Содержание номера


ГЛАВНОЕ

«Олимпы» взошли на МКС

Биографии членов экипажа ТК «Союз ТМА-09М»

Экзамены экипажей МКС-36/37

Фёдор Юрчихин: «Я благодарен экипажу за поддержку быстрой схемы сближения»

Крайние дни на Земле

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет экипажа МКС-35/36. Май 2013 года

EVA-21: устранить утечку за два дня

«Парусы» на Земле!

Итоги полета 35-й основной экспедиции на МКС

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

О космонавтах и астронавтах

ПИЛОТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА

Темная материя на МКС

Китайская космическая станция: уточнение облика

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Небывалый «связник» от Китая

Второй восход «Веги»

Первый космический аппарат Эстонской Республики

3D-формат для Eutelsat

Пополнение навигационной группировки GPS. Стартовал четвертый GPS IIF

Тихой сапой… WGS F5 на орбите

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

«Тогда считать мы стали раны…»

Эквадорский спутник пострадал в космическом ДТП

Гибель «Сiч-2» компенсировали страховщики

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

«Ангара-2013»

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Россия создает свое DARPA

«Гуньпэн-7» - научный космический зонд или истребитель спутников?

Китай обеспечивает связь для Пентагона

Х-37: защитить или демобилизовать?

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

XV конференция Академии космонавтики

Виталий Давыдов покидает ведомство

КОСМИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Главный космический музей страны

КОСМИЧЕСКИЕ КНИГИ

Творческое наследие – потомкам (о книге В.П.Мишина «Записки ракетчика»)

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Государство и частник: как поделить космос?

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Итоги «марсианской миссии»

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

«Если я заменю батарейку…»

Реклама



Гонка на ракетопланах

Автор: Чёрный И.

Новая космическая гонка

Успехи Брэнсона подстегивают конкурентов. «Нам не пришлось бы так изощряться в брендинге, если бы на рынке не было Virgin», – так прокомментировал главный операционный директор XCOR Aerospace* Эндрю Нелсон (Andrew Nelson) собственный рекламный ход – январскую покупку концерном Unilever** билетов на 22 полета ракетоплана Lynx в рамках рекламной кампании дезодоранта Axe Apollo.
XCOR и Virgin уже имеют около ста общих клиентов, которые планируют совершить полеты на обоих аппаратах. Нелсон считает, что через четыре-пять лет туристические миссии смогут приносить индустрии от 2 до 3?млрд?$ в год. XCOR, которая в настоящее время просит 90?тыс?$ за полет, ожидает, что в ближайшие 10?–?15 лет цена упадет до 50?–?60?тыс?$. 

«Мы хотим снизить стоимость доступа в космос, – говорит Нелсон. – Это вроде Интернета: кто знал изначально, как люди будут его использовать? Космос станет местом, где выполняются коммерческие операции». Новые «космические приложения» обнаруживаются постоянно. Как пример Нелсон назвал выращивание кристаллов, применяемых в онкологии. 
Главный операционист XCOR также считает, что клиентами могут быть как бизнесмены, желающие быстро переместиться из точки в точку, так и исследователи и искатели острых ощущений. Такие страны, как Южная Корея, уже заявили о своем желании иметь космическую программу без создания специальной инфраструктуры, и XCOR или Virgin могут предоставить им такую возможность.

XCOR в настоящее время собирает средства в рамках второго круга инвестиционных мероприятий. Нельсон считает, что его фирма может стать третьей публичной компанией в сфере «частного космоса» после SpaceX и Virgin Galactic. Последняя реализует принципиально иной подход к клиентам и инвестициям: компания считает своей целевой аудиторией состоятельных частных лиц. Инвесторами Virgin выступают крупные юридические лица. Например, Aabar Investment из Абу-Даби вложила в проект Брэнсона в общей сложности 390?млн?$, получив взамен 38?% акций Virgin Galactic.
Команда Virgin Galactic растет
Благодаря опоре на крупные инвестиции и солидный технический задел, Virgin Galactic сегодня – явный лидер новой суборбитальной космической гонки. 7 мая компания сообщила, что включила в свою летную команду двух новых пилотов – Фредерика Стёркоу (Frederick «CJ» Sturckow) и Майкла Мазуччи (Michael «Sooch» Masucci). В Мохаве они будут проводить тренировочные полеты и испытания самолета-носителя WhiteKnightTwo (WK2) и ракетоплана SpaceShipTwo (SS2), подчиняясь шеф-пилоту Дэвиду Маккею (David Mackay) и вице-президенту по операциям Майку Мозесу (Mike Moses).

«Я рад, что эти два невероятно опытных пилота присоединились к нам в начале ряда важных «моторных» испытаний SS2... – отметил президент и генеральный директор Virgin Galactic Джордж Уайтсайдз (George Whitesides). – Имеющийся опыт и высокие данные в различных сложных условиях сделают их неоценимым активом нашей компании».
Первый моторный…

Действительно, новые пилоты пришли на фирму Брэнсона спустя неделю после первого моторного полета SS2 №?1 Enterprise, состоявшегося 29 апреля. В этот день в 07:02 по местному времени (14:02 UTC) ракетоплан, подвешенный под крылом самолета-носителя WK2 №?1, оторвался от взлетно-посадочной полосы (ВПП) «Воздушно-космического порта Мохаве» (Mojave Air and Space Port) в штате Калифорния.
Самолетом-носителем управляли летчики фирмы-владельца (Virgin Galactic): шеф-пилот Дэвид Маккей, второй пилот Клинт Николс (Clint Nichols) и бортинженер Брайан Мейслер (Brian Maisler), а ракетопланом – летчики-испытатели компании-изготовителя (Scaled Composites): Марк Стаки (Mark Stucky) и Майкл Алсбери (Michael T.?Alsbury).
Примерно на 45-й минуте полета, на высоте 14.3?км, ракетоплан отсоединился от самолета-носителя по штатной схеме и через несколько мгновений включил гибридный ракетный двигатель (ГРД)***. За 16?сек работы последнего SS2 достиг скорости, соответствующей числу М=1.2, и максимальной высоты более 17?км. Затем последовал планирующий полет – и еще через 13?мин SS2 совершил посадку на аэродроме базирования, с которого взлетал.
С Земли за полетом наблюдали многочисленные зрители. Толпы преданных фанатов стекались на смотровые площадки рядом с аэропортом, чтобы лицезреть происходящее действо. У ангара ждали ключевые лица проекта: основатель и владелец Virgin Group миллиардер Ричард Брэнсон, создатель компании-разработчика Scaled Composites Берт Рутан*, а также президент и генеральный директор Virgin Galactic Джордж Уайтсайдз.

Слова «исторический», «монументальный» и «важный» многократно звучали из уст Брэнсона и других важных персон, наблюдавших за ключевым моментом для «коммерческого космоса», которому создатель сериала «Звездный путь» (Star Trek) Джин Родденберри (Gene Roddenberry) дал яркое определение «Последний рубеж».

«Сегодня самый знаменательный день в программе. Думаю, для людей, которые были с нами последние восемь лет и поставили подписи на ранней стадии [проекта], вскоре наступит время стать космонавтами... Очень скоро мы сможем превратить их мечту в реальность! – заявил Брэнсон после полета и добавил: – Как и сотни клиентов со всего мира, я и мои дети не можем дождаться, чтобы попасть на борт этого фантастического аппарата и совершить собственное путешествие в космос**. Мы очень рады, что сегодняшний этап еще больше приближает этот день».
По словам основателя Virgin Group, «моторный» полет ракетоплана Enterprise был, без всякого сомнения, самым важным моментом: впервые создатели первой в мире туристической суборбитальной системы смогли проверить ключевые компоненты «в боевых условиях». Уайтсайдз сообщил в пресс-релизе: «Испытания прошли по плану, с ожидаемой продолжительностью работы двигателя, показав его хорошие характеристики и устойчивые пилотажные качества аппарата в целом... Успешное завершение этого теста знаменует поворотный пункт в нашей программе: мы приступаем к ряду подобных моторных испытаний, а затем совершим первый испытательный полет в космос».
За полетом наблюдал и президент Федерации коммерческих космических полетов CSF (Commercial Spaceflight Federation) Майкл Лопес-Алегрия (Michael Lopez-Alegria). Бывший астронавт поздравил команду Virgin Galactic и Scaled Composites: «Это невероятное достижение – прямой результат упорного труда и самоотверженности этих двух компаний, а также разработчика RM2 – фирмы SNC. Благодаря их усилиям мы стали еще на шаг ближе к достижению безопасного, рутинного и экономически эффективного доступа в космос, который создаст многочисленные возможности для космических исследований и будет вдохновлять новое поколение инженеров и ученых».
Скромнее всех держался Берт Рутан, без которого полет вообще не состоялся бы. Именно его компания спроектировала и построила не только SS2, но и его знаменитого предшественника SS1. Авиаконструктор в своих комментариях был краток, а когда его попросили рассказать о технических подробностях, отшутился: «Нет, нет. Я на пенсии. Они мне почти ничего не говорят». И все-таки его комментарий стал ключевым – менее патетическим, но более интересным в общетехническом плане: «С точки зрения аэродинамики, сегодняшний рейс представлял самый большой риск, потому что впервые SS2 летел в дозвуковом, транс- и сверхзвуковом диапазонах скоростей. В ходе этого краткого полета были получены ответы на многие проблемные вопросы».
Не остались в стороне и политики. Так, беседуя с журналистами на деловом завтраке в отеле «Даблтри» в Бейкерсфилде, член Палаты представителей республиканец Кевин МакКарти (Kevin McCarthy) заявил: «Это очень большая веха. Полет лишний раз показывает важность того, что мы делаем в округе Керн. Больше всего я опасаюсь, что Virgin Galactic может переехать в другое место. [Поэтому] Калифорнии необходимо сосредоточить внимание на этой отрасли».
Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты