Содержание номера


ИТОГИ 2010 ГОДА

Федеральное космическое агентство. А.Н.Перминов

Космические войска России. Генерал-лейтенант О.Н.Остапенко

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Старт «Варягов»

Биографии членов экипажа ТК «Союз ТМА-20»

Предстартовая подготовка

Полет экипажа МКС-26. Декабрь 2010 года

Дед Мороз посетил ЦУП

Первый полет «Дракона»

КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ

Назначены новые экипажи МКС

Эмблема экипажа ТК «Союз ТМА-21» утверждена

В России будет единый отряд космонавтов

ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

«Глонассы-М» до орбиты не добрались…

Седьмой запуск в систему Compass

Грустный рождественский салют. Очередная авария индийской ракеты

Спутник для сельской местности. В полете – КА-SAT

Новогодний подарок для Испании и Южной Кореи. В полете – КА HispaSat 1E и KoreaSat 6

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ

Taurus II на пути к первому старту

Точность – вежливость королей

МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

«Рассвет» в пролете

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Посадка Х-37

Вторая встреча «Шицзяня-12»

ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

Российский космический бюджет–2011

О российско-индийском сотрудничестве в космосе

Юрий Королёв: «Микроэлектроника должна быть в центре внимания»

Первые космические технологии для Сколково

СУБОРБИТАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Космический туризм не опасен для окружающей среды

СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

Выставка «Человек на Луне» в Мемориальном музее космонавтики

КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Южноафриканский космос

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Подводная гора 11К37. Окончание

«Родом из детства». Новая книга о Юрии Гагарине

Величайший межпланетный проект. «Вояджеры» летят к Сатурну

КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Китайское космическое право

Реклама



Первый полет «Дракона»

Автор: Афанасьев И., Воронцов Д.

8 декабря в 10:43 EST (15:43 UTC) со стартового комплекса SLC-40 станции ВВС США «Мыс Канаверал» специалисты корпорации Space Exploration Technologies (SpaceX) осуществили пуск РН Falcon 9 Block 1 с экспериментальным грузовым космическим кораблем Dragon. Это был первый демонстрационный полет ракеты и корабля в рамках программы коммерческих транспортных операций COTS (Commercial Orbital Transportation Services).

Основной целью запуска, обозначенного как Dragon C1, была проверка возможностей корабля в космосе, при возвращении с орбиты и приводнении, дополнительными – выведение попутной ПН (группы наноспутников) и попытка спасения первой ступени. Все цели, за исключением последней, достигнуты.

Инновационное применение ножниц по металлу

По первоначальным планам компании SpaceX первый орбитальный полет «Дракона» ожидался во 2-м квартале 2010 г. Однако он никак не мог состояться раньше первого полета «девятки», а тот много раз переносился и в итоге состоялся лишь 4 июня (НК №8, 2010, с.24–27). После этого начался традиционный почти для всех современных космических миссий неспешный «дрейф вправо» даты второго пуска. Впрочем, для совершенно новой ракетно-космической системы это простительно.

Сначала в качестве ожидаемой даты старта называлось 21 июля, потом 26 августа, в середине июля – 9 сентября, а к концу месяца – 23-е. Первая ступень носителя прибыла на космодром 15 июля, вторая – 31 июля, а корабль – лишь 4 августа. Dragon «задержался» из-за модернизации бортовой двигательной установки.

14 сентября ракету с пристыкованной головной частью вывезли на старт и на следующий день успешно провели пробную заправку. После нее носитель вернули в МИК и отстыковали корабль – его предстояло заправить и протестировать еще раз.

К этому времени для пуска была согласована дата 23 октября, но уже через неделю ее пришлось сместить на 8–9 ноября: по результатам июньского старта потребовались некоторые доработки систем РН. Последовали еще два переноса, и наконец 8 ноября была названа реальная дата – 7 декабря.

2 декабря Falcon 9 с комплектным головным блоком был вывезен из монтажно-испытательного корпуса (МИК) и доставлен на стартовый комплекс (СК): ракету вертикализировали и установили в пусковое устройство.

3 декабря команда SpaceX предприняла попытку проведения технологических огневых стендовых испытаний, традиционных для носителей компании. В ходе прожига общей длительностью 3.5 сек планировалось вывести двигательную установку (ДУ) первой ступени ракеты на режим полной тяги, в котором девять двигателей Merlin 1C должны были проработать 2 сек.

Увы, предпринятый в 13:00 по местному времени тест не получился: он был остановлен спустя лишь 1.1 сек после зажигания. «Прерывание испытания состоялось… из-за высокого давления в камере одного из двигателей [№6]. Мы попробуем провести еще одну попытку сегодня… Полигон имеет временные ограничения для последней попытки», – прокомментировали неудачу представители SpaceX. Однако подготовка затянулась, и опытный прожиг перенесли на следующий день.

Вторая попытка, предпринятая в субботу 4 декабря в 09:30, также была безуспешной из-за низкого давления в газогенераторе все того же двигателя №6. Но менее чем через полтора часа, в 10:50, была предпринята третья попытка испытаний, на этот раз удачная. (Вообще надо отметить демонстрируемую практически в каждой пусковой кампании способность SpaceX быстро преодолевать последствия сбоев и готовность техники к повторным попыткам!)

Казалось, дорога к старту открыта. Однако возникли новые препятствия. Накануне пуска, 6 декабря, при контрольном просмотре фотографий, сделанных при сборке ракеты, обнаружили две трещины ниобиевого соплового насадка ЖРД Merlin Vacuum второй ступени носителя. Дефекты максимальной длиной около 8 см, расположенные у самого среза сопла, почему-то «проскочили» инструментальный контроль на заводе SpaceX в Хоторне (Калифорния). Нужно было решать, что делать, а пока SpaceX объявила отсрочку до 9 декабря.

7 декабря в SpaceX был «день жестянщика». А главным героем дня стал Марти Андерсон с ножницами по металлу в рукахРазвитие обнаруженных трещин в полете могло послужить причиной серьезного инцидента – например, отрыва участка соплового насадка за ними с соответствующим снижением общей тяги и образованием несимметричной боковой составляющей. Разработчики также хотели выяснить, не явилось ли появление трещин следствием опасного технологического дефекта. Уже в день пуска представитель SpaceX разъяснил: виновата-де азотная дренажная линия, которая вызвала вибрацию участка сопла...

По-хорошему нужно было демонтировать двигатель и заменить сопло. Однако снятие ракеты со старта, ее возврат в МИК, расстыковка ступеней и ремонт могли сдвинуть пуск как минимум до 10–11 декабря. Потенциально это грозило дополнительными расходами на аренду наземной инфраструктуры полигона, с перепланировкой графика остальных пусков и (не дай бог!) вползанием в рождественские каникулы, а значит и переносом старта на 2011 год. С другой стороны, сопловой насадок в этом полете был в общем-то не нужен – полезный груз был значительно ниже потенциальной грузоподъемности носителя. И руководство SpaceX решило рискнуть.

Утром 7 декабря люлька крана поднялась к межступенчатому переходнику «Фолкона-9», и в небольшой технологический люк над первой ступенью влез лучший жестянщик SpaceX Марти Андерсон. Как мог точнее, он отметил маркером кольцевую секцию высотой около 10 см от среза сопла, содержащую злополучные трещины, и отрезал ее… обычными ножницами по металлу.

Никто и никогда еще не проделывал такую операцию «на живой ракете» над соплом немалых размеров (один лишь насадок имеет около 2.4 м в диаметре и 2.7 м в высоту), пусть даже и из очень тонкого металла (0.3 мм, примерно вдвое толще жестяной банки от кока-колы). Но только этот авантюрный ход позволил осуществить пуск с задержкой всего на день!

Фирменные особенности пуска
Итак, «обрезание» прошло благополучно, и старт был намечен на 8 декабря в 09:03 EST. Как обычно, SpaceX не баловала наблюдателей подробной циклограммой: «пресс-кит» отмечал лишь основные события. Обратный отсчет начинается в Т–2 час 35 мин с заправки ракеты компонентами топлива и сжатыми газами. Заправка второй ступени завершается в Т–60 мин. В момент Т–13 мин проводится окончательный опрос готовности систем к полету, а заключительный этап отсчета начался за 10 минут до старта.

По ходу подготовки время старта было сдвинуто на 09:06. Все шло штатно; в Т–4:46 ракета и корабль перешли на собственное электропитание. Бортовые блоки системы аварийного прекращения полета FTS, используемые для подрыва носителя в случае возникновения проблем, взвели в Т–3:11, и через 9 сек после этого завершилась подпитка баков жидким кислородом.

«Отбой» прошел за 2 мин 48 сек до расчетного времени старта. «По горячим следам» выдвигались два предположения о его причинах: проблемы с приемом телеметрии либо нештатная работа бортового компьютера корабля, что также отмечалось. Однако специалисты SpaceX назвали причиной ложный сигнал срабатывания наземного оборудования системы FTS, критически важной для нормального функционирования полигона.

Как бы то ни было, вскоре причина задержки была устранена – и отсчет возобновился с отметки T–13 мин в расчете на пуск в 10:43 EST. За 60 сек командный компьютер был переведен в режим «Старт», и в эту же секунду была подана вода на пусковое устройство. На отметке Т–0:40 начался наддув топливных баков обеих ступеней.

Команда «Зажигание!» была подана за три секунды до старта. Пока двигатели набирали тягу, «заневоленная» ракета удерживалась на пусковом устройстве. Проверка показала, что двигатели работают штатно, стопоры-держатели расцепились, и ровно в 15:43 UTC белоснежный Falcon 9 оторвался от стартового стола.

Начальный участок полета сопровождался явлением «огненного шара». Кроме того, наблюдалось воспламенение керосина, который проливался из разъема заправки второй ступени на кабель-заправочной мачте. Последняя, по совместительству выступающая как стрела установщика, пострадала от воздействия выхлопа двигателей. Но в остальном все прошло гладко, в соответствии с циклограммой.

Зону максимального динамического давления ракета прошла в Т+1:16. Примерно через 155 сек после старта отключились два из девяти двигателей первой ступени, чтобы ограничить нагрузки на конструкцию носителя. Еще через 23 сек отключились остальные двигатели. Ступени разделились четырьмя секундами позже, а на 189-й секунде полета прошла команда на зажигание двигателя второй ступени. Вскоре после этого был сброшен головной обтекатель.

Полет проходил устойчиво, без всяких особенностей. Все неприятности первого пуска, и в первую очередь ненормальное вращение в канале крена на участке работы второй ступени, остались в прошлом.

ЖРД Merlin Vacuum работал 5 мин 48 сек, обеспечив выведение второй ступени с головным блоком на опорную орбиту в T+8:57, на три секунды раньше, чем полагалось по циклограмме. Спустя 35 сек отделился герметичный спускаемый аппарат (СА) корабля Dragon, оставив ненужный в этом полете негерметичный грузовой отсек на второй ступени носителя. По данным SpaceX, корабль был выведен на орбиту с параметрами:

Примерно через 45 мин после старта вторая ступень выполнила ориентацию, и из контейнеров P-Pod в грузовом отсеке были запущены восемь наноспутников, наименования которых приведены ниже. К 13:30 все они вышли на связь и «отрапортовали» о нормальном состоянии.

Примерно в 11:39 EST (16:39 UTC) двигатель второй ступени включился повторно, выжег оставшееся топливо и обеспечил приращение скорости около 1565 м/с. В результате ступень перешла на эллиптическую орбиту с высотой апогея более 11000 км, подтвердив тем самым возможность ее использования в качестве разгонного блока для миссий с высокой энергетикой. 

Параметры орбит объектов, доставленных в космос, их номера и международные обозначения приведены в таблице.

Центр управления "Драконами"Полет «Дракона»
В 15:56 в соответствии с планом миссии Dragon начал самостоятельный полет с приведения бортовой ДУ в рабочее состояние. Выполняя программу, заложенную в бортовой компьютер, аппарат имитировал заключительную часть процедуры сближения с космической станцией и выполнял соответствующие маневры.

Информация с борта передавалась в центр управления через геостационарные спутники системы TDRSS. Изображение с установленной в спускаемом аппарате камеры так передавать было нельзя, и его сбрасывали только в зонах радиовидимости наземных пунктов. Все системы работали штатно; исключение, по неподтвержденной информации, составил отказ одного из бортовых ЖРД, но он оказался некритичным.

Полет «Дракона» был рассчитан на два витка. Корабль был сориентирован, и через 2 часа 32 мин после старта четыре ЖРД начали тормозить СА для схода с орбиты. Из-за их относительно малой тяги отработка тормозного импульса продолжалась шесть минут. Точное торможение обеспечило четкий вход в атмосферу, а двигатели и аэродинамическое качество, присущее аппарату, – спуск с небольшими перегрузками (по данным послеполетной пресс-конференции – не более 4.5 единиц) в заданный район.

После прохождения гиперзвукового участка, в Т+3 час 09 мин, отстрелился люк парашютного отсека и раскрылась парашютная система. А еще примерно через 10 минут, в 19:02:52 UTC, «Дракон» под тремя основными куполами на скорости 8 м/с мягко опустился в волны Тихого океана в 800 км от берегов Южной Калифорнии. 

Общая продолжительность миссии составила 3 час 19 мин 52 сек – на минуту дольше графика. Приводнение произошло практически в центре посадочного эллипса 60х20 км. Группа специалистов SpaceX оказалась у плавающей в воде капсулы уже через несколько минут. Отклонение места приводнения от расчетной точки составило 800 м (!) – превосходный результат для первого полета любого аппарата!

Планом пуска также предусматривалось спасение первой – формально многоразовой – ступени ракеты. Напомним, что ни в одном из предшествующих полетов ракет SpaceX первую ступень не могли не то что спасти, а даже обнаружить. На сей раз удалось получить радиолокационные данные и телеметрию от аппаратуры, которая должна была включиться при падении ступени в воду. В Атлантику, в расчетный район приводнения в нескольких сотнях километров восточнее мыса Гаттерас, было направлено поисково-спасательное судно NASA Freedom Star, но… оно вернулось ни с чем. По некоторым данным, факт разрушения первой ступени был подтвержден видеосъемкой.

Таким образом, над повторным использованием первых ступеней своих ракет компании SpaceX еще работать и работать. На послеполетной пресс-конференции владелец и генеральный директор фирмы Элон Маск (Elon Musk) заявил, что SpaceX постепенно движется к решению этой задачи и рассчитывает через два-три года вылавливать ступень в океане в состоянии, пригодном к повторному использованию. Про спасение второй ступени, о чем также мечтает Элон Маск, мы скромно умолчим.

Новый американский корабль
В то время как в первом пуске РН Falcon 9 использовался габаритно-весовой макет, теперь в космос поднялся полноценный прототип грузового корабля Dragon.

Корабль состоит из двух отсеков – герметичного спускаемого аппарата и негерметичного грузового отсека (по терминологии SpaceX – «кузов»). Полная длина изделия составляет 6.1 м при диаметре 3.6 м. Таким образом, «Дракон» чуть короче «Союза», но значительно больше по диаметру. Сухая масса корабля составляет 4200 кг, масса топлива – до 1290 кг. В первом полете стартовая масса «Дракона» была примерно 5200 кг; предельная масса с грузом, задаваемая характеристиками носителя, составляет 9800 кг.

В отличие от всех других кораблей «капсульного» типа («Союз», Apollo, «Шэньчжоу», Orion, CST-100), служебные системы «Дракона», включая двигательную установку, расположены в СА. По мнению разработчиков, такое решение обеспечивает возможность многократного использования самых ценных частей корабля. 

Кроме служебных систем, в СА объемом 10 м3 можно разместить до 3310 кг полезного груза, требующего особо бережного обращения. Размер переходного люка позволяет доставлять на МКС крупногабаритные грузы, в том числе и стандартные стойки оборудования. На Землю Dragon может вернуть до 2500 кг грузов. Такая возможность выгодно отличает корабль Маска от существующих беспилотных «грузовиков», используемых для снабжения МКС. Таким образом, после того, как флот шаттлов уйдет в отставку, Dragon сможет служить и средством возвращения оборудования и результатов экспериментов со станции на Землю.

Система жизнеобеспечения позволяет поддерживать внутри герметичного отсека давление около 1 атм, температуру в диапазоне 10–46°С и относительную влажность 25–75%. В первых (беспилотных) полетах это будет просто кондиционирование, в пилотируемых (как надеются разработчики) – полная замена, с поглощением углекислого газа и влаги и добавлением израсходованного кислорода.

Схема транспортного корабля Dragon: 1 – пассивный стыковочный механизм PCBM;  2 – двигатели (верхние – для торможения, нижние – для разгона и разворотов); 3 – теплозащитный экран; 4, 7 – негерметичный грузовой отсек («кузов»);  5 – люк для доступа обслуживающего персонала при наземной подготовке корабля к пуску; 6 – выгрузка негерметичных полезных грузов осуществляется через нижнюю часть «кузова»; 8 – сервисная (негерметичная) секция возвращаемого аппарата; 9 – герметичная секция возвращаемого аппаратаДвигательная установка включает 18 ЖРД Draco тягой по 41 кгс, работающих на долгохранимых самовоспламеняющихся компонентах – азотном тетроксиде (АТ) и монометилгидразине (ММГ). Двигатели применяются для ориентации, орбитального маневрирования, сведения корабля с орбиты в конце полета и (в импульсном режиме) для управления спуском.

СА оснащен единым стыковочным механизмом CBM (Common Berthing Mechanism), который может быть выполнен как в стандарте стыковочной системы с низким уровнем нагрузок LIDS (Low-Impact Docking System), принятом для американского «правительственного» корабля Orion*, так и в варианте с андрогинным периферийным агрегатом стыковки АПАС. Во время полетов к МКС корабль будет подходить к станции и зависать рядом с ней, после чего экипаж сможет захватить его манипулятором SSRMS (эта операция уже является штатной для японского корабля HTV) и пристыковать к соответствующему узлу станции. 

Стыковочный механизм установлен в носовой части СА и во время запуска прикрыт полусферическим обтекателем. 

Система электропитания со средневитковой мощностью 1500 Вт (пиковая – до 4000 Вт) имеет в своем составе две панели солнечных батарей, устанавливаемые на негерметичном отсеке, и литий-ионную аккумуляторную батарею в СА. Напряжение постоянного тока в бортовой сети 28 и 120 В.

Система управления корабля позволяет реализовать полностью автономный режим сближения и стыковки с МКС с возможностью ручного управления в пилотируемой конфигурации. Бортовое радиоэлектронное оборудование имеет резервирование, позволяющее парировать до двух отказов.

Для подключения бортовой аппаратуры предусмотрены несколько видов интерфейсов: коммерческие RS-422, последовательные порты ввода/вывода военного стандарта 1553, а также Ethernet. 

Отказоустойчивая телеметрическая система обеспечивает скорость передачи данных «борт–Земля» до 300 Мбит/с, а командная радиолиния «Земля–борт» – 300 кбит/с.

СА оснащен двумя видами теплозащиты: облегченной боковой (по типу легких белых «матов», закрывающих самые «холодные» участки верхней поверхности орбитальных кораблей системы Space Shuttle) и мощным донным экраном из абляционного материала PICA-X (Phenolic Impregnated Carbon Ablator) на основе углеродных волокон, пропитанных фенолформальдегидной смолой. На разработку экрана диаметром 3.6 м, способного выдержать температуру до 2200°С, потребовалось четыре года. Специалисты SpaceX считают, что он не будет повреждаться при спуске и сможет повторно использоваться для многих рейсов; судя по отличному состоянию экрана после первого полета, это вполне реально. 

Спуск с аэродинамическим качеством обеспечивает малые перегрузки и высокую точность посадки. Посадка осуществляется на воду (возможна аварийная – на сушу) с помощью парашютной системы, состоящей из двух тормозных куполов, раскрываемых на высоте около 13 км, и трех основных куполов, вводимых в действие на высоте немного более 3 км. Каждый из основных куполов имеет диаметр 35.4 м, что соответствует суммарной площади парашютной системы около 2950 м2. Скорость снижения СА (от 4.8 до 5.5 м/с) обеспечивает комфортные условия приводнения.

Второй – негерметичный – отсек объемом 14 м3 служит для размещения ПН массой до 3310 кг и одновременно выполняет роль переходника между второй ступенью ракеты и кораблем. Он имеет большой боковой люк для загрузки и открыт снизу для разгрузки на орбите. Кроме доставки грузов, не требующих герметизации, отсек может применяться для развертывания малых спутников. В штатном полете его отделение производится перед сходом с орбиты.

Не следует забывать, что Dragon изначально разрабатывался как пилотируемый корабль, способный нести экипаж из пяти-семи астронавтов (в зависимости от конфигурации полезного груза), размещенных на двух палубах. Ресурс корабля рассчитан на миссии продолжительностью от одной недели до двух лет. 

Нынешние контракты SpaceX с NASA не предусматривают пилотируемых полетов «Дракона», однако Элон Маск словом и делом агитирует агентство за использование своего корабля для доставки экипажей на МКС – и не только!

Итоги и планы на будущее
Успех миссии Dragon C1 произвел на публику (и заказчиков) большое и, разумеется, самое благоприятное впечатление. Элон Маск буквально светился счастьем. Его нетрудно понять: ведь накануне он оценивал вероятность успешного запуска в 90%, а шансы на успех миссии в целом примерно в 60–70%.
Накануне старта чиновники NASA были сдержаны в ожиданиях. «Это летные испытания, – рассуждал Фил МакАлистер (Phil McAlister), исполняющий обязанности директора Управления разработки коммерческих космических полетов в штаб-квартире NASA. – Космический полет очень, очень труден. И если история чему-то учит, то лишь тому, что во время тестовой программы, безусловно, будут какие-то аномалии – на то она и тестовая программа».

После успешного полета оптимизм возобладал. «Сегодня наша уверенность в разработках SpaceX – ракетах-носителях и космических аппаратах – возросла», – заявил Алан Линденмойер (Alan Lindenmoyer), руководитель программы коммерческих орбитальных транспортных услуг COTS в Космическом центре Джонсона. Эти оценки имеют вполне ощутимый финансовый эквивалент: COTS уже инвестировала 253 млн $ в SpaceX, и успех 8 декабря принесет в кассу фирмы еще один платеж в 5 млн $.

Первый полет «Дракона» – важная веха не только для SpaceX, но и, пожалуй, для всей современной космонавтики. Впервые за 30 лет создан «с нуля» новый пилотируемый корабль (китайский «Шэньчжоу» все же во многом основан на концепции и конструкции российского «Союза»). И при этом создан в сжатые сроки – около 7 лет, что нехарактерно для современных темпов реализации сложных проектов. Еще важнее, что разработка и изготовление корабля осуществлены с привлечением сравнительно скромных людских и финансовых ресурсов*, что дало основание сторонникам «частного космоса» заявить о наступлении новой эры в пилотируемой космонавтике. И в первом же полете корабль справился с весьма насыщенной сложной программой.

Пока вторая демонстрационная миссия Dragon C2 намечена на 15 июля 2011 г., и в ходе ее корабль должен провести все маневры дальнего сближения и подойти к МКС примерно на 10 км. Стыковка к станции является основной целью миссии Dragon C3 (старт по плану – 8 октября 2011 г.). Однако на гребне успеха Элон Маск предлагает объединить обе эти миссии в одну, чтобы ускорить ввод корабля в эксплуатацию. Для этого необходимо одобрение NASA, которое пока не получено, но Маск настроен оптимистично, считая, что следующий полет будет уже со стыковкой к МКС. На конец 2011 года условно планируется и первая «штатная» коммерческая миссия CRS1 по снабжению станции. 

Успешные летные испытания «Дракона» и ввод в строй его пилотируемого варианта способны сократить сроки, в течение которых NASA будет пользоваться российскими «Союзами» в отсутствие собственного корабля. Конечно, отработка системы жизнеобеспечения и дополнительные испытания займут некоторое время, но оно не будет слишком длинным: американцам важна сама возможность использовать для доставки астронавтов собственные средства. В рамках проекта МКС новый корабль может занять достойное место, и не только в качестве перевозчика грузов и людей, но и как вместительная «спасательная шлюпка». 

На послеполетной пресс-конференции Элон Маск заявил, что намерен создать версию «Дракона» с реактивной системой посадки** на выдвигаемые посадочные опоры. Такое решение позволит обеспечить мягкое приземление на специальную посадочную площадку, что гораздо лучше приводнения с точки зрения повторного использования корабля.

Маск также позволил себе заметить, что теплозащита «Дракона» выдержит и возвращение со второй космической скоростью, и вообще – «Все, что может сделать Orion, может и Dragon». Заявление нахальное, но... Dragon-то уже летает, а Orion еще очень далек от первого старта.

Первый запуск корабля DragonLab для автономных научных экспериментов должен состояться в 2012 г. В целом же, по словам Элона Маска, «одна из самых главных целей SpaceX – попытаться сделать космический полет рутинным, как авиаперелет».

В общем планов много, а пока… По завершении полета Алан Линденмойер сказал: «Спасибо за ранний рождественский подарок и этот отличный способ начать праздники. Я знаю: вы, ребята, заслуживаете отдых и можете насладиться им!»

Попутчики «Дракона»
В полете Dragon C1 на орбиту был выведен наноспутник SMDC-ONE (Space and Missile Defense Command – Operational Nanosatellite Effect). Он разработан в рамках Программы создания эксплуатационных наноспутников Космического и противоракетного командования Армии США в знаменитом Редстоунском арсенале и предназначен для экспериментов по ретрансляции в режиме реального времени сигналов (пакеты сообщений «голос–текст») от «необслуживаемых» наземных датчиков UGS (Unattended Ground Sensors) на наземные же приемные станции.
Цель программы – продемонстрировать способность быстрой разработки КА малой (менее 1 млн $ за миссию) стоимости, соответствующих требованиям военных. В случае успеха Армия готова развернуть низкоорбитальную группировку наноспутников-ретрансляторов для поддержки тактических подразделений на поле боя. 

В течение получаса после отделения спутник развернул свои антенны и сообщил о своем нормальном состоянии на пункт управления в Редстоунском арсенале. Аппарат сошел с орбиты в результате естественного торможения 12 января. Тем не менее по результатам полета будет оцениваться возможность годового рейса наноспутника.

Экспериментальные «кубсаты» QbX1 и QbX2 (CubeSat Experiment) разработаны Центром космических технологий Исследовательской лаборатории ВМС и предназначены для оценки наноспутников в качестве платформы для проведения экспериментов в области технологий по программе, предположительно именуемой Grey Whale («Серый кит»). 

По конструкции они, как и SMDC-ONE, являются типичными тройными кубсатами размерами 30x10x10 см. Спутники изготовлены фирмой Pumpkin Inc. (Сан-Франциско, Калифорния) и переданы заказчику Управлением программы «Колония» Национального разведывательного управления (см. врезку). Инженеры Центра космических технологий проверили радиолинии систем сопровождения, телеметрии и управления QbX и QbX2, заложили на борт полетное программно-математическое обеспечение, перенеся его с предыдущих и ныне проводимых программ Лаборатории в бортовой процессор Colony 1 фирмы Pumpkin.

Сообщается, что на обоих КА QbX были успешно развернуты и проверены сразу после запуска солнечные батареи и антенны. Интересно отметить, что они ориентировались в новом (для США) режиме «Космическая стрела». Стабилизацию обеспечивала аэродинамическая сила, момент которой в совокупности с гироскопами и магнитными катушками гарантировал наведение КА в надир с точностью ±5°. 

Наноспутники QbX функционировали нормально, проводилось их тестирование и эксперименты. Сообщалось, что один из них служит для метеорологических исследований, миссия второго была засекречена. Один КА сошел с орбиты 6-го, а второй 16 января.

Спутники Perseus 000, 001, 002 и 003 также были созданы в рамках программы NRO «Колония». Аппараты типа Colony 2 стоимостью не более 250 тыс $ каждый были заказаны NRO у отделения Phantom Works фирмы Boeing для демонстрации различных перспективных технологий в интересах правительственных ведомств США. Все четыре КА сошли с орбиты 30–31 декабря 2010 г.

Caerus/Mayflower – первый экспериментальный технологический наноспутник, созданный совместно отделением NovaWorks фирмы Northrop Grumman и Университетом Южной Калифорнии USC. Это тройной кубсат, сделанный на основе сдвоенного кубсата Northrop Grumman (программа Mayflower технологий следующего поколения), а также одинарного кубсата технологических школ USC в городах Лос-Анжелес и Марина-дель-Рей. Спутник имеет восемь раскрывающихся панелей солнечных батарей от фирмы Pumpkin и оснащен миниатюрной двигательной установкой. Первый день на орбите, судя по телеметрии, показал, что все системы КА работали нормально. С орбиты он сошел 22 декабря.

В ходе полета испытан также новый «вафельный» адаптер, позволяющий размещать 24 единичных или восемь строенных кубсатов. Адаптер выполнен в виде двухслойного алюминиевого диска, который располагается между верхней ступенью ракеты и основной ПН. Он обеспечивает отделение спутников в заданной последовательности с помощью пружинных толкателей.

По материалам SpaceX, spaceflightnow.com, nasaspaceflight.com, www.army.mil, www.spacenews.com и Business Wire

Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты