Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Salo

Родственные темы:
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic10226/
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic7795/

Попробовал систематизировать информацию из открытых источников по двигателям КБХМ.

Двигатели для боевых ракет:



"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДвигатель какого КБ стоял на Р-21?
C уверенностью в 90% можно говорить, что делало его КБХМ. Четырёхкамерный двигатель открытой схемы с качанием основных  камер и одним ТНА на компонентах ТГ-02/АК27И. Вот только какая у него была маркировка. По моим прикидкам или С5.3 или С5.5
Проект Р-21 начинался в КБЮ, а оно с Исаевым работало не очень плотно, как я понимаю.
А заканчивался у Макеева. На Р-13 и Р-27 стояли двигатели Исаева. Впрочем на Р-29  тоже, правда на вторых ступенях.
С другой стороны на сайтах КБХА и Энергомаша не упоминаются двигатели для Р-21. Мог быть или Севрук или Исаев. КБ Севрука ликвидировали в 1958, значит остаётся Исаев.
С5.5 это КТДУ Луны-9.
А там не могло быть экзотики, типа ЖРД от Изотова? Как на 2-й ступени УР-100?
Если всех перебирать, то можно и Тураевское МКБ Союз вспомнить: тоже ведть ЖРД для Х-22 и Х-28 делало.
Кстати, по Р-21 вообще данных мало. По-моему, даже о последующих БРПЛ больше известно.
Нашёл ссылку http://www.bestreferat.ru/referat-8617.html
И.И. Величко, доктор технических наук профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий; Е.М. Кутовой, кандидат технических наук, капитан 1 ранга
ЦитироватьРакетами Р-13и Р-21 вооружались подводные лодки проектов 629 и 629А главного конструктора академика Н.Н.Исанина, а также первый атомный ракетоносец/проектов 658 и 658М, созданный под руководством главного, а впоследствии генерального конструктора академика С.Н.Ковалева. Все последующие стратегические атомные ракетоносцы строились по его проектам.

Ракетные комплексы первого поколения сыграли определенную роль в балансе стратегических сил в 60-е годы. В процессе их создания родилась кооперация разработчиков как морских ракетных комплексов с баллистическими ракетами, так и носителей ракет - подводных лодок. Было отработано взаимодействие многочисленных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов-изготовителей, испытательных полигонов. Основу морской ракетной кооперации составили: Государственный ракетный центр (главный конструктор В.П.Макеев) - ракетный комплекс в целом; КБ химического машиностроения (главные конструкторы А.М.Исаев, В.Н.Богомолов) - двигатели; НПО автоматики (главный конструктор Н.А.Семихатов) - система управления; НИИ командных приборов (главный конструктор В.П.Арефьев) - по комплексу командных приборов; КБ транспортного машиностроения (главные конструкторы В.П.Петров, В.Н.Соловьев) - по наземному оборудованию; Всероссийский НИИ технической физики (научные руководители Е.И.Забабахин и К.И.Щелкин, главный конструктор зарядов Б.В.Литвинов) - по боезаряду и боеприпасу в целом; Всероссийский НИИ экспериментальной физики (научный руководитель Ю.Б.Харитон, главный конструктор Е.А.Негин) - по боезаряду; НИИ вооружения ВМФ (начальник Н.А.Сулимовский) и Государственный центральный морской полигон (начальник И.А.Хворостянов) - по обоснованию тактико-технических требований и облика комплекса, научно-техническому сопровождению опытно-конструкторских работ, испытаниям комплекса, разработке руководящих боевых и эксплуатационных документов.
И ещё у Широкорада в "Энциклопедии отечественного ракетного оружия":
ЦитироватьКомплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение Постановлением СМ № 539-191 от 15 мая 1963 года. В создании комплекса участвовали СКБ-385, ОКБ-2, ЦКБ-34, НИИ-137, ПО «Арсенал» и другие. В состав комплекса входили: ракеты Р-21, пусковые установки СМ-87, система корабельных счетно-решающих приборов управления стрельбой, аппаратура и системы подводной лодки, обеспечивающие подготовку и проведение пуска и т.п.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo


Слева направо: ЖРД С.2.253, С.2.145 и С.2.244, созданные
в разное время в ОКБ-2 НИИ-88 для ракет типа В-300.


ЖРД С.2.260 ОКБ-2 A.M. Исаева для ракеты «207А».


ЖРД С.911.0100 конструкции ОКБ 2 НИИ-88 (Д.М.Исаев), 1952 г.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

Ширококрада читайте очень осторожно.
Он грешит тем, что часто не вычитывает копированный текст.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Вован

Так и не определили когда-то на форуме, от чего ДУ С5.17.

Байконур надолго - навсегда

Salo

ЦитироватьШирококрада читайте очень осторожно.
Он грешит тем, что часто не вычитывает копированный текст.
К сожалению не он один. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Пример:
http://www.laspace.ru/rus/systemK15.html
ЦитироватьСамолет-носитель "Ла-250" - перехватчик-ракетоносец 2-местный высокоскоростной цельнометаллической конструкции с двумя твердотопливными реактивными двигателями АЛ 7-Ф.
ЦитироватьДля осуществления старта с земли на ракете были установлены поршневые ускорители.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дедок

Salo, прекрасная таблица! Она у Вас в чем? в ворде, экселе?  Можете Вы мне её на мыло прислать?

 Позвольте высказать пару замечаний.
1. С5. 44 использовался и для авиационной крылатой ракеты Х-22.    http://www.dmzdubna.ru/page62.html
Но, в то же время,  в ж-ле  "Авиация и Космонавтика" № 9. 2005 пишут: ЖРД типа Р201-300, разработанный в ОКБ-300 (с 30 апреля 1966 года -Тушинское Машиностроительное КБ «Союз») имел двухкамерную конструкцию. С учетом основных полетных режимов АКР каждая из камер сгорания была оптимизирована для их обеспечения: стартовая камера с форсажной тягой 8460 кгс служила для разгона и выхода на максимальную скорость, после чего полет продолжался с помощью маршевой камеры с меньшей тягой 1400 кгс, достаточной для поддержания скорости и высоты при экономичном расходе топлива.
Питание двигателя осуществлялось общим ТНА.  При заправке Х-22 снаряжалась 3049 кг окислителя и 1015 кг горючего.

Что Вы на это скажете?

2.   Дв-ль С5.33 у Вас указан, как пятирежимный!!!
Уверяю Вас, что это 2-хкамерный однократного включения с одним ТНА (как и у Вас). Большая камера - стартовая, однорежимная имеет  тягу 56,7 кН, УИ - 2800 м/с, Р кам= 9,7 МПа. Маршевая, двухрежимная - тяга 13,36/6 кН, УИ - 2786/2680, Р = 8,8/4. Общая время работы - 550 сек. Итого: имеем у данного двигателя три режима.
Да, при последующей модификации КСР-5 говорилось о еще двух режимах работы дв-ля. Но, это уже должен быть иль другой движок, иль его модификация.

Salo

На X-22 использовался двигатель Туманского Р201-300 однозначно. Подтверждается несколькими источниками. Да и не может С5.44 служить прототипом для С5.33.
По индексам ГРАУ 5Д25 и С5.44 это один и тот же двигатель и устанавливался он на ЗУР 217МА.

По С5.33-спасибо за информацию.

Таблицу могу выслать. Пишите в личку.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Музей космической техники ЗЭМ РКК "Энергия"

жидкостные ракетные двигатели СО9-29, С2-260, С2-253, РО-5

Эх это бы фото в хорошем разрешении, да с табличками. :roll:
На переднем плане С2.253, потом видимо С2.260, за ним С2.145, потом не знаю, а пятый слева четырёхкамерный С09.29.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьТак и не определили когда-то на форуме, от чего ДУ С5.17.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_031/pages/IMG_2720.html



Оно?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Байконур надолго - навсегда

Salo

Значит С5.17 это 2МВ. Так и запишем. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Цитироватьhttp://old.korolev.ru/cp/science3.html


Что за двигатель?

2-я ступень Р-29РМ?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Наверное. Двигатель с таким соплом можно упаковать в ракету, только утопив его в баке первой ступени. :wink:

Газета "Конструктор"  Январь 2009 г. 3,17 МБ
ЦитироватьРакета  Р-29РМ — многоступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе, конструктивно состоит из  двухступенчатого носителя и разделяющейся головной части, объединенной с третьей ступенью (передний отсек). Совмещение двигательных установок третьей ступени и головной части за счёт общей баковой системы является уникальной особенностью конструктивно-компоновочной схемы ракеты. Двигатель  первой  ступени ЗД-37 создан коллективом КБ химавтоматики (генеральный конструктор А. Д. Конопатов), а двигатели второй и третьей ступеней и двигатель разведения — коллективом КБ химического машиностроения им. А. М. Исаева (генеральные конструкторы В. Н.  Богомолов и Н. И. Ле-
онтьев).
ЦитироватьИспользование маршевых двигателей с повышенными по сравнению с ракетой Р-29Р характеристиками, применение третьей ступени, прогрессивные технологические и конструкторские решения
внесли существенный вклад в рост энергетических возможностей ракеты Р-29РМ, обеспечили увеличение веса полезной  (боевой) нагрузки и максимальной дальности стрельбы. Так, например, в двигателе второй ступени удельная тяга возросла до 338 с, т. е. удельный импульс тяги двигателя как результат конструктивного совершенства доведен до предельного значения.
На второй ступени стоит 3Д38 исаевского КБ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В электронной версии справочника "Силовые Установки: Авиационные, Ракетные, Промышленные (1944-2000)." © 1998-2000. , КБХМ, стр.12:
ЦитироватьБазовый четырёхкамерный ЖРД С5.3 подводного старта создан в 1958-63 гг. для установки на морскую ракету Р-21. Компоненты топлива азотная кислота и амин. Rз=40000 кгс (392 кН).
Модификация С5.3М устанавливалась на первую ступень МБР Р-9.
Rз=40452 кгс (396,7 кН)
Jз=241с
Мдв=433 кг
Ркс=66 бар
Степень расширения сопла 9,55
Km=3,6
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

C5.3М видимо был в однокамерном исполнении и планировался для первой ступени Р-9В в количестве четырёх штук.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"