Содержание номера


ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет экипажа МКС-28. Июль 2011 года

STS-135: ну вот и всё…

Грузы «Атлантиса»

Последний визит на МКС

О скафандрах из первых уст

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

Назначен экипаж МКС-39/40

«Миграции» среди астронавтов NASA

Парашютная подготовка космонавтов

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

«Шицзянь-11»: еще два старта

Второй «Тяньлянь-1» на орбите

Уже дюжина. В полете вторая шестерка «Глобалстаров»

Отступление во имя победы. PSLV вывела на орбиту спутник связи

Вторая попытка Казахстана. В полете SES-3 и KazSat-2

Пополнение в группировке GPS

Впервые в мире! Российский радиотелескоп на орбите

Девятый аппарат в созвездии Compass

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

Сверхтяжелый носитель: как-то сложно всё…

Демонстраторы и Vega: второй раунд

ВОЕННЫЙ КОСМОС

ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

Беспроводная передача электроэнергии между КА

КОСМОС – ЗЕМЛЯНАМ

Охота за тающими льдами

Симпозиум Федерации космонавтики

От ГЛОНАССа – к ДЗЗ!

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Памятник ракете

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

«Рассвет» на орбите Весты

ПЛАНЕТОЛОГИЯ

У Плутона найден новый спутник

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

Частная космонавтика в Кремниевой долине

ЮБИЛЕИ

85 лет Гаю Северину

ПО КОСМИЧЕСКИМ МУЗЕЯМ

Обновленный музей НПП «Звезда»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Советская лунная программа 1960–1961 годов

СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Памяти Брайана О’Лири

Реклама



Тамбовский Арсенал

Автор: Афанасьев И.

С 21 по 23 июля по приглашению Космических войск небольшая группа журналистов посетила в/ч 14272 в поселке Знаменка Тамбовской области. Представители СМИ смогли узнать и провести съемки о жизни и деятельности Арсенала Космических войск, регламентных, ремонтных, демонтажных и транспортных работах с изделиями ракетно-космической техники в отделах и цехах этого секретного объекта. Журналисты ознакомились со службой и бытом военнослужащих, с работой и жизнью гражданских специалистов Арсенала.

2-1.jpg

Фото И.Маринина

Этот объект не найдешь ни в одном открытом справочнике, не разглядишь ни на одной туристической карте. Упрятанный в глубине тамбовских лесов, до недавних времен он был известен лишь «посвященным». Конечно, можно попытаться отыскать следы через Интернет, однако даже Google Maps показывает на этом месте невразумительные пятна и странные геометрические фигуры с загадочными надписями…

Арсенал Космических войск – одно из наиболее секретных подразделений Минобороны. Неслучайно эмблемой в/ч 14272 выбрана грозная сторожевая башня в перекрестии молний – символ надежного укрытия и крепкой защиты. В лесу затаился целый город, окруженный несколькими рядами металлической сетки в два человеческих роста, контрольно-следовой полосой, камерами видеонаблюдения и прочими наисовременнейшими системами защиты. Последний рубеж – комплекс заграждений с высоким электрическим напряжением. Есть еще и зона отчуждения шириной 500 м, где нельзя охотиться и собирать грибы. За целостностью «периметра» следит неусыпный караул, способный за минуту достичь любой точки периметра и встретить непрошенных гостей…

Ошибки исключены

Особенность Арсенала – в его многофункциональности. Он осуществляет прием оборудования и изделий ракетно-космической техники, их хранение, ремонт, демонтаж, погрузку и отправку на космодромы. Здесь решается ряд задач:

Арсенал – это своеобразный фильтр, который исключает поставку в части и эксплуатирующие организации Космических войск неисправного ракетного вооружения. Сложную технику, выпускаемую предприятиями промышленности, принимает личный состав, имеющий навыки по порядку и правилам ведения регламентных и рекламационных работ. Специалисты Арсенала не допускают ошибок, исключая поступление в войска неисправной, некомплектной или изготовленной вразрез с условиями конструкторской документации техники. Поэтому требования к их квалификации – высочайшие.

Здесь в ангарах и боксах при заданной температуре и влажности хранятся блоки РН, компрессорные станции, наземное контрольно-проверочное и технологическое оборудование. Говорят, что при необходимости из того, что есть в запасниках, можно собрать целый стартовый комплекс!

По словам сотрудников Арсенала, за время работы ни одна ракета, прошедшая через него, не отказала в полете. В «лихие девяностые», когда встала практически вся наша промышленность, наличие Арсенала не позволило прервать непрерывную череду запусков отечественных носителей с космодромов. Именно из его запаса, ставшего своеобразной «подушкой безопасности», черпались ракеты вплоть до конца 1990-х, когда производство наконец-то стало подниматься с колен.

Обслуживание РН или КА – венец деятельности Арсенала. Это самая сложная работа: в ней задействованы все службы и подразделения. При этом требуется обеспечить непрерывное энергоснабжение и постоянный температурно-влажностный режим. Здесь важнейшую роль играет отдел регламента и ремонта ракетно-космического вооружения с квалифицированным персоналом, постоянно готовым к выполнению сложной и кропотливой работы. На космодром ракета должна пойти полностью исправной. По словам руководителя отдела майора Олега Саханя, «по объему, числу и номенклатуре ракет-носителей, которые испытываются в отделе, он уникален не только в отрасли и стране, но и, наверное, в мире. Здесь одновременно могут проходить испытание сразу четыре вида РН!»

Отдел способен поддерживать в состоянии готовности РН «Космос-3М», «Циклон», «Союз» (а ранее и «Молния»), а также вести регламентные и восстановительные работы на соответствующих видах ракетно-космической техники. Эта деятельность в принципе аналогична работам, производимым на космодромах. Но есть и существенные различия. Если на космодромах изделия проходят подготовку непосредственно перед стартом, то в Арсенале электрические и пневматические испытания всех блоков ракет проводятся регулярно и ежегодно. Нет только прожигов двигателей – Арсенал не работает с компонентами ракетного топлива.

Работы по регламенту

2-2.jpgТехноло­гия регламент­ных работ в общих чертах выглядит так. Изделия ракетно-космичес­кой техники размещают­ся на складах отдела хране­ния. В соответ­ствии с руководя­щи­ми докумен­тами, раз в год они целиком или поблоч­но транспорти­руют­ся со склада в отдел регламента, где с ними проводят­ся работы в объеме, определен­ном техни­чес­кой и норматив­ной документа­цией. В случае их успеш­ного заверше­ния изделие возвращает­ся в отдел хране­ния, при выявлении неисправ­ности ремонти­рует­ся. Для этого используются «запасные части, инструменты и принадлежности» (ЗИП), которые предприятия промышленности поставляют в комплекте с блоками ракетно-космической техники.

Цех испытаний напоминает монтажно-испытательный корпус космодрома: на полу, залитом антистатическим лаком, несколько рельсовых путей, под потолком – мостовые краны, стены покрашены не белилами, а масляной краской. Участвующий в проверке расчет ходит в белых халатах, шапочках и бахилах. В процессе тестов в систему управления ракеты вводится полетное задание. Проверяется работа всех бортовых систем и агрегатов. В зависимости от типа носителя испытания продолжаются от 5 до 9 дней. В них задействованы 20–30 специалистов – как военных, так и гражданских. Большая часть механических операций с изделием выполняется вручную. По окончании проверки ракету тщательно пылесосят, упаковывают в гермочехол и отправляют на хранение.

Мы стали свидетелями одной из основных операций. После ежегодного технического обслуживания ступень РН «Циклон-2» из цеха ремонта и регламента перевозилась в хранилище, где будет находиться до следующего технического обслуживания. Погрузка ракетного блока на специальные тележки осуществлялась с помощью крана с микроходом. Одновременно инженеры вручную регулировали правильное положение изделия в креплениях. Когда все было готово, опять же вручную, блок вывезли из ремонтного цеха и переместили на трансбордерную тележку, на которой и отвезли изделие к нужному складу отдела хранения. На присутствующих произвели впечатление слаженные и четкие команды офицеров, уверенные движения солдат, филигранно манипулирующих огромным (и отнюдь не невесомым) блоком, закутанным в чехол, а также могучий «Кировец», медленно (скорость не выше 5 км/ч) везущий трансбордерную тележку. Только такие четкие аккуратные действия, по словам специалистов, в полной мере обеспечивают сохранность ракеты до следующего техобслуживания или отправки на космодром.

Интересная особенность – время работ: специалисты ждали «окна», когда над Арсеналом не пролетают иностранные спутники, способные зафиксировать действия расчетов.

Скрытые от постороннего глаза густой растительностью, на территории Арсенала разбросаны многочисленные здания и сооружения. Приземистые ангары, стоящие бок о бок, снаружи нарочито непрезентабельны. Почти все они заполнены оборудованием, блоками ракет и космических аппаратов. Крупные узлы стартовых столов, заправщики ракетного топлива и автомобильная техника покоятся на оборудованных открытых площадках, расположенных в строгом порядке. Хранение ракетно-космической техники сопровождается специальными мерами. Так, каждая ракета перед постановкой на хранение упаковывается в пылевлагозащитный чехол. Перед тем как поставить ракету на хранение, чехол проверяют на герметичность – он надувается, как шар, а специалисты смотрят, есть ли спад давления.

Строгий контроль

В 1970-е и 1980-е годы в ангарах хранилось до нескольких десятков различных РН. Сейчас пусковая активность заметно снизилась (ресурс спутников подрос, высокая частота пусков уже не нужна), и ракет в Арсенале стало меньше: большая часть не попадает с заводов на хранение, а сразу идет на космодром и запускается. Специалисты, тем не менее, не сидят без дела. Несмотря на изменение частоты пусков, грузооборот Арсенала практически не снижается: уменьшился объем работ по РН, зато выросли потребности по хранению и обслуживанию автомобилей, инженерной техники и аппаратуры связи. После того, как Арсенал вошел в состав Космических войск, он регулярно отгружает 10000 т техники в год. Были годы, когда из-под Тамбова отправляли и 13–14 тысяч тонн.

Чтобы надежно контролировать состояние техники, находящейся на хранении, требуются современные измерительные приборы. Ими заведует контрольно-измерительная лаборатория, возглавляемая старшим лейтенантом Андреем Красноперовым. В его подчинении несколько офицеров запаса и инженеры из числа гражданского персонала. Молодой офицер признается, что служить ему интересно: есть возможность служебного роста, к тому же в Арсенал поступает много новой современной техники, которую можно изучить только здесь. Например, освоен новый автоматизированный комплекс «Кедрач», которого пока нет в военных вузах. Комплекс предназначен для метрологического обслуживания и автономной поверки средств измерений.

Продолжение статьи читайте на страницах нашего журнала

Журнал Новости Форум Фото