Архив номеров

Содержание номера


ГЛАВНОЕ

Памяти Нила Армстронга

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Curiosity на Марсе!

«ДАН оправдывает наши ожидания». Интервью с Игорем Митрофановым

«Чанъэ-2» к Тутатису, «Чанъэ-3» на Луну…

NASA выбирает InSight. Марсианская синица в руках

ПЛАНЕТОЛОГИЯ

Космическая «золотая лихорадка»

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

«Прогресс М-16М»: догнать МКС за шесть часов

Полет экипажа МКС-32. Август 2012 года

ВКД-31, или «Огромное спасибо за работу!»

ВКД-18, или Болт с «сюрпризом»

NASA выделяет миллиард на коммерческие корабли

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Летные испытания отечественных спутников наблюдения Земли

КОСМОНАВТЫ АСТРОНАВТЫ ЭКИПАЖИ

Кондратьев покинул отряд космонавтов

Утомленные Солнцем

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Юбилей надежности Ariane 5. В полете – КА Intelsat 20 и Hylas 2

«Экспресс-МД2» и Telkom-3 – «товарищи» по несчастью

«Морской старт» для «Интелсата»

«Штормовые зонды» изучат радиационные пояса

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Дорога в космос длиною в 75 лет. Юбилей НПО имени С.А.Лавочкина

В отрасли грядут изменения, или «Терпеть это дальше просто невозможно!»

КОСМОС - ЗЕМЛЯНАМ

О радарах и ледоколах

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

Испытания «Союза-2.1В» начались

Двигатель российского водородного блока проходит испытания

Восточная «Ангара»

Пилотируемый Atlas V

Американские «рабочие лошадки» празднуют первое десятилетие

КОСМОДРОМЫ

Космодром Восточный: как все начиналось...

СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Памяти Александра Макарова

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

Аэрокосмический конгресс в Москве

Восточная «Ангара»

Автор: Афанасьев И., Воронцов Д.

Башня обслуживания стартового комплекса "Ангары" в Плесецке2 августа Роскосмос объявил тендер на подготовку эскизного проекта (ЭП) в рамках ОКР «Создание космического ракетного комплекса тяжелого класса на космодроме Восточный» (шифр «Амур»). В тот же день некоторые СМИ с налетом сенсационности заговорили о начале разработки сверхтяжелого носителя для пилотируемых полетов к Луне...

О новой «старой» ракете…
Ажиотаж вызван, как представляется, двумя факторами. Первый: наличие в технических требованиях фразы о том, что «КРК (космический ракетный комплекс) должен обеспечивать... выведение пилотируемых транспортных кораблей ППТС (перспективная пилотируемая транспортная система) на траектории полетов к Луне и к околоземным орбитальным станциям». Второй: высказывание президента – генерального конструктора РКК «Энергия» В.А.Лопоты, что его предприятие готово принять участие в готовящемся конкурсе на сверхтяжелую РН, предназначенную, кроме прочего, для лунных экспедиций. Интервью, данное 20 августа, то есть еще до подведения итогов конкурса, было воспринято как явная заявка на участие в тендере.

Сенсационная шумиха сменилась чем-то похожим на когнитивный диссонанс, когда околокосмическая публика (то есть люди, более или менее представляющие, что такое ракетная техника для полетов к Луне) внимательнее изучила вышеуказанные технические требования (документ читался сверху вниз, слева направо и наоборот), но ничего похожего на ожидавшиеся 70 или 130 т грузоподъемности не обнаружила. Но обо всем по порядку.

Согласно техническим требованиям исполнитель работ должен до 31 мая 2013 г. разработать по заказу Роскосмоса эскизный проект КРК тяжелого класса на космодроме Восточный. Основанием разработки названа Федеральная космическая программа (ФКП) России на 2006–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 октября 2005 г. №635 (с изменениями).

В соответствии с техническим заданием №8457/12 на ОКР «Амур» необходимо решить следующие задачи:
В технических требованиях указано, что, кроме вышеупомянутого требования о запусках пилотируемых кораблей к Луне и на околоземные орбиты, ракета должна быть способна выводить автоматические КА:
Предусматривается разработка двух вариантов носителя – двухступенчатого и трехступенчатого. Их основой должна стать ракета, создаваемая «в соответствии с указом Президента РФ от 6 января 1995 г.», то есть «Ангара».
 
Помимо самой ракеты, в состав КРК входят и наземные системы, в частности стартовый комплекс (СК). Документация предусматривает, что СК должен включать одну пусковую установку, обеспечивающую не менее десяти пусков в год. В технических требованиях указывается, что при подготовке к пуску все операции с момента начала заправки ракеты должны осуществляться автоматически, без участия персонала.

Выведение пилотируемых транспортных кораблей должно осуществляться в составе космических головных частей (КГЧ). Они входят в комплекс пилотируемого транспортного корабля (ПТК), разрабатываемого в рамках ОКР «Перспективная пилотируемая транспортная система» (ППТС) I этапа и включающего:
В ЭП должны быть уточнены конструктивные и схемные решения по техническому комплексу (ТК; разрабатывается в рамках ОКР «ТК-Восток») с учетом схемы генерального плана, разработанного для КРК «Русь-М». Необходимо уточнить также технический облик стартового комплекса (СК; разрабатывается в рамках ОКР «СК-Восток-А») с учетом запланированных ранее для СК «Руси» площадей с максимальным использованием результатов инженерных изысканий, проектной и рабочей документации, полученных в рамках ОКР «Русь-М».

СК носителя тяжелого класса предназначается для предстартовой подготовки и пуска РКН с КГЧ, включающими в свой состав пилотируемые и грузовые корабли из состава ППТС, а также автоматические КА. Предварительные геодезические координаты стартового комплекса КРК тяжелого класса – 51°52’32’’с.ш.; 128°21’43’’в.д. Размещение пусковой установки на генплане СК должно быть обосновано в ходе выполнения эскизных проектов по КРК тяжелого класса и по СК (в рамках ОКР «СК-Восток-А») с привлечением ЦНИИмаша, ЦЭНКИ, «Ипромашпрома» и 31-го государственного проектного института специального строительства.

Так о чем же идет речь в документе? В технических требованиях ответ на этот вопрос дан практически прямо: об адаптации тяжелых РН «Ангара» к космодрому Восточный. Трехступенчатый вариант носителя – это не что иное, как всем известная «Ангара-А5», а двухступенчатый – пилотируемая «Ангара-А5П» (известна также как «Ангара-5.2»).

О том, что речь идет не о разработке новой ракеты, а о сравнительно небольшой модернизации, свидетельствует и сумма контракта: за решение вышеуказанных задач Роскосмос готов заплатить 10 млн руб. Для сравнения: в 2009 г. на разработку ЭП в рамках ОКР «Русь-М» выделялось 300 млн руб (стартовая цена 375 млн руб) и полтора года времени. Здравый смысл и логика подсказывают, что за полгода и 10 млн руб разработать серьезный ЭП совершенно нового носителя, тем более сверхтяжелого, нереально.

Можно полагать, что в ОКР «Амур» будут проработаны такие вопросы, как согласование механических, электрических и пневмогидравлических интерфейсов «Ангары» применительно к СК, спроектированному для «Руси-М». Вероятно, будет доработана конструкция ракеты с учетом изменения климатических условий – при эксплуатации на Дальнем Востоке. По сути, новый тендер должен «узаконить» размещение «Ангары» на Восточном.

Напомним: 14 ноября 2011 г. Федеральное космическое агентство объявило три конкурса на создание объектов технической и пусковой инфраструктуры. В частности, тендер на эскизное проектирование оборудования для СК носителей «Ангара» на космодроме Восточный (ОКР «СК-Восток-А») предусматривал исполнение работ с декабря 2011 г. по июль 2012 г. при стоимости 253 млн руб (НК №2, 2012, с.48-49). Тогда конкурс был признан несостоявшимся, поскольку заявка на участие в тендере поступила только от КБ «Мотор» (филиал ЦЭНКИ).

Кстати, и итоги нового тендера уже известны: 30 августа конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки – от ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Федеральный закон №94 предусматривает такую ситуацию, и конкурсная комиссия рекомендовала заключить контракт с единственным участником тендера.

Таким образом, ожидания любителей сенсаций не оправдались: вместо «русского супертяжа» миру явили все ту же «Ангару», «вид сбоку» – вариант Восточный. А как же быть с Луной?

Продолжение статьи читайте на страницах нашего журнала
Журнал Новости Форум Фото