Новости Космонавтики - Журнал

Архив номеров


Содержание номера


ГЛАВНОЕ

Напоминание о будущем

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

«Прогресс М-18М»: оборудование для изучения «космической погоды»

Полет экипажа МКС-34. Февраль 2013 года

ПИЛОТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА

Старт экипажа к Марсу состоится 5 января 2018 года

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

О космонавтах и астронавтах

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

«Зенит» подвел «Морской старт»

Globalstar: последние из второго поколения

Азербайджан вышел в космос. В полете – Amazonas 3 и AzerSpace 1/AfricaSat 1a

Продолжая давно начатое. Landsat 8 на орбите

Семеро малых

ГЕРОИ КОСМОСА РАССКАЗЫВАЮТ...

Александр Павлович Александров

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Испытательная база НПОмаш в новых условиях

Вперед, на Марс!

СКОЛКОВО  –  КОСМОНАВТИКЕ

Андроиды для освоения космоса

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Курс на Юпитер. Космическая одиссея 2030 года

Deep Impact наблюдает «российскую» комету

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Космические кубики студентов и школьников, или Как NASA готовит смену

BLITS поврежден космическим мусором?

Потеря Glory: аварийная комиссия не нашла основной причины

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

День лунохода

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Сорок лет на гражданской службе

«Протоновскому» управлению Байконура – полвека

Матч-реванш. 40 лет «Сервейору»

Памяти Роберта Уорда Филлипса

«Зенит» подвел «Морской старт»

Автор: Красильников А.

31 января в 22:55:59 PST (1 февраля в 06:55:59 UTC) с плавучей стартовой платформы Odyssey, находящейся в экваториальной зоне Тихого океана на 154°з.д., международный консорциум Sea Launch выполнил пуск ракеты космического назначения (РКН) «Зенит-3SL»* с телекоммуникационным спутником Intelsat 27.

На 11.4 сек полета система управления РН зафиксировала превышение допустимого угла вращения «Зенита-3SL» вокруг продольной оси (канал крена), составлявшего ±30°, и запустила аварийную циклограмму выключения двигателя РД-171М первой ступени. На данном участке выведения эта циклограмма предусматривала ускоренный увод РКН от стартовой платформы с блокированием команд на отключение двигателя. На 20-й секунде полета блокировка была снята – и РД-171М выключился.

На 56-й секунде РКН упала в море и взорвалась в 2.5 км западнее стартовой платформы. Сборочно-командное судно Sea Launch Commander, располагавшееся в 5 км северо-западнее «Одиссея», и сама платформа не пострадали. Организованный после рассвета поиск обломков РКН с вертолета положительного результата не дал.

Это был 35-й пуск ракеты «Зенит-3SL» и 80-й для РН семейства «Зенит».

«Мы очень разочарованы результатом запуска, – признался президент консорциума Sea Launch Хьелл Карлсен (Kjell Karlsen) сразу после старта, – и приносим искренние извинения нашему заказчику «Интелсату» и производителю спутника «Боингу». Причина аварии неизвестна, но мы устанавливаем ее и работаем в тесном контакте с «Интелсатом», «Боингом», Energia Logistics и изготовителями «Зенита-3SL». Мы сделаем все возможное, чтобы прийти в себя после этого неожиданного и неудачного события».

Реакция директора компании Intelsat Дэвида МакГлейда (David McGlade) была аналогичной: «Мы, несомненно, разочарованы исходом запуска. Причина аварии неизвестна, но мы будем работать в тесном контакте с нашими пусковыми и производственными партнерами, чтобы определить следующие необходимые шаги».

Перед стартом
Подготовка к запуску имела одну интересную особенность. Разгонный блок ДМ-SL производства подмосковной РКК «Энергия» был доставлен в Базовый порт Sea Launch в Лонг-Биче (штат Калифорния) на судне Ocean Force 19 сентября 2012 г. Специалисты провели его предварительную подготовку в период с 13 октября по 19 ноября параллельно с испытаниями РБ, который в декабре вывел спутник Eutelsat 70B. Как отметил главный конструктор программы «Морской старт» и перспективных комплексов в РКК «Энергия» Валерий Алиев, это позволило сократить общую длительность пусковой кампании.

28 ноября с завода компании Boeing в Эль-Сегундо (штат Калифорния) в Базовый порт на грузовике был транспортирован аппарат Intelsat 27. В начале декабря на судне Condock IV в Лонг-Бич привезли «Зенит-2S», изготовленный на Южном машиностроительном заводе (Днепропетровск). Тогда же был доставлен блок полезного груза, произведенный «Боингом».

9 января 2013 г. проверенный, заправленный и находящийся под головным обтекателем спутник Intelsat 27 перевезли из Корпуса подготовки полезной нагрузки на судно Sea Launch Commander. Ранее на «Коммандере» в течение месяца осуществлялись испытания «Зенита-2S» и ДМ-SL. 12 января полностью собранную РКН «Зенит-3SL» переместили с судна на стартовую платформу Odyssey. На следующий день провели «сухой вывоз» РКН с вертикализацией и контрольным набором стартовой готовности.

15 января платформа со скоростью 10 узлов (18.5 км/ч) вышла в район пуска, а 19 января за ней с вдвое большей скоростью последовало командное судно. 25 января «Коммандер» догнал «Одиссей», и следующие двое суток они шли вместе. По прибытии на экватор был начат 72-часовой предстартовый отсчет.

28 января старт КА Intelsat 27 пришлось отложить с 31 января на 1 февраля, так как с 30 на 31 января был перенесен запуск спутника-ретранслятора TDRS-K. Дело в том, что для обеспечения обоих пусков использовались одни и те же каналы связи американской системы ретрансляции TDRS.

Виновник выявлен
Для расследования причин аварии консорциум Sea Launch сформировал комиссию, которую возглавил главный операционный директор компании Energia Logistics Кирк Пайшер (Kirk Pysher). Ее сопредседателями стали исполнительный вице-президент Energia Logistics Валерий Алиев и главный инженер по системам Energia Logistics Ричард Пудил (Richard Pudil).

Комиссия должна рассмотреть выводы субподрядчиков Sea Launch, прийти к согласию относительно причины аварии и утвердить меры по недопущению ее в будущем. Первое заседание планируется в марте.

Между тем, по единодушному признанию участников проекта, виновник неудачи был выявлен буквально через несколько часов после аварии путем экспресс-анализа полученной телеметрической информации. Им оказался бортовой источник мощности (БИМ) 11Л729 на первой ступени «Зенита-2S». Это позволило Роскосмосу уже вечером 1 февраля уверенно заявить, что двигатель РД-171М производства химкинского НПО «Энергомаш» и система управления РН, созданная в московском НПЦ автоматики и приборостроения, работали в штатном режиме.

«Двигатель отработал штатно: штатно произведен пуск, штатно отработал 20 секунд, штатно отключился по сигналу системы аварийного выключения двигателя. Именно штатно, без каких-либо замечаний. К двигателю претензий нет. Это стопроцентная гарантия», – сказал исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев.

БИМ был разработан днепропетровским КБ «Южное» в 1980 г. и серийно производится на «Южмаше». Он предназначен для обеспечения питания маслом гидравлических приводов (рулевых машинок), которые управляют качанием камер двигателя РД-171М. «Сердце» БИМа состоит из газогидравлического и гидравлического турбонасосов. Первый используется при регламентных и предстартовых проверках гидроприводов и работает на сжатом воздухе (азоте) или гелии, второй – при полете РКН и работает на керосине, отбираемом от двигателя.

По имеющейся информации, газогидравлический турбонасос на «Зените-2S» № SL36 функционировал штатно на всех этапах. За 14 сек до контакта подъема (КП) на него подали гелий, благодаря чему камеры РД-171М были установлены в «нулевое» положение. Через 10 сек начал запускаться двигатель. За 2.5 сек до КП поступление гелия в БИМ штатно прекратилось. Через 2 сек в него начал подаваться керосин, то есть произошел переход на использование гидравлического турбонасоса.

Отказ БИМа случился во время КП. Его керосиновая турбина немного повращалась и на 0.3 – 0.5 сек полета резко остановилась. При этом давление горючего на входе в БИМ не падало. С этого момента полет «Зенита-3SL» был неуправляемым: на гидроприводы перестало поступать масло, и они соответственно больше не могли качать камеры РД-171М.

Именно поэтому на 7-й секунде полета РКН не приступила к программному развороту по углу тангажа, то есть ракета не легла на курс. Более того, по этой же причине после 11.4 сек полета при реализации вышеупомянутой аварийной циклограммы выключения РД-171М не был осуществлен ускоренный увод «Зенита-3SL» от платформы Odyssey, предусматривающий вращение РКН по тангажу со скоростью 4°/с в направлении пуска. В результате «Зенит-3SL» полетел не в восточном направлении, а в западном! Вполне возможно, что его полет на запад был предопределен соответствующим наклоном платформы перед стартом…

Таким образом, украинским специалистам теперь осталось выяснить, что же вызвало резкую остановку вращения керосиновой турбины БИМ. Одной из рассматриваемых версий является заклинивание турбины вследствие попадания в нее «посторонней частицы» – металлической детали размером не более 4 мм.

Тем временем после аварии была отменена выгрузка из вагонов блоков двух ракет-носителей «Зенит-2SБ», доставленных на космодром Байконур 21 января. Они предназначены для запуска спутников «Электро-Л» № 2 и Amos 4. Рассматривается вариант возвращения этих ракет обратно в Днепропетровск для монтажа на них дополнительно испытанных БИМов.


Полный текст статьи читайте на страницах нашего журнала
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги