Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Рисунки из книги "И вечный старт" http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86695?p=0

... ... ... ... ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Рисунки из книги "Первые шаги к космическим двигателям" http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86696/

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

ЦитироватьРисунки из книги "И вечный старт" http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86695?p=0
Где бы ещё текст раздобыть! :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

"АниКей":
Некоторые страницы из 6 тома каталога "Оружие России" http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86617/

А ПРО КБХА И С.А.КОСБЕРГА ЧТО-НИБУДЬ ЕСТЬ? НАВЕРНЯКА ДА!..

АниКей

http://www.isaev-a-m.ru/is99.htm#b07
Страницы книги В.К. Куприянова и В.В. Чернышева «И вечный старт...»

Salo,
Книга попала мне в руки несколько лет назад, нужные мне тогда рисунки перефотографировал, а у кого сейчас книга - не помню, поэтому текст быстро не обещаю.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Wolf,
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86870/?p=0
... ... ... ... ... ... ... ... ...
Но вообще-то в сети много материала, если погуглить... http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=8 ,  http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=10 ...
О Косберге, напр. - http://botinok.co.il/node/48420
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

ЦитироватьНекоторые страницы из 6 тома каталога "Оружие России"
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/86617/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.gazetakoroleva.ru/?number=2009002&chnum=1&st=104&str_next=0

5Д25 и С5.1(на заднем плане с вырезом).


КТДУ-35
ЦитироватьКБ Химмаш – 50 лет

    Хорошо помню, как в далёком теперь 1960 году, накануне распределения на работу после окончания Бауманского института, у меня была возможность выбрать одно из ведущих предприятий нашего города. И мой отец, работавший тогда в ОКБ-1 (теперь РКК «Энергия» им. С. П. Королёва), провёл настоящую исследовательскую работу, опро-сив многих своих бывших сотрудников, и однозначно посоветовал мне поступать в ОКБ-2 (теперь КБ Химмаш им. А.М. Исаева). Так я и сделал. И ничуть об этом не жалею. Более того, с годами пришло понимание, что мне повезло: я попал в уникальный коллектив, созданный Алексеем Михайловичем Исаевым.

Столетие со дня рождения этого неординарного человека, основателя и первого Главного конструктора ОКБ-2, одного из первых творцов жидкостных ракетных двигателей, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий торжественно отмечалось в октябре прошлого года. На предприятии, ныне носящем его имя, к 100-летию основателя была выпущена книга «Главный конструктор».

    А 16 января КБ Химмаш им. А.М. Исаева отмечает свой полувековой юбилей. Имя своего основателя предприятие носит далеко не по формальному признаку: Алексей Михайлович своим примером сумел создать на предприятии такой нравственный и рабочий климат, который сохранялся многие годы и после его безвременного ухода из жизни. Этот благодатный климат поддерживался теми, кто много лет проработал бок о бок с Исаевым и продолжал трудиться на предприятии после его смерти.

    Я держу в руках книгу В.К. Куприянова и В.В. Чернышёва «И вечный старт...» (Московский рабочий, 1988 год) из серии «Творцы науки и техники». Помню, как по моей просьбе на внутренней стороне обложки этой книги оставили автографы некоторые из тех, чьи воспоминания были использованы при написании книги. Мой начальник отдела А.В.Флёров, вздохнув, ностальгически написал: «Вдруг пахнуло исаев-ским психологическим климатом». И через 17 лет после смерти Исаева так чувствовали многие!

    К моменту образования ОКБ-2 в качестве самостоятельного предприятия (когда оно было выведено из состава НИИ-88 ) во главе с главным конструктором А. М. Исаевым он был уже далеко не новичок в области разработки жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Первый ЖРД его конструкции (РД-1) был создан в 1942 — 1944 годах и предназначался для первого реактивного самолёта-перехватчика БИ (Березняк — Исаев), разработанного на авиационном заводе №293. В 1934 году 26-летний А.М. Исаев пришёл сюда в только что организованное опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которым руководил В.Ф. Болховитинов. А 21 июня 1943 года Алексей Михайлович возглавил в ОКБ двигательный отдел, который стал основой коллектива по разработке ЖРД и с образования которого А.М. Исаев отсчитывал историю своего предприятия. Следующий двигатель РД-1М, хотя и считавшийся модернизацией двигателя РД-1, так отличался от предшественника, что был, по сути, новым двигателем, поскольку здесь были введены существенные конструкторские изменения (плоская форсуночная головка с «сотовым» расположением форсунок).

    В 1946 году появляется исаевский двигатель У-1250 с революционным конструкторским решением — силовой связью огневой стенки камеры сгорания с наружной её рубашкой.

    В 1950 году прошёл успешные испытания исаевский однокамерный двигатель тягой 8 тонн, на котором явление высокочастотной неустойчивости (ВЧ), разрушавшее камеру сгорания, было устранено постановкой перегородки (креста). С тех пор стали говорить, что Исаев поставил на проблеме ВЧ крест!

    Спустя 5 лет, в 1955 году, двигатель и жидкостный аккумулятор давления (ЖАД) конструкции КБ А. М. Исаева используются в первой советской баллистической ракете длительного хранения, разработанной под руководством С.П. Королёва. Через год за создание этой ракеты А.М. Исаеву и С.П. Королёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1958 году за создание зенитной ракеты Исаеву присуждена Ленинская премия.

    Тем временем авиационный завод №293 проходил сквозь ряд организационных преобразований. 18 февраля 1944 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО), в соответствии с которым завод №293 стал филиалом НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). Спустя два года, в июне 1946-го, филиал ликвидировали, а подразделение А.М. Исаева было переведено в НИИ-88 (будущий ЦНИИмаш) в качестве отдела №9 ОКБ. А чуть раньше на территории этого же НИИ-88 для подразделения А.М.Исаева решено создать производственно-экспериментальную базу. Вскоре здесь появился цех №105 и началось строительство испытательного стенда.

    В марте 1952 года, с целью интенсифицировать работы по созданию ЖРД, в НИИ-88 создали два дублирующих подразделения: ОКБ-2 во главе с А.М. Исаевым и ОКБ-3 во главе с Д.Д.Севруком. В декабре 1958 года, когда надобность в дублировании работ отпала, ОКБ-2 и ОКБ-3 были объединены согласно приказу государственного Комитета по оборонной технике. Новое подразделение в составе НИИ-88 стало называться ОКБ-2. Его возглавил А.М. Исаев. В его подчинении было около 2500 человек. А 16 января 1959 года ОКБ-2 вышло из состава НИИ-88.

    С момента выделения ОКБ-2 в самостоятельное предприятие начинается отсчёт подлинного творческого фейерверка в разработке ЖРД различного назначения. И этот фейерверк был, без сомнения, результатом и наработанных конструкторский решений, и климата, созданного на предприятии А.М. Исаевым. Привожу отрывок из воспоминаний ветерана КБ Химмаш Р.И. Константинова:
    «С первых же дней моей работы поразила меня демократичная деловая обстановка в коллективе КБ, без чванства и чинопочитания. Меня сразу же приняли как равного члена коллектива, не показывая своего преимущества в профессиональных знаниях.
    Впоследствии я понял, что в этом заслуга полностью Алексея Михайловича. Его умение по-деловому заряжать коллектив на выполнение порученных работ, умение подобрать кадры и создать демократическую обстановку как в КБ, так и на всём предприятии и привело к созданию самого работоспособного и плодовитого коллектива в отрасли». И это действительно так.

    В КБ Химмаш было разработано около 120 двигателей различного назначения — больше, чем всеми остальными двигательными предприятиями, вместе взятыми.
     
    К тому, что сказал Р.И.Константинов, хочу лишь добавить, что именно благодаря А.М.Исаеву руководители конструкторских отделов не занимались «спихотехникой», не утаивали свои «ляпы», выяснявшиеся при отработке, а были нацелены в работе на общий результат вместе с технологами, цеховиками и испытателями, конструктор же в этом взаимодействии был центральной фигурой. Об исаевской атмосфере хорошо сказал В.К. Куприянов («Студенческий меридиан», №11, 1985 г., «Инженер — это личность»): «Сегодня можно говорить об инженерной школе Исаева. Что ей было свойственно? Многие заказчики, например, отдавали предпочтение ОКБ Исаева потому, что в запутанных ситуациях он никогда не занимался поиском чужих ошибок, а стремился в первую очередь разобраться у себя. Характерная черта исаевской школы — честность, смелость признания своей вины, когда выявлена причина какого-либо отказа или неисправности. Понятия эти из области нравственной, но, руководствуясь ими, мы всегда быстро приходили к конечному положительному результату». Заодно открою здесь же «большой секрет»: из соображений тогдашней секретности под В.К. Куприяновым скрывался заместитель А.М. Исаева В.К. Кунец.

    Давайте ретроспективно обозрим упомянутый выше «творческий фейерверк» ОКБ-2, имевший место при жизни А.М. Исаева.
 
    1959 год — начало работы над космическим комплексом и кораблём «Восток», в котором использована тормозная двигательная установка, успешно проработавшая при полёте в космос Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентины Терешковой.

    Разработка двигательной установки для космических аппаратов «Луна», с помощью которой осуществлены коррекция траектории движения к Луне, перевод станции на орбиту спутника Луны и мягкая посадка на её поверхность.

    Приступили к проектированию двигательной установки для аппарата «Марс» с целью коррекции траектории.

    1960 год — начало разработки двигательной установки для аппаратов «Венера» с целью коррекции траектории.

    1961 год. Стали делать двигательную установку для более сложных космических аппаратов «Марс», «Венера» с целью коррекции траектории. Начало разработки двигательной установки для космических аппаратов «Зонд», «Марс» с целью коррекции траектории и орбиты.

    1962 год. Начало разработки двигательной установки для космических кораблей «Союз» с целью коррекции траектории, сближения кораблей, перевода корабля с орбиты на траекторию снижения.

    Начало разработки двигателя для космического аппарата «Полёт» с целью изменения параметров орбиты.

    1963 год. Двигательная установка для усовершенствованных космических аппаратов «Венера» с целью коррекции траектории.

    1965 год. Двигатель для аппаратов «Луна» с целью коррекции траектории, перехода с траектории на орбиту спутника Луны и мягкой посадки на её поверхность.

    1966 год. Двигательная установка для космических аппаратов «Зонд» с целью коррекции орбиты и перевода аппарата с орбиты на траекторию снижения.

    1968 год. Начало разработки двигателя для более совершенных космических аппаратов «Луна» и двигателя для возвращаемого на Землю аппарата.

    1969 год. Двигатель для космических аппаратов «Марс» с целью коррекции траектории, перевода аппарата на орбиту спутника Марса и коррекции орбиты.

    1970 год. Начало разработки двигательной установки для орбитальной станции «Салют» с целью коррекции её орбиты.

    Как нетрудно заметить, перечислены только работы по созданию двигателей космического назначения.

    К этому обширному списку следует ещё присовокупить разработку ЖРД для крылатых ракет, цельно-сварные неразборные двигатели для баллистических ракет подводных лодок, для тактической ракеты с подвижным стартом, многочисленные ЖРД малой тяги и многие другие, разрабатывавшиеся после смерти А.М. Исаева под руководством главных конструкторов В.Н.Богомолова, много сделавшего для сохранения исаевского климата, Н.И. Леонтьева, Е.П.Селезнёва.

    Ныне КБ Химмаш имени А.М. Исаева стало филиалом ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, предшественник которого — авиационный завод и КБ В.Ф. Болховитинова, где делал свои первые шаги в области разработки ЖРД конструктор А.М. Исаев.      

Александр ЛОКТЕВ,
ветеран КБ Химмаш, доктор технических наук
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

http://www.youtube.com/watch?v=au_iki9mwRc - "Двигатель мягкой посадки" студии Роскосмоса
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

Это у нас на третьей странице есть! :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

Исаевский крест на  С2.253:



И его иранские потомок:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

4Д76 - двигатель второй ступени ракеты Р-29 (РСМ-40):

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo


Значит слева 4Д76, а справа видимо 4Д10.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo


http://www.newsru.com/russia/22jun2005/found.html
Цитировать"Солнечный парус" - аппарат из 8 лепестков общей площадью 600 кв. м.

Космический аппарат с "Солнечным парусом" был запущен во вторник в 23:46 по московскому времени с борта стратегической атомной подводной лодки "Борисоглебск" Северного флота. В 23:52 аппарат был отделен от ракеты-носителя "Волна" из акватории Баренцева моря. "Все системы носителя отработали штатно, аппарат успешно отделен от носителя", - сообщил представитель командного пункта Роскосмоса.

После отделения от ракеты-носителя аппарат должен был раскрыть веер из тончайших парусов, покрытых с одной стороны светоотражающим составом. Падая на поверхность паруса и отражаясь от него, солнечные лучи передают аппарату свою энергию. Это давление чрезвычайно мало, но, действуя постоянно, оно способно постепенно сообщить аппарату очень большую скорость.

"Солнечный парус" представляет собой специальную конструкцию, покрытую светоотражающим составом и состоящую из восьми лепестков общей площадью 600 кв. метров (по 75 кв. м каждый), которые принимают на себя давление солнечного света и обеспечивают движение космического аппарата. Ускорение, сообщаемое фотонами парусу, невелико, но оно действует постоянно, что позволяет кораблю достичь очень высокой скорости за относительно короткое время. Регулировать орбитальную скорость корабля можно за счет изменения угла наклона паруса по отношению к светилу. Аппарат весит 100 кг.

В этом российско-американском проекте принимают участие Научно-производственное объединение имени Лавочкина (Россия), Планетарное общество (США), Институт космических исследований РАН (Россия), Конструкторское бюро имени академика Макеева (Россия) и другие организации.


С5.89 маршевый двигатель блока довыведения "Шмель" для ракеты носителя "Волна".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Здесь  http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/87162/ постраничные JPG 3600х2700 книги "И вечный старт..."
 ... ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

Спасибо огромное! :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"