Содержание номера


ГЛАВНОЕ

Памяти Нила Армстронга

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Curiosity на Марсе!

«ДАН оправдывает наши ожидания». Интервью с Игорем Митрофановым

«Чанъэ-2» к Тутатису, «Чанъэ-3» на Луну…

NASA выбирает InSight. Марсианская синица в руках

ПЛАНЕТОЛОГИЯ

Космическая «золотая лихорадка»

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

«Прогресс М-16М»: догнать МКС за шесть часов

Полет экипажа МКС-32. Август 2012 года

ВКД-31, или «Огромное спасибо за работу!»

ВКД-18, или Болт с «сюрпризом»

NASA выделяет миллиард на коммерческие корабли

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Летные испытания отечественных спутников наблюдения Земли

КОСМОНАВТЫ АСТРОНАВТЫ ЭКИПАЖИ

Кондратьев покинул отряд космонавтов

Утомленные Солнцем

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Юбилей надежности Ariane 5. В полете – КА Intelsat 20 и Hylas 2

«Экспресс-МД2» и Telkom-3 – «товарищи» по несчастью

«Морской старт» для «Интелсата»

«Штормовые зонды» изучат радиационные пояса

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Дорога в космос длиною в 75 лет. Юбилей НПО имени С.А.Лавочкина

В отрасли грядут изменения, или «Терпеть это дальше просто невозможно!»

КОСМОС - ЗЕМЛЯНАМ

О радарах и ледоколах

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

Испытания «Союза-2.1В» начались

Двигатель российского водородного блока проходит испытания

Восточная «Ангара»

Пилотируемый Atlas V

Американские «рабочие лошадки» празднуют первое десятилетие

КОСМОДРОМЫ

СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Памяти Александра Макарова

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

Аэрокосмический конгресс в Москве

Реклама



Космодром Восточный: как все начиналось...

Автор: Фадеев А.

Александр Сергеевич ФадеевОт редакции. В ноябре исполняется пять лет принятию судьбоносного решения о создании нового космодрома в Амурской области. На страницах НК мы регулярно отслеживаем события, касающиеся этого проекта. За прошедшие годы из памяти стерлись многие детали: какие стояли задачи, сколько трудностей пришлось преодолеть, прежде чем экскаваторы начали выемку грунта на первом стартовом комплексе будущего космодрома. Кроме того, многие детали принятия решения стали известны лишь годы спустя. Об этом и о многом другом рассказывает Александр Сергеевич Фадеев, генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Роскосмоса.

В ноябре 2007 г. правительство России приняло решение о создании в Амурской области космодрома научного, социально-экономического и коммерческого назначения в целях обеспечения подготовки и запуска различных КА, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций (платформ), выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных программ по изучению и освоению небесных тел, а также международного сотрудничества в данной сфере. 19 июля 2010 г. для начала полномасштабного строительства на ближайшие три года из госбюджета были выделены 24.7 млрд руб (около 809 млн $).

До сих пор, несмотря на принятое высшим руководством страны решение, не утихают споры о необходимости создания космодрома и о месте его строительства. Сегодня речь пойдет о том, как готовилось окончательное решение о создании нового космодрома, какие трудности встретились и что на самом деле происходит сегодня в Свободненском районе Амурской области. Следует констатировать, что ЦЭНКИ принимает самое активное участие во всех вопросах, связанных со строительством космодрома. Вместе с тем не стоит отделять ЦЭНКИ от Роскосмоса – они работают в единой команде, и все победы и поражения касаются обеих организаций в равной степени.

Зачем стране новый космодром
Задача создания нового космодрома объективно связана с условиями организации отечественной космической деятельности (в том числе и перспективной):

Кроме того, этот вопрос возник и как результат оценки экономического фактора, связанного с оплатой аренды Байконура у Республики Казахстан и затратами на ремонт и реконструкцию объектов космодрома, требующихся для реализации задач космической деятельности Российской Федерации. К факторам, определяющим необходимость создания нового космодрома на территории страны, был отнесен и политический: связанный как со значением данного шага на международном уровне, так и с укреплением политического положения страны путем расширения национальных возможностей по дальнейшему изучению и освоению космического пространства.

Сегодня уже нет сомнений в том, что независимость космической деятельности – важнейший фактор своевременной и полной реализации национальных программ, выполнения принятых международных и коммерческих обязательств в данной сфере. В первую очередь, это подтверждение гарантированных возможностей страны в оказании определенных космических услуг и, как следствие, высокий статус на мировом рынке.

Уровень такой независимости определяется возможностью оперативного выведения в космическое пространство всех типов ПГ, требуемых для решения национальных задач в необходимые сроки. А эта возможность обеспечивается только при наличии ракет-носителей, позволяющих выводить в космос любые необходимые грузы, и при исключении факторов, препятствующих функционированию космодромов и районов падения отделяющихся частей ракет. К таким факторам следует отнести необходимость согласования факта подготовки и запуска, а также задействования районов падения с руководством тех государств, на территории которых располагаются соответствующие объекты наземной космической инфраструктуры.
 
С созданием нового космодрома и выбором районов падения отделяющихся частей на территории России или в прилегающих океанских (морских) акваториях устраняется зависимость отечественной космической деятельности от позиции руководства зарубежных государств. В сферах космической деятельности военного, научного и социально-экономического назначения обеспечивается требуемая оперативность подготовки и запуска КА, исключаются предпосылки к срыву выполнения отечественных космических программ по политическому, организационному, экологическому и другим факторам.

Данные аспекты имеют отношение прежде всего к использованию космодрома Байконур. Осложнившиеся отношения с Республикой Казахстан (РК) по согласованию запусков КА и пусков МБР уже привели к ряду переносов пусков по национальным и коммерческим программам.
Кроме того, российско-казахстанское Соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур, подписанное 9 января 2004 г. президентами двух стран В.В.Путиным и Н.А.Назарбаевым, налагает на российскую сторону ограничения в использовании Байконура для пусков ракет на токсичных компонентах ракетного топлива. При согласовании с казахстанской стороной Плана запусков КА и пусков ракет с космодрома Байконур последняя ежегодно настаивает на безусловном выполнении вышеуказанных ограничений, что обязывает Роскосмос планировать ограниченное число пусков с Байконура ракет, использующих токсичные компоненты топлива.

Стоит отметить, что за рубежом при определении условий независимости национальной космической деятельности космическая политика однозначно устанавливает требование по достаточности собственной наземной космической инфраструктуры, универсальности средств выведения и экономической приемлемости их эксплуатации. Реализация данного требования подтверждается расширением сети мест запуска космических объектов. Так, в дополнение к десяти имеющимся космодромам (стартовым комплексам) федерального и нефедерального уровня Соединенные Штаты предусматривают строительство еще восьми комплексов, которые будут находиться в распоряжении частно-коммерческих компаний. КНР увеличивает число используемых космодромов до четырех. ЕКА последовательно реализует задачу по созданию полноценного космодрома в Гвианском космическом центре. Возможности строительства собственных средств запуска изыскивают Бразилия, Южная Корея, Австралия, Индонезия. Между тем в отношении России условия такой независимости пока не реализованы.

Среди задач по созданию космодрома первая и наиболее важная – определение оптимального района его размещения. Вообще выбор места нового комплекса – это задача исключительной сложности, даже с учетом значительной площади нашей страны и открытого выхода значительной части ее территории на акватории морей и океанов. Различия в уровне обустроенности и заселенности регионов определяют проблемы в выборе районов падения отделяющихся частей РН по условиям безопасности для населения, промышленных объектов, военной инфраструктуры. Немаловажна и возможность задействования при строительстве местной промышленной и сырьевой базы, транспортных коммуникаций и трудовых ресурсов. При этом не является обязательным наличие в качестве одного из требований пустынной местности, характерной для условий размещения космодрома Байконур в Казахстане.

сложности, даже с учетом значительной площади нашей страны и открытого выхода значительной части ее территории на акватории морей и океанов. Различия в уровне обустроенности и заселенности регионов определяют проблемы в выборе районов падения отделяющихся частей РН по условиям безопасности для населения, промышленных объектов, военной инфраструктуры. Немаловажна и возможность задействования при строительстве местной промышленной и сырьевой базы, транспортных коммуникаций и трудовых ресурсов. При этом не является обязательным наличие в качестве одного из требований пустынной местности, характерной для условий размещения космодрома Байконур в Казахстане.

Как выбирали место строительства
С учетом предъявляемых требований к месту и географии территории в 2007 г. были рассмотрены места возможного низкоширотного (ниже 60°с.ш.) расположения космодрома, в том числе и предложение по строительству космодрома на территории Республики Калмыкия. В результате предварительного анализа отобрали шесть районов. В частности, в европейской части страны было выбрано место в районе Капустина Яра, так как с этого полигона в то время уже осуществлялись запуски КА с использованием РН «Космос-3М» на наклонение около 50°.

Рассмотрение Урала, Сибири и Дальнего Востока показало, что по реализуемости требуемых трасс и наличию развитой промышленной базы для последующего анализа могли быть выбраны районы: Березники Пермского края (Южный Урал), Тара Омской области и Усть-Кут Иркутской области. На Дальнем Востоке рассматривались города Свободный (Амурская область), Советская Гавань и Ванино (Хабаровский край). В последнем случае вблизи места старта можно было разместить морскую спасательную службу, а в перспективе и морской ракетно-космический комплекс.

Предварительная оценка трасс пусков и районов падения при расположении объектов на территории Республики Калмыкия проводилась в предположении обеспечить выведение КА на основные орбиты, аналогичные достигаемым при запусках с космодрома Байконур. Анализ возможных трасс пусков с территории Калмыкии показал, что практически по всем необходимым наклонениям районы падения будут располагаться на суше не только в густонаселенных районах нашей страны, но и на территориях других государств (Казахстана, Азербайджана и Ирана).

С учетом изложенного возможными местами расположения космодрома для анализа были выбраны:
  1. Капустин Яр, Астраханская область (48.7°с.ш.);
  2. Березники, Пермский край (59.7°);
  3. Тара, Омская область (56.8°);
  4. Усть-Кут, Иркутская область (57.2°);
  5. Свободный, Амурская область (51.8°);
  6. Советская Гавань, Хабаровский край (49.2°с.ш.).
Всесторонний анализ возможности размещения нового космодрома в выбранных районах проводился с привлечением ведущих научных организаций и институтов Роскосмоса и Минобороны при участии организаций ракетно-космической промышленности и заинтересованных министерств и ведомств. В результате правительству были предложены только два места возможного строительства – Свободный в Амурской области и Советская Гавань в Хабаровском крае.

Правительство РФ приняло решение: сформировать комиссию для рекогносцировочных работ в местах возможного расположения нового космодрома и поручить ей анализ практической реализуемости выработанных предложений с учетом географического расположения региона, а также возможности использования существующей региональной инфраструктуры (социально-экономических, транспортных, энергетических и трудовых ресурсов). В июле того же года рекогносцировочная комиссия приступила к работе и отправилась на Дальний Восток.

Несомненно, по многим характеристикам наиболее приоритетным выглядело место в Ванинском районе Хабаровского края: абсолютно ровное плато, расположенное на побережье, как никакое другое подходило для строительства. Районы падения отделяемых частей РН по основным трассам располагались в морских акваториях. Вместе с тем рассматриваемый район характеризовался повышенной сейсмической активностью, отсутствием достаточного резерва электроэнергии и несовершенством транспортных магистралей, в первую очередь железнодорожных.

При посещении Амурской области члены комиссии убедились в большом потенциале Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) «Поселок Углегорск» Амурской области, которое могло стать основой для размещения ресурсов, необходимых строительству. В Углегорске также имелась достаточно развитая инфраструктура, принадлежащая Министерству обороны, которую можно было использовать на начальном этапе. Кроме того, Амурская область – это энергоизбыточный регион, и он не имеет ограничений по транспортировке негабаритных грузов, необходимых для возведения и последующей эксплуатации комплекса. Шахтная пусковая установка до утилизации

Взвесив все «за» и «против», подсчитав приблизительную стоимость строительных работ как в Хабаровском крае, так и в Амурской области, рекогносцировочная комиссия сделала однозначный вывод о приоритете поселка Углегорск для создания нового космодрома. По результатам работы комиссии был представлен доклад правительству и президенту, по итогам которого 6 ноября 2007 г. вышел указ Президента Российкой Федерации №1473 «О космодроме Восточный».

Сегодня целый ряд факторов убедительно подтверждает правильность и обоснованность данного выбора: от условий обеспечения максимальной безопасности при пусках РН до оптимальности затрат на строительство в регионе, удаленном от европейской части страны. Выбор, сделанный преимущественно по специальным критериям, подтверждается и рядом других факторов. Это актуальность и общегосударственный характер задачи по развитию экономики Дальневосточного региона и усилению его роли в улучшении экономического состояния страны. Это исключительная значимость Дальнего Востока в расширении экономического сотрудничества и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возможная основа для решения данной задачи: расширение сотрудничества в космической деятельности с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индонезией, Малайзией. Наличие соответствующей отечественной космической инфраструктуры на Дальнем Востоке, несомненно, упрощает решение этой задачи.

В подтверждение оптимальности выбранного района для развертывания строительства следует привести и такой фактор. В перспективе можно предполагать формирование тенденции стабильности политической ситуации в Азиатско-Тихоокенском регионе по причине роста экономической взаимозависимости государств, располагающихся в его пределах. На укрепление политической ситуации в регионе будет работать то, что, кроме соглашения между РФ и КНР о содержании вооруженных сил и вооружений в приграничной зоне, создание космодрома вблизи Китая будет демонстрировать понимание отсутствия взаимных военных угроз и содействовать экономическому развитию приграничных районов, базировавшемуся ранее на функционировании военных структур.

Таким образом, строительство нового отечественного космодрома в пределах территории Дальневосточного региона способствует реализации политических и экономических интересов страны, а также убедительно демонстрирует решимость использовать географическое присутствие в регионе для своего национального развития.

Начало работ
Первые финансовые средства по теме «Космодром Восточный» Роскосмос получил уже в 2008 г. И пусть это были «крохи», но главное – «поезд тронулся» и остановить его стало невозможно. В том же году, согласно государственному контракту между Роскосмосом и ОАО «Ипромашпром», была проведена рекогносцировка в обеспечение проектно-изыскательских работ (ПИР) для создания космодрома, по результатам которой определялась предварительная стоимость работ по строительству.

В это же время впервые были подняты вопросы: о переподчинении ЗАТО Углегорск из ведения Минобороны в ведение Роскосмоса – с сохранением статуса закрытого образования для обеспечения особого режима безопасности; о передаче освободившихся объектов и участков земли расформированного космодрома Свободный, необходимых для создания обеспечивающей инфраструктуры комплекса; о резервировании земельных участков в Амурской области для размещения объектов наземной космической инфраструктуры.

Распоряжением Президента РФ единственным исполнителем проектных работ по созданию космодрома определялось ОАО «Ипромашпром», подрядных работ – Спецстрой России.

В декабре 2009 г. соответствующим распоряжением Роскосмоса для строительства объектов космодрома было зарезервировано 103546.6 га земель. В июне 2010 г. с положительным результатом прошли общественные слушания по вопросу перевода земельных участков лесного фонда в категорию «Земли промышленности и иного специального назначения».

Несомненно, «земельный» вопрос – один из самых важных при любом строительстве, тем более при таком масштабном. При резервировании соответствующего земельного участка мы сознательно постарались обойти земли сельскохозяйственного назначения, но все равно столкнулись с трудностями. Земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, земли населенных пунктов, земли обороны и безопасности, находящиеся в собственности Минобороны, – все это располагало к довольно длительному процессу оформления земельных участков для Роскосмоса.

Тем не менее уже в ноябре 2010 г. документация была полностью оформлена. Постановления администраций ЗАТО «Поселок Углегорск» и Свободненского района Амурской области предоставляли в бессрочное пользование 12 земельных участков для строительства и эксплуатации автомобильной дороги, железнодорожного подъездного пути, системы внешнего электроснабжения в составе первого этапа линейной части объекта «Космодром Восточный» (шесть земельных участков из состава земель населенных пунктов и шесть земельных участков промышленного назначения). Кроме того, для создания линейных объектов были получены восемь свидетельств на земельные участки лесного фонда. Одновременно началась подготовка разрешительной документации по переводу земель лесного фонда общей площадью 9662.748 га (21 земельный участок в Свободненском районе и пять земельных участков в Шимановском районе Амурской области).

Распоряжение Правительства №2424-р о переводе земель лесного фонда в земли промышленного (иного) назначения, выпущенное 28 декабря 2011 г., стало венцом огромной работы Роскосмоса с привлечением и непосредственным участием большого числа организаций Амурской области, администраций муниципальных образований Свободненского и Шимановского районов, ЗАТО «Поселок Углегорск», правительства Амурской области, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных управлений в Амурской области и Хабаровском крае.

Параллельно Роскосмос и Минобороны выполнили работу по передаче на баланс Администрации ЗАТО «Поселок Углегорск», Роскосмоса и Спецстроя России зданий, сооружений и земельных участков расформированного космодрома Свободный.

Всего на момент начала работы подлежало передаче 114 зданий и сооружений и 18 земельных участков. Минобороны списало и утилизировало семь объектов; списало, утилизировало, но не рекультивировало 27 объектов; готовилось к списанию и утилизации 57 объектов.

Приказами министра обороны 50 зданий и девять земельных участков были переданы в собственность ЗАТО. Девять земельных участков и железнодорожный путь не общего пользования перешли в постоянное (бессрочное) пользование и оперативное управление Роскосмоса. Более 55 зданий и сооружений были высвобождены и организована их передача в оперативное управление Спецстроя России.

Кроме того, в связи с принятым министром обороны решением о расформировании 60-го отдельного измерительного пункта (ОИП), дислоцированного на территории ЗАТО, на заключительном этапе находится работа по передаче еще 55 зданий и сооружений, ранее находившихся в собственности Минобороны.

К сожалению, решение об отключении большинства неиспользуемых объектов расформированного космодрома Свободный, принятое Минобороны еще в 2009 г., привело в частичную негодность значительную часть передаваемого казарменно-жилищного и специального фонда.

Продолжение статьи читайте на страницах нашего журнала
Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты