5K = Север?

Автор Pit, 25.04.2005 21:36:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Oleg

ЦитироватьВ.В.Молодцов
ПРОЕКТНЫЕ ЗАМЫСЛЫ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОКБ-1
  Завод имел задел еще на пять кораблей типа ЗКВ, и Сергей Павлович принял решение о создании серии кораблей типа ЗКВ для научно-исследовательских целей. Серия получила общее название "корабли заказа 1965 г." Руководство проектной разработкой этой серии было поручено Молодцову. Программа полетов была такая:
- ЗКВ N 5 предназначался для 30-суточного полета с животным (руководил экспериментом Б.Б.Егоров);
- ЗКВ N 6 - двухместный, продолжительность полета 15-20 суток;
- ЗКВ N 7 и N 8 - двухместные, продолжительность полета 12-15 суток для проведения эксперимента по созданию искусственной тяжести путем закрутки корабля, связанного тросом регулируемой длины с последней ступенью ракеты-носителя - блоком И;

- ЗКВ N 9 - двухместный, продолжительность полета 3-5 суток, с неоднократным выходом в космос общей продолжительностью 3-6 часов и с отработкой автономного маневрирования и самостоятельного спуска одного космонавта с орбита в легкой спускаемой капсуле (ЛСК) - пилотируемом вручную (по-самолетному) космическом аппарате чечевицеобразной формы, который Королев называл "космическим такси". В какой-то мере это была попытка отказаться от парашютной схемы посадки.

http://spek.keytown.com/tvorch/Space40/1996/books_96/Molodcov.htm
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

VK

Интересно бы уточнить, когда Молодцов В.В. прекратил работу в НПО "Энергия". Судя по его статье, некоторые вещи он помнит уникальные, но в некоторых допускает явные неточности. Вот, например:

1. Он пишет, что было выделено три ракеты 8К71 для первых спутников. Одна вывела ПС-1, вторая - Лайку, а третья - долгожданный "Объект Д". Однако известно, что спутник Д был запущен то-ли со второй, то ли с третьей (не помню точно) попытки - ракета взрывалась, то есть он был выведен не третьей, а четвертой или пятой РН.

2. Про возникновение идеи облета Луны на УР-500 -7К-Л1 его рассказ сильно расходится с другими воспоминаниями и документами.

3. То же самое про ДОС-7К.

4. Почему-то лунный Союз называет 7К-М.

5. Причина принятия решения о серии 3КВ 65-го да, по-моему, изложена с точностью до наоборот. Не 3КВ стали строить, чтобы заполнить паузу до 7К, а изготовление 7К затормозило серию 3КВ и привело к ее отмене.

Про ЛСК на 3КВ №9 - явно из области проектантских фантазий. Наверно, была такая идея, не спорю, но чтобы без отработки запулить человека, да еще втиснуть ЛСК в конструкцию 3КВ - это настолько противоречит всем принципам создания и отработки техники, которые жестко выдерживались тогда (вспомните Королевскую "Инструкцию..." по 3КА), - что поверить в возможность такого не могу абсолютно. Это совершенно новый корабль должен был получиться, и ЛСК надо было бы отрабатывать долго и больно. Не верю! (С).

Oleg

ЦитироватьИнтересно бы уточнить, когда Молодцов В.В. прекратил работу в НПО "Энергия". Судя по его статье, некоторые вещи он помнит уникальные, но в некоторых допускает явные неточности.
...
Про ЛСК на 3КВ №9 - явно из области проектантских фантазий.

Это конечно так, но идея действительно была. Биография Молодцова из Московского журнала № 8, август 2003.  
http://mj.rusk.ru/03/8/mj8_1.htm

ЦитироватьВ 1957 году В. В. Молодцову, занимавшемуся "полезными нагрузками" ракет, а также его коллегам инженерам В. И. Петрову, Н. А. Кутыркину, молодому технику Б. В. Дю-мину и другим поручили спроектировать в качестве такой "нагрузки" простейший спутник Земли (ПС) для выведения его на орбиту с помощью ракеты Р7. Группа успешно справилась с заданием: ПС был отработан, испытан в цехе и запущен 4 октября 1957 года. Его позывные с восторгом услышала вся планета.
В том же году Молодцов и его друг Константин Шустин проектировали "капсулу" для спуска космонавта с орбиты. "Капсула", нарисованная Шус-тиным, имела вид маленького тупоносого самолетика.
...
Параллельно с проектированием "Восхода-2" в секторе Молодцова трудились и над кораблями "Восход" серии 1965 года ("Восход 5-9"). Ввиду особой важности и срочности задания Королев взял его выполнение под свой личный контроль, наведываясь в сектор практически ежедневно. Речь шла о пребывании на орбите двух космонавтов в течение до 30 суток. Сергей Павлович выдвинул идею создания в кораблях "искусственной гравитации" для исследования влияния ее на человека, без чего нельзя было обойтись при осуществлении столь длительных космических вояжей. Система ИТ (искусственная тяжесть) по исходным данным сектора Молодцова разрабатывалась в отделе Б. В. Раушенбаха.
В свою очередь В. В. Молодцов предложил Королеву установить на "Восходах" № 8 и № 9 вместо дублирующего тормозного двигателя легкую спускаемую капсулу (ЛСК), снабженную собственной тормозной установкой и маневренными двигателями, - своего рода спасательную шлюпку. Обосновывая свое предложение, Владимир Васильевич указал на не столь уж редкие случаи возвращения с орбиты вполне целых шаровых баллонов системы ориентации. Идея подобного "космического такси", по его собственному выражению, Сергею Павловичу понравилась, и вскоре на завод, где Главным конструктором был Г. И. Северин (впоследствии академик), поступили из ОКБ-1 "Исходные данные" на ЛСК, представлявшую собой чечевицеобразный дископлан с высотой бортов 50-60 см. Однако в справке о проведении работ по кораблям серии 5-9, поданной тогдашним заместителем Королева П. В. Цыбиным, об ЛСК даже не упоминалось. Это не ускользнуло от внимания "СП". Последовала его резолюция: "Срочно П. В. Цыбину... С Вашими материалами не согласен из-за предложений по посадке... Видимо, Вы невнимательно смотрите и подписываете такие ответственные бумаги".
Кончина С. П. Королева привела к свертыванию многих перспективных направлений деятельности его КБ. Вспомним хотя бы лунную программу. Были похоронены идеи "искусственной гравитации" и "космического такси". Из задуманных пяти кораблей серии 1965 года на орбите побывал только один - "Космос-ПО", совершивший 22-су-точный полет с животным на борту. Проектные подразделения решили соединить с конструкторскими, против чего всегда протестовал Королев. В результате остались только корабль 7К-ОК - "Союз" и космические станции.
...
В 1974 году Владимир Васильевич ушел из ОКБ-1 ЦКБЭМ. Его редкие инженерные и организаторские способности при новом руководстве оказались невостребованными. На мой совет переждать, взяться пока хоть за какой-нибудь проект Молодцов так и ответил: "Без Королева? Не могу".
О "посткоролёвском" периоде деятельности ЦКБЭМ существуют разные мнения.
...
В 1995 году вернулся в Подлипки и там написал ряд ретроспективных докладов о "Востоках" и "Восходах", с которыми выступал на Гагаринских чтениях.

Вот этим как раз и объясняются явные неточности. Время, годы... 20 лет это не шутка.

А следуя принципу Королева можно предположить, что на №8 и 9 могли быть манекены вместо космонавтов.
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

STEP

Цитата: "Bart Hendrickx"Афанасьев писал(а) :

 
ЦитироватьКорабль «Восток-Ж» создается на базе корабля «Восток-В» [i
Если ТДУ дорабатывалась только для «увеличения тормозного импульса», то возникает вопрос, как планировалось совершать маневры. Кажется, что «координационные двигатели» были двигателями причаливания и ориентации, разве они способны это делать?

Вспомните пожалуйста устройство КК Gemini. Там сближение и стыковка как раз осуществлялась двигателями причаливания и ориентации, находящимися на боковых поверхностях ПАО. Потом нижний конический отсек сбрасывался и освобождал двигатель ТДУ. Почему у нас не могло быть сделано аналогично. Все зависит только от того, какова мощьность двигателей.
Дурят нашего брата, дурят ...

Oleg

ЦитироватьПередавали Козлову, но не пилотируемые корабли.
А прикладные военные проекты "Союз-П" и "Союз-Р"?
Учитывая задел, именно по этим проектам, потом поручили филиалу №3  "Звезду" (11Ф73, 7К-ВИ)
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

VK

Цитировать
ЦитироватьПередавали Козлову, но не пилотируемые корабли.
А прикладные военные проекты "Союз-П" и "Союз-Р"?
Учитывая задел, именно по этим проектам, потом поручили филиалу №3  "Звезду" (11Ф73, 7К-ВИ)
Я имел в виду Зениты. Союз-П и Союз-Р по сути при передаче были голой идеей, и Козловцам пришлось самим проектировать эти корабли. То есть, пилотируемую технику (не идеи) Королев не передавал.

ronatu

Не Север ли это?

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ratte07

По смыслу Север - это советский Джемени. Двухместный маневрирующий КК без БО с катапультными креслами (если верить Каманину).
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Pit

Был такой проект. Нечто досоюзовское но СА фаробразный. Якобы даже какое-то железо было типа макетов.
Непонятно под какие задачи и под какую РН.

Petrovich

Когда-то на какой-то ветке обсуждалось недолгая
,,жизнь,, ,,Севера,, :wink:
У меня сохранилось только пара рисунков...
КК ,,Север,,



Север-Л1

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

ratte07

Так это же Орион!  8)
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

rustem

Север обсуждали в этой ветке.
Везде написано, что формально проект был закрыт в пользу Союза.
Но не ясен вот какой нюанс.
Ранее на форуме пообсуждали, что если для Н1, возможно, и были предложения по открытому названию, то для Л3 вроде бы вообще не было.
Но вот в отличие от программы Н1-Л3, у программы УР500К-Л1 была высокая целевая - пилотируемая - готовность.
Вряд ли пилотируемые Л1 получали бы открытые названия Зонд-какойто№.
Разнотипные отработочные/неудачные/секретные околоземные КА шифровали Космосами, межпланетные - Зондами.
Для пилотируемых Л1 должно было быть заготовлено или обсуждено какое-то другое название.
Не должно ли для них было быть возрождено название Север,
ведь вариант Север-Л1 фактически и был реализован как Зонд-Л1?

Salo

ЦитироватьКогда-то на какой-то ветке обсуждалось недолгая
,,жизнь,, ,,Севера,, :wink:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1643&postdays=0&postorder=asc&start=0
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

GREMLIN

В.Молодцов Пилотируемые космические полёты
ЦитироватьC 1959 по 1961 год в ОКБ-1 в продолжение исследовательских работ шло проектирование нового корабля по теме «Север». Корабль «Север», получивший название 7К (по другим источникам 5К), массой около 9 тонн создавался как маневрирующий корабль. С его помощью планировалось отработать такие проблемы, как маневрирование на орбите, сближение и стыковка, управляемый спуск аппарата с аэродинамическим качеством. Аппарат представлял собой как бы переходную ступень от космического корабля «Восток» к кораблям следующего поколения, получившим впоследствии наименование «Союз», и состоял из спускаемого аппарата в виде фары, который без труда вмещал трех космонавтов в скафандрах, с аэродинамическим качеством и агрегатного отсека. Планировалось начать полеты «Севера» с IV квартала 1962 года. Однако до металла дело не дошло: в процессе разработки встретились непреодолимые трудности, да и "семерка" не смогла бы вытянуть его на орбиту.

Тема «Север» имела подчиненное значение, основной же становилась тема «Союз», которая в начальном варианте была предназначена для решения целевой задачи — создание комплекса для облета и исследования Луны. В 1960 — 1961 годах проводятся проектные исследования различных вариантов строительства на орбите пилотируемого ракетно-космического комплекса для полетов к Луне. Эти работы особенно активизировались после выступления 25 апреля 1961 года президента США Джона Кеннеди, объявившем о стремлении США выйти в космосе на первые позиции и доставить космонавта на поверхность Луны до конца 60-х годов. Облет Луны проектанты ОКБ-1, которыми руководили К.Д. Бушуев и С.С. Крюков, предлагали совершить на подручных средствах без использования тяжелого носителя, то есть с помощью «семерки». Основные работы велись в отделе М.К. Тихонравова.

Уже 10 марта 1962 года главный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев утверждает проспект, озаглавленный «Комплекс для сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз»)». В этом документе впервые дается обоснование возможности использования модификации космического корабля «Восток-7» (3КЖ) с космонавтом-монтажником на борту для отработки стыковки и сборки на орбите. Для этого корабль предполагалось снабдить системами сближения и стыковки, а также маршевой ДУ многократного включения. Космический корабль «Восток-7» мог быть использован для сборки на орбите ИСЗ космической ракеты, состоящей из трех одинаковых ракетных блоков. С помощью такой космической ракеты предлагалось выполнить облет Луны специальным кораблем Л1 типа «Север» с экипажем из 1-3 человек. Согласно проспекту космический корабль Л1 имел оригинальную компоновку, состоящую из двух корректирующих ДУ (передней и хвостовой), жилого отсека, спускаемого аппарата и агрегатного отсека, со стороны которого к кораблю пристыковывалась связка из трех разгонных блоков. Спускаемый аппарат имел аэродинамическое качество, что позволяло ему совершать маневр в атмосфере для уменьшения перегрузок, воздействующих на экипаж. В том же проспекте предлагалось с помощью стыковки создать орбитальную станцию с экипажем из 3 человек, предназначенную для наблюдения Земли и состоящую из трех блоков: жилого, блока научной аппаратуры и корабля доставки экипажа «Север». Блоки аппаратов во всех вариантах должны были выводиться на орбиту ракетой-носителем Р-7.


ratte07

Т.е., Союз 7К - это облегченный Север с обжатым СА под существующую РН на базе 8К78, а не под некий 9-10 тонный вариант, который хотели делать. Может быть - пакет из Р-9. Вообще, Заказчик хотел видеть 10-тонну ракету на базе Р-7 до конца 60-х, пока не переключился уже на Зенит поняв, что ждать бесполезно.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Salo

Думаю если бы хотел все шестидесятые- сделали бы.  А так была безуспешная попытка сделать с водородной третьей ступенью в начале 60-х, а потом ещё одна в начале семидесятых с двигателем замкнутой схемы на третьей ступени ( под Янтарь), которая тоже ничем не закончилась. Третья попытка (Союз-2) оказалась удачнее. Правда ПН всего 8,3 т.

Самое странное, что вариант типа Ямала или Авроры с РД-111 или  НК-9 на второй ступени даже не рассматривался. Да и НК-9В почему то использовать на третьей ступени не решились. А ведь задел по ГР-1 был.

В конце шестидесятых была ещё тема "Подъём", но там явно помешала политика. И заказ достался КБЮ с двигателями Глушко.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

Вариант пакета Р-9 рассматривался. Другое дело, что 40, а потом 70 т показались более привлекательными для ОКБ-1. Для филиала же, видимо, в 60-е это оказалось не под силу, хотя Союз-М пытались сделать.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

AceIce

ЦитироватьДля филиала же, видимо, в 60-е это оказалось не под силу, хотя Союз-М пытались сделать.
М... :?:
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

ЦитироватьВариант пакета Р-9 рассматривался. Другое дело, что 40, а потом 70 т показались более привлекательными для ОКБ-1. Для филиала же, видимо, в 60-е это оказалось не под силу, хотя Союз-М пытались сделать.
Точно? Союзовский пакет из Р-9 это как минимум 12 т.
Хотя увлечение ОКБ-1 НК-9 затавляет усомниться в таком варианте.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

Цитировать
ЦитироватьДля филиала же, видимо, в 60-е это оказалось не под силу, хотя Союз-М пытались сделать.
М... :?:
Филиал был занят намного более серьёзными задачами- Н-1 шла и не только.
Союз-М это видимо РН под ВИК.