Двигатели Тураевского МКБ "Союз"

Автор Salo, 05.09.2009 22:44:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

http://engine.aviaport.ru/issues/25/page32.html
ЦитироватьВалентин Шерстянников     д.т.н., председатель Межведомственных комиссий
по космическим ЖРД ОКБ В.Г. Степанова в 1972-1982 гг.
ЖРД ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ И КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
ДЛИТЕЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В 60-70-е гг. в СССР были созданы высокоэффективные двигательные установки малой тяги с большим количеством циклов работы для космических аппаратов оборонного назначения, пилотируемых орбитальных станций типа "Салют" и космических систем спутниковой связи и передачи телевизионных программ "Радуга" и "Экран". ОКБ В.Г. Степанова разработало ряд таких двигателей и двигательных установок тягой от 45 гс до 500 кгс, использующих стабильные компоненты топлива.

Указанные двигательные установки имели в своем составе ЖРД, вытеснительную систему подачи топлива, а также быстродействующие клапанные механизмы многократного срабатывания. Особенностями двигателей являлись: высокий удельный импульс; низкое давление; отсутствие регенеративной системы охлаждения; высокая динамичность переходных режимов, обеспечивающая тысячи включений.

Создание таких двигателей и двигательных установок представляло собой сложную научно-техническую задачу.

В процессе наземной отработки (на огневых стендах ОКБ В.Г. Степанова и A.M. Исаева) и летно-конструкторских испытаний в работе отдельных двигательных установок отмечались отказы и случаи снижения эффективности при функционировании в космосе.

Так, в ходе лабораторных исследований и огневых испытаний двигателей стабилизации орбитальной станции "Алмаз" было выявлено существенное воздействие окислителя (азотного тетраоксида) на уплотнения клапанных механизмов. По результатам проведенных работ было принято решение о переходе на другой окислитель - АТИН.

Еще одна проблема с двигателями малой тяги возникла при летно-конструкторских испытаниях спутниковой системы "Экран". В частности, было выявлено понижение эффективности функционирования двигателя коррекции уже в первые месяцы работы на орбите.

Официальные испытания были остановлены до выяснения причины ухудшения работы двигателя.

В результате напряженной работы, проведенной специалистами ОКБ В.Г. Степанова совместно с НИИ, было установлено, что космическая радиация вызывает изменение физико-химических свойств окислителя (АТИНа).

В конце 1979 г. межведомственные испытания завершились, было выдано положительное заключение о допуске двигательной установки к летно-конструкторским испытаниям в составе объекта космической связи.

Научные исследования и успешное создание системы наземной отработки двигателей позволили в 70-е годы принять в эксплуатацию важные объекты оборонного и космического назначения, в том числе "Радугу", обеспечившую в 1980 г. телевизионную передачу Олимпийских игр из Москвы.


Двигатели тягой 40 и 20 кгс.


Двигатели тягой 10 и 1,2 кгс.


Двигатели тягой 0,6 и 0,3 кгс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Iva посетил музей космонавтики в Полтаве.
Публикую первые результаты его визита:[/size]







"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Iva, спасибо Вам огромное![/size] :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В подтверждение вид с другой стороны:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьНа ТКС была такая терминология:
В качестве двигателей причаливания и стабилизации (ДПС) используются 20 жидкостных реактивных двигателя типа 11Д434М многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Эти двигатели предназначены для стабилизации ТКС. Каждый из ДПС имеет тягу 40 +  2,0 кгс.
Точная стабилизация ТКС, обеспечивается с помощью 16 жидкостных реактивных двигателей типа 11Д432М многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Каждый из двигателей точной стабилизации (ДТС) имеет тягу 1,2 кгс
ЦитироватьРасположение двигателей ТКСа
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Штуцер

Сокращение колл.-коллектор.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

ЦитироватьНаружный диаметр сопла 11Д432М - 25мм. Это точно. Наружный диаметр сопла 11Д434М, ЕМНИП, 124мм, хотя могу и ошибиться.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

Цитировать
ЦитироватьНа ТКС была такая терминология:
В качестве двигателей причаливания и стабилизации (ДПС) используются 20 жидкостных реактивных двигателя типа 11Д434М многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Эти двигатели предназначены для стабилизации ТКС. Каждый из ДПС имеет тягу 40 +  2,0 кгс.
Точная стабилизация ТКС, обеспечивается с помощью 16 жидкостных реактивных двигателей типа 11Д432М многократного включения с вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Каждый из двигателей точной стабилизации (ДТС) имеет тягу 1,2 кгс
ЦитироватьРасположение двигателей ТКСа

This is a very exciting illustration and information! :D

But on the VA TKS ...



The Reaction Control Thrusters are somewhat similar to the 11Д434М. What is the engine designation and thrust characteristics for these?

Best Regards,

David L. Rickman

Штуцер

ЦитироватьThe Reaction Control Thrusters are somewhat similar to the 11Д434М. What is the engine designation and thrust characteristics for these?

Best Regards,

David L. Rickman
Unfortunately for the VA TCS information do not have.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитировать
Напоминает стендовое изделие для холодных проливок или огневых испытаний.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьА нет ли по этим двигателям каких либо данных кроме тяги?
К, сожалению, нет. В принципе, характеристики 11Д432М и 11Д434М близки к характеристикам 17Д58Э и 11Д458.
Отличия, ЕМНИП, следующие.
1.Вес - в 2-3 раза больше.
2.Удельный импульс на 2-3% меньше.
3. Минимальная длительность включения больше.
4. Ресурс по количеству включений меньше.

Форсуночная головка одного из двигателей ТМКБ Союз.(какого - не знаю, интересно было бы узнать!)

Диаметр ~45мм.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВот здесь:
http://www.niimashspace.ru/program.html
много фото РН Космос-3М и Молния. Что для них делал НИИМаш?
На блоке Л (2БЛ) видимо газовые двигатели. На второй ступени Космоса -3М скорее всего двигатели системы малой тяги.

Но тут вопрос: кто их делал на первоначальных образцах в 50-е 60-е годы?

Газовые двигатели Блока Л скорее всего ОКБ-1, а вот кто делал двигатели СМТ второй ступени Космоса-3М? Кроме ТМКБ "Союз" некому, но ссылок нигде не встречал.
Тяга двигателей СМТ 25Н. У НИИМаша таких не было. У ТМКБ тоже. Видимо всё-таки двигатели делало КБХМ.
Ан нет. Как раз у ТМКБ Союз в те годы был двигатель на 25 Н. Он использовался в ДОК ЛОК и 11Д79. А первую микрушку исаевцы  сделали в 1971 году.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.ihst.ru/~akm/30t16.htm
ЦитироватьНАЗЕМНАЯ ОТРАБОТКА РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ФГУП «КРАСМАШ»

...

В 1968 году ТМКБ «Союз» г. Люберцы вышло предложением о проведении на Химзаводе испытаний двигательных установок с двигателями малой тяги (ДУ ДМТ) 11Д73.Эти работы были успешно проведены на реконструированном 1 рабочем месте стенда №2.

ТМКБ «Союз» предложил большой объем работ по испытаниям ДМТ и ДУ ДМТ. В то время в отрасли практически отсутствовала испытательная база по их испытаниям, а особенно условиях вакуума и низких температур. В короткое время на базе стенда №2 и корпуса 34 (бывшая лаборатория испытаний узлов автоматики для двигателя 8Д514) были созданы рабочие места для наземной (ресурсной) отработки ДМТ и ДУ ДМТ с имитацией космических условий: вакуума и низких температур в барокамере объемом ~ 30 м. куб. При испытаниях ДМТ с тягой от 10 до 50 г в высотных условиях измерялись тяга двигателей и расход компонентов через них. При испытаниях ДУ ДМТ определялись тепловые параметры в реальных условиях.
11Д73 это как раз ДОК ЛОКа.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

Цитировать

So, does anyone have any films footage which has these scenes in a higher resolution? This is the LK model I am constructing.

Thanks in advance,

David L. Rickman
ДО ЛК  вид сверху.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

Цитировать
Цитировать

So, does anyone have any films footage which has these scenes in a higher resolution? This is the LK model I am constructing.

Thanks in advance,

David L. Rickman
ДО ЛК  вид сверху.

This is the only part that I'm not sure of. There were several major design differences in this unit alone, but this image is too blurry to properly identify which design is shown here.

Best,

David L. Rickman

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Утомил уже этот ЛК. Скажите лучше что это за аппарат позади него с большими антенами?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер