юрчихин: «Я благодарен экипажу за поддержку быстрой схемы сближения»

Крайние дни на Земле

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет экипажа МКС-35/36. Май 2013 года

EVA-21: устранить утечку за два дня

«Парусы» на Земле!

Итоги полета 35-й основной экспедиции на МКС

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

О космонавтах и астронавтах

ПИЛОТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА

Темная материя на МКС

Китайская космическая станция: уточнение облика

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Небывалый «связник» от Китая

Второй восход «Веги»

Первый космический аппарат Эстонской Республики

3D-формат для Eutelsat

Пополнение навигационной группировки GPS. Стартовал четвертый GPS IIF

Тихой сапой… WGS F5 на орбите

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

«Тогда считать мы стали раны…»

Эквадорский спутник пострадал в космическом ДТП

Гибель «Сiч-2» компенсировали страховщики

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

«Ангара-2013»

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Россия создает свое DARPA

«Гуньпэн-7» - научный космический зонд или истребитель спутников?

Китай обеспечивает связь для Пентагона

Х-37: защитить или демобилизовать?

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

XV конференция Академии космонавтики

Виталий Давыдов покидает ведомство

КОСМИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Главный космический музей страны

КОСМИЧЕСКИЕ КНИГИ

Творческое наследие – потомкам (о книге В.П.Мишина «Записки ракетчика»)

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Государство и частник: как поделить космос?

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Итоги «марсианской миссии»

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

«Если я заменю батарейку…»

Реклама



Китайская космическая станция: уточнение облика

Автор: Лисов И.

В мае 2013г. стало доступно новое описание облика китайской постоянной пилотируемой космической станции, представленное главным конструктором пилотируемой программы Чжоу Цзяньпином в журнале «Цзайжэнь хантянь» («Пилотируемая космонавтика»). В полной конфигурации комплекс массой до 180 тонн будет иметь шесть модулей и экипаж численностью от трех до шести человек.
Развитие пилотируемой программы в КНР следует плану, принятому еще в 1992?г. и включающему три этапа. На первом планировалось осуществить к 2002г. запуски двух беспилотных и одного пилотируемого космического корабля и освоить первую ступень в развитии пилотируемой космической техники и в проведении прикладных экспериментов. Основные задачи этого этапа были выполнены с испытательным полетом Ян Ливэя на «Шэньчжоу-5» в октябре 2003?г., а окончательным его завершением считается первый продолжительный полет китайского экипажа на «Шэньчжоу-6» в октябре 2005 г.

Второй этап предусматривал отработку около 2007?г. технологии сближения и стыковки на орбите и запуск восьмитонной космической лаборатории для решения первоочередных прикладных задач в области пилотируемой космонавтики. Этот этап был утвержден к реализации в феврале 2005?г. и выполняется в настоящее время. Он включает автономный полет «Шэньчжоу-7» с задачей получения опыта работ в открытом космосе (сентябрь 2008?г.), запуск космической лаборатории «Тяньгун-1» (сентябрь 2011?г.) и отработку операций встречи и стыковки с ней и работы космонавтов на борту в полетах беспилотного корабля «Шэньчжоу-8» (ноябрь 2011?г.) и двух пилотируемых кораблей «Шэньчжоу-9» (июнь 2012?г.) и «Шэньчжоу-10» (июнь 2013?г.). Запуск и эксплуатация лаборатории «Тяньгун-2» также рассматривались как часть второго этапа.

Третий этап, хронологические рамки которого в 1992г. не указывались, имеет целью сборку пилотируемой орбитальной станции из модулей 20-тонного класса для решения крупномасштабных и долгосрочных задач в области пилотируемой космонавтики.
В сентябре 2010?г. Госсовет КНР утвердил к реализации программу создания «сравнительно большой» орбитальной пилотируемой станции, которая должна быть собрана на орбите к 2020г. (НК №?1 и №?11, 2011). В?ней, в свою очередь, было выделено две стадии. На первой – не позднее 2016г. – планировалось запустить экспериментальную космическую лабораторию «Тяньгун-3» массой 13 тонн с двумя стыковочными узлами с целью освоения технологии жизнеобеспечения космонавтов и прикладных исследований, отработки технологии снабжения станции грузовыми кораблями и осуществления пилотируемых полетов средней продолжительности. Вторая посвящалась сборке постоянной станции и ее эксплуатации.

В момент утверждения осенью 2010?г. проект станции выглядел следующим образом. Основой ее является базовый модуль (???, хэсинь цан) с объединенной системой управления орбитальным комплексом и начальным комплектом научной аппаратуры. Базовый модуль запускается первым и имеет в своем составе, как и базовый блок орбитального комплекса «Мир», узловой модуль (???, цзедянь цан) для стыковки следующих компонентов станции. Ими должны стать два специализированных экспериментальных модуля (???, шиянь цан) с аппаратурой для научных экспериментов и прикладных работ. Как и в случае «Мира», модули будут стыковаться к осевому стыковочному узлу и затем переводиться на два боковых узла (№?2 и №?4).

Первый модуль будет иметь в своем составе герметичный отсек для размещения запасных служебных систем и научной аппаратуры и хранения расходуемых материалов и припасов, шлюзовую камеру и агрегатный отсек. (На начальном этапе выходы в открытый космос планируются из узлового модуля, который затем будет играть роль запасной шлюзовой камеры.) В составе второго модуля запланированы гермоотсек*, негерметичная секция с многоцелевой аппаратурой для астрономических наблюдений и агрегатный отсек. На негерметичной части экспериментальных модулей будут размещаться основные солнечные батареи станции с фотоэлементами на арсениде галлия с эффективностью свыше 30?%.
Базовый модуль оснащается большим манипулятором, а один из экспериментальных модулей – малым манипулятором. Они могут использоваться по отдельности или как единая конструкция для выполнения работ на наружной поверхности станции.

Базовая конфигурация из трех модулей, грузового и пилотируемого корабля будет иметь массу около 90 тонн. Такую станцию планируется собрать в 2020–2022 ?гг. на орбите наклонением 42–43° и высотой 340?–?450?км. Базовый модуль и два исследовательских модуля массой по 22?т будут запущены тяжелым носителем CZ-5B с нового космодрома Вэньчан на острове Хайнань.

Транспортное обеспечение комплекса возлагается на пилотируемые корабли «Шэньчжоу» и вновь разработанные грузовые корабли со стартовой массой 13–14т и диаметром герметичного отсека 3.35?м. Масса доставляемого груза составит 6.5?т, а масса удаляемых со станции отходов – 6.0?т. «Грузовики» планируется стыковать к агрегатному отсеку базового модуля. Они будут стартовать с Вэньчана на ракетах CZ-7, а пилотируемые корабли «Шэньчжоу» – по-прежнему выводиться ракетами CZ-2F с космодрома Цзюцюань со стыковкой в конце вторых суток полета.
На этапе сборки космонавты будут отправляться на станцию по мере необходимости, на этапе эксплуатации – находиться постоянно. Нормальная продолжительность экспедиции – шесть месяцев, штатный экипаж – три человека, в период пересменки – шесть. Станция может также летать с двумя космонавтами или в беспилотном режиме. Расчетный срок эксплуатации – 10 лет.

Журнал Новости Форум Фото